Яндекс.Метрика

Фотография Бика – бизнес XIX века

Фотобизнес появился в Симбирске в 60-е годы XIX века. Точнее было бы даже сказать, что он в город пришёл. Первые фотопавильоны были открыты приезжими мастерами света – Блюмом, Фантом и Бахом. Чуть позже к ним присоединился и Борис Бик, который открыл фотографию в Симбирске в 1878 году. Он тоже был приезжим.

Биография Бориса Бика весьма интересовала легендарного ульяновского краеведа Сергея Сытина. Именно ему удалось выяснить некоторые нюансы биографии фотографа.

До исследований Сытина о Бике было известно лишь то, что он приехал в Симбирск из Сызрани ориентировочно в 1878 году и сразу же основал в городе фотографию своего имени. Снимал, как и другие симбирские фотографы, людей, разработал собственный «фирменный стиль», дошедший до наших дней в виде оригиналов отпечатков фотографии Бика. Кроме того, именно работе Бика принадлежит единственный снимок Симбирска с севера.

Сытину удалось выяснить о личности Бориса Бика другие подробности. Оказывается, фотографию в 1878 году основал вовсе не Борис, а Венцель Бик. Таково было имя фотографа до крещения в православную веру, которое он принял в 1880 году. Но и это имя, скорее всего, не было данным при рождении.

В симбирское мещанство Бика причислили в 1878 году, что и позволило ему открыть фотопавильон. Сытину удалось найти упоминание о Бике в «Алфавите причисленных к мещанскому обществу». Согласно этому документу, Бик происходил из евреев-новокрещенцев и был крещен по лютеранскому обряду. Именно тогда он и получил имя Венцель.

Бик явно был неплохим коммерсантом и уверенно вел своё дело, четко выстраивая то, что сегодня принято называть маркетингом. Это подтверждается и тем, что только за счёт своего фотосалона Бик вывел в люди шестерых детей.

Первым маркетинговым преимуществом фотографии Бика можно смело назвать оформление карточек. Качественный рисунок, со вкусом сделанная печать… Это сразу давало преимущество над конкурентами, большинство из которых ограничивались лишь обычным штампом с названием своей фотографии на обратной стороне карточки.

Второй удачной находкой Бика стал способ съемки семейных пар с использованием декоративного окна, установленного в фотосалоне. Мужчина выглядывал из него, а женщина сидела на стуле у окна. При найденном один раз оптимальном освещении подобный подход позволял получать фотографии хорошего качества без лишних усилий со стороны фотографа. При этом декорации выгодно выделяли карточки на фоне работ других фотографов, работая на узнаваемость бренда Бика.

В 1897 году Бик удачно продал свой фотобизнес. При этом продал не только оборудование, но и бренд. Покупателем стал Спиридон Никитин, основатель целой династии симбирских, а затем и ульяновских фотографов. Много лет Никитин использовал бренд Бика, указывая на паспарту «фотография С.Н.Никитина, быв. Б.Р.Бика».

Оцените новость: