История мостов через Свиягу и конкурс для читателей

12 Дек 2012 История Dinika

Зимой 1953 года в Ульяновске открылось трамвайное движение. Первый маршрут соединил трамвайное депо (ул.Радищева) с железнодорожным вокзалом (4 микрорайон). Это было большим событием – перемещения по городу стали намного проще. Но оставалась серьёзная проблема – развивающееся Засвияжье оставалось связанным с центральной частью города лишь старым деревянным мостом. Именно по нему осуществлялось автобусное сообщение.

К моменту недавней перестройки этого моста, он оставался единственным крупным деревянным мостом в областных центрах России.

Старожилы помнят как в гору по Шевченко с трудом поднимались первые ЛАЗы и как большинство автозаводчан, проживающих в центре, шли после смены домой пешком дружной толпой.

По планам Облисполкома, проблема должна была решиться строительством нового современного моста через Свиягу в районе улицы Минаева, по которому можно было бы пустить трамвай, связывающий автозавод с центральной частью города. В том же 1953 году на эти цели было ассигновано 1.500 т.р. Работы было поручено вести 39 тресту.

Трест взял на себя социалистические обязательства работать ускоренными темпами, перевыполнять дневную норму и т.д. С учетом этой «стахановщины» планировалось закончить мост к концу 1954 года. Но «стахановщины» не получилось.

Согласно плану строительство оба фундамента опоры путепровода над ж/д веткой к спиртзаводу должны были быть закончены к 15 июня 1953 года. К этому же сроку должна была быть закончена и заливка двух фундаментов речных опор. Но к сроку до верхней отметки была закончена лишь одна опора путепровода, а смонтированный в котловане копер РМК-5 простаивал без дела. Для забивки свай не было свайного леса.

Аналогичная проблема возникла и с бетоном. Из-за его нехватки первую опору моста бетонировали 11 суток вместо двух-трех дней, необходимых по технологии. Вместо единого монолита образовался «слоеный пирог» из бетона. Прочность конструкции угрожала стать ниже расчетной, что потребовало применения усиленных бетонов. Та же ситуация произошла и со второй опорой.

В газетах того времени было несколько критических материалов по поводу строительства. Их суть сводилась к тому, что строительные бригады, приписанные к мосту, попросту ничего не делали из-за отсутствия материалов. Для справедливости отметим, что в то же время 39 трест вел ещё одно масштабное строительство – строили трамвайный парк.

Тем не менее, к заливке пролетов приступили лишь весной 1955 года. И вот тут и началась реальная «стахановщина». Мост надо было в любом случае закончить к годовщине Октября.

Началось соревнование по темпам укладки бетона, плотники-опалубщики выполняли норму на 250 и более процентов, к укладке арматуры привлекли учащихся ФЗО… Дошло до того, что гидроизоляцию осенью 1955 года клали во время дождя, искусственно высушивая поверхность пролетов, чтобы лег битум.

В итоге к Октябрю всё-таки успели и до конца года был открыт новый трамвайный маршрут номер 2 от Трампарка до Автозавода.

К началу 70-х годов строительство мостов перестало быть подвигом. К 100-летию Ленина в Ульяновске была создана серьёзная база стройиндустрии, и постоянно работало несколько мостопоездов.

Но даже при наличии базы и политической воли ввести все инфраструктурные объекты к дате 100-летия, сроки строительства зачастую не выдерживались.

В конце 60-х годов Ульяновский горисполком вынес решение о строительстве нового моста через Свиягу в районе «Песков». По нему должен был быть пущен новый трамвайный маршрут. Строительство было запланировано начать в 1972 году силами мостопоезда 482 и закончить в 1973 году. В том же 1973 году планировалось открыть и новую трамвайную ветку.

Увы, но и здесь сроки сдвинулись. Ветку, по новому мосту, по которой был пущен 15 маршрут трамвая, открыли лишь в октябре 1975 года. Опять же, к праздничной дате.

К 1970 году вводили в строй и мост через Свиягу в району улицы Инзенская. Строительство вели сразу несколько организаций, и оно было комплексным. Одновременно возводился и сам мост, и путепровод над дорогой для сызранской ж/д ветки и подъездные пути.

Но и тут повторилась та же ситуация, что и с «минаевским» мостом. Большинство работ выполнялись в последний момент. Все бригады, участвующие в строительстве, тогда заступили на ленинскую юбилейную трудовую вахту.

Тем не менее, в начале 1975 года был запущен новый трамвайный маршрут через построенный мост, связавший микрорайон УЗТС с Киндяковкой.

Сегодня через Свиягу в Ульяновске перекинуто 12 мостов, из них два железнодорожных. Про три автомобильных и один пешеходный мост мы рассказали в этом материале. А какие ещё есть мосты через Свиягу? Ждем Ваших предположений по адресу ulgrad@inbox.ru. В заголовке необходимо указать «На конкурс». В письме желательно указать имя и контактный телефон. Первый приславший правильный ответ получит от нас небольшой приз.

Оцените новость:
  • (6 голосов, средний: 4.33 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...