Яндекс.Метрика

Ульяновск с другого ракурса: взгляд из Германии

Когда долго живешь в Ульяновске, то быстро привыкаешь к нему. Редко удается посмотреть на знакомые места с другой стороны. По сложившейся традиции мы решили поинтересоваться у гостей Ульяновска, каким они увидели город. На этот раз нашими собеседниками стали поэт Хендрик Джексен и фотограф Хайнрих Фёлькель, посетившие город в рамках литературно-фотографической лаборатории Shots/Stories, а также менеджер в сфере культуры Констанце Зедер, работающая в Ульяновске по программе Фонда им. Роберта Боша.


Хендрик Джексен
Поэт, переводчик и редактор, работает в Берлине. Переводил стихи Марии Цветаевой и Бориса Пастернака на немецкий язык. В Ульяновске проводил пятидневный мастер-класс по творческому письму для местных поэтов и прозаиков, записывал звуки города для создания звукового коллажа.

Хендрик, только приехав в Ульяновск, вы шутили, что вас тянет в обломовщину, на диван. Что можете сказать после пяти дней работы в городе? Есть ли обломовщина в ульяновцах?

Я считаю, что не больше чем в любой другой провинции. Это не то что обломовщина, просто жизнь протекает медленнее, чем в больших городах, все спокойнее. Ваш город не сильно отличается от немецких городов такого же размера, где жизнь тоже размеренная. Хотя в Ульяновске жизнь не совсем спокойная, улицы большие.

Что вас приятно и неприятно удивило в Ульяновске?

Мне очень понравился туман, который был несколько дней, пока мы здесь работали. А неприятного не видел.

Вы много путешествуете. Какой город является для вас комфортным?

Комфортно там, где хороший транспорт, развитая экономика, а вообще я не очень ищу комфорт. Такие большие города, как Москва или Петербург, очень утомительны. Я был в Москве, там действительно сложно работать нормально. Но, с другой стороны, там, где можно спокойно работать, мало жизни, нет наблюдения. Наверное, лучше какое-то время пожить в большом городе, а потом уже можно черпать все из себя.


Хендрик записывает шум воды, стекающей в колодец

Вы в Россию приезжаете не первый раз, видите, что происходит в стране в разные годы. Что-то меняется в стране, в людях?

Россия сейчас очень сильно меняется, особенно последние пять лет. У людей другое восприятие жизни. Сама жизнь другая, люди стали более самостоятельными. То, что происходит сегодня в России, очень интересно. Образовался средний класс, подобная ситуация была в начале 20 века. Средний класс всегда означает большие перемены. Сейчас государство это понимает и пытается ответить на новые ожидания людей.


Хендрик записывает звуки в мастерской художников Ульяновского училища культуры

Вы говорите, что чувствуете какое-то напряжение в мире. Что вы имеете в виду?

Это какая-то смесь из экономического и политического напора. Тут речь не о демократии или каком-то другом государственном устройстве. Сейчас во всех странах правительство играет огромную роль, это власть. Кажется, что каждый свободен, но на самом деле в Германии, например, почти для каждой ситуации есть правило. Тобой постоянно управляют. Этот напор с каждым годом ощущается все больше. Тебе никто не говорит прямо, что ты должен делать, но это чувствуется. Никто не делает то, что он на самом деле хочет делать. Люди находят свое место в жизни, понимают, кто они. С другой стороны, все стало очень пусто. Такое чувство, что все время чего-то не хватает. Эмоций, откровенности. Постоянное чувство минуса.

Что в этих условиях может сделать поэт?
Он может жить той свободой, которая должна быть в жизни каждого.

Хайнрих Фёлькель
Немецкий фотограф, с 2006 года является членом агентства фотографов OSTKREUZ в Берлине, снимает для крупнейших немецких журналов и газет

Эти пять дней вы много фотографировали Ульяновск, его жителей. Наш город дружелюбен?

Очень дружелюбен. Куда бы я ни приходил, люди расспрашивали, откуда я, были очень приветливыми. Мне очень понравилось. Думаю, Ульяновск – хорошее место для иностранцев, ульяновцы рады, когда к ним приезжают гости.

Отличается ли чем-то городская среда Ульяновска от европейской?

Чуть-чуть отличается. У вас все так же, как у нас – магазины, рестораны, но при этом вы очень хорошо сохранили старую часть города, деревянные дома. Может быть, нужная какая-то специальная программа по их сохранению, это очень важно. В России есть города, где история города – это история Советского Союза. А в Ульяновске как раз видно, что у России есть намного больше истории, чем 70 лет СССР. Когда смотришь на Россию из Европы, в голове всегда чуть-чуть возникают ассоциации с Советским Союзом, его символами и клише, как будто здесь все выглядит так, как было в СССР. Ульяновск очень богат, у вас есть и старые дома, и конструкции СССР, которые тоже важно сохранить. Думаю, через 10-20 лет люди посмотрят на советскую архитектуру другими глазами. Еще очень интересно, что Ульяновск стоит на берегу Волги, но в то же время на некоторой дистанции от реки. Я удивился, потому что думал, что каждый город на Волге живет с Волгой. Наверное, это связано с тем, что здесь такой высокий берег.

Констанце Зедер
Менеджер в сфере культуры Фонда им. Роберта Боша. В Ульяновске с сентября 2011 года по август 2013 года. Занимается реализацией российско-немецких культурных проектов, в том числе проектом литературно-фотографической лаборатории Shots/Stories

Констанце, вы много работаете с молодежью Ульяновска. Она чем-то отличается от молодежи в Германии?

Думаю, люди везде могут найти общий язык, я не ищу разницу в людях, а, наоборот, – какие-то общие моменты. Я познакомилась с молодежью Ульяновска, которая очень активна. Молодежь, из какой бы страны ни была, всегда найдет общий язык.

Есть такое мнение, что в Ульяновске проходит много интересных мероприятий, но посещают их мало, и, в основном, одни и те же.

Соглашусь, что в Ульяновске есть так называемая обломовщина. Некоторые говорят мне, что надо проводить мероприятия в 15-00 и лучше в будни. Другие говорят, что в будни они работают, лучше в воскресенье. Очень сложно найти время, которое устроит всех, но я довольна посещением организуемых нами мероприятий – активных людей много.

А на вас обломовщина еще не повлияла?

На меня тоже повлияла. Я вообще очень рада, когда после работы могу поспать.

Галина Плотникова, фото автора и Екатерины Богдановой

Оцените новость: