Яндекс.Метрика

Карамзинку хотят оставить без имени

Министр искусства области выступила с предложением убрать имя историографа Николая Карамзина из названия областной психиатрической больницы.


В четверг на заседании правительства региона министр искусства области Татьяна Мурдасова выступила с предложением переименовать областную психбольницу в Ульяновске. Точнее, убрать из ее названия формулировку “имени Николая Карамзина”. По словам Мурдасовой, известный историк и писатель отношения к больнице не имеет, поэтому надо восстановить историческую справедливость.
Губернатор, выслушав предложение, дал указание подробнее изучить архивные документы. Уже после этого может быть принято решение о переименовании больницы. Стоит добавить, что недавно областные власти решили назвать именем Карамзина Центральный аэропорт. Вероятно, с этим связано желание избавить его имя от негативных ассоциаций.
Если углубиться в историю, то выяснится, что семья историка имеет непосредственное отношение к созданию больницы. А его сын, Владимир Николаевич Карамзин, завещал увековечить в ней память своих супруги, Александры Ильиничны, и прославившегося на всю страну отца.
Владимир Николаевич Карамзин оставил Симбирской губернии немалую сумму – 125 тысяч рублей. Насчет этих денег в его завещании были даны указания: «Вырученную из продажи дома моего сумму отдаю я в распоряжение губернского земского собрания Симбирской губернии с тем, чтобы оно на этот капитал устроило в губернском городе или в окрестностях оного, или наконец там, где оно сочтет более удобным, в пределах губернии, какое-либо благотворительное, по своему усмотрению, заведение, а именно: больницу, богадельню, приют и т.п. или по мере средств и соображаясь с местными потребностями, то и другое из примерно перечисленных благотворительных заведений и с тем, чтобы на сооруженном таким образом здании (или зданиях) имелась следующая подпись: «В воспоминание Александры Ильиничны Карамзиной сооружено памяти Николая Михайловича Карамзина».
То есть собственно формулировки “имени Карамзина” он не требовал. Доска, о которой говорилось в завещании, была выполнена. Она находится в здании больницы до сих пор.
Название “имени Н.М. Карамзина” сложилось исторически. Согласно документам, с самого начала в названии колонии для душевнобольных, выстроенной на завещанные деньги, значилась фамилия Карамзиных. Ее называли Карамзинской колонией душевнобольных Симбирского губернского земства. Наименование это сохранилось и после революции. Тогда учреждение обозначалось как “Симбирская губернская Карамзинская колония душевнобольных” и “Советская Карамзинская колония”. Уже к середине 20 века больницу официально стали именовать “имени Н.М. Карамзина”.
Кроме больницы, имя Николая Карамзина получил и возникший при ней поселок. Сейчас он входит в пригород Ульяновска и официально так и носит имя историка. Очевидно, если власти возьмутся избавлять больницу от имени Карамзина, нужно будет переименовывать и поселок, непосредственно связанный с историей лечебного учреждения.

Оцените новость: