Привезли «Цыпленка-мафиози» и «лишнего» Герольда

Пластилиновая вода из пластилинового крана, пластилиновые музыканты и такие же зайцы здесь похожи на настоящих. Они созданы художниками-аниматорами Германии и уже живут своей анимационной жизнью. Но в Ульяновске эти работы являются выставочными экспонатами проекта «Анимационное кино Германии», посмотреть и проникнуться которыми может любой желающий.

Выставка в Ульяновске в историко-мемориальном музее имени Ивана Гончарова открылась практически накануне международного дня анимации, который отмечается 28 октября, и будет работать до декабря. Проект «Анимационное кино Германии» представляют фонд «Ульяновск – культурная столица» и Гете-институт в Москве в рамках перекрестного года Германии в России.

Руководитель контактного бюро Гете-института в Нижнем Новгороде Павел Милославский сообщил, что на выставке представлена вся палитра художников-аниматоров Германии, этого своего рода – срез анимационного кино. В работах проявляется и дотошность, свойственная немцам, а некоторые кадры – сами по себе являются произведениями искусства. По словам Павла Милославского, выставка приехала к нам сразу после экспозиции в Московском мультимедиа арт-музее.

Что касается тематики, то, как нам рассказал Павел Милославский, в первую очередь, у немецкой анимации социальная направленность, авторы реагируют на потребности современного общества, адаптируются к социальным изменениям. По его словам, наша анимация более традиционная, но это, возможно, даже наше преимущество. Кстати, он напомнил, что именно советский мультик 1975 года «Ежик в тумане» в 2003 году признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

В отличие от нашей страны, в Германии анимация – это не только детское искусство, но и взрослое. Впрочем, детям организаторы выставки также уделили внимание. Так, здесь можно посмотреть работы ребят, обучающихся в школе анимации на базе детской художественной школы, расположенной на улице Ленина. Как рассказала ее директор Елена Логинова, школа работает уже около года. Сейчас по специальной образовательной программе здесь раз в неделю занимаются 38 детей. Идея создать российско-немецкий проект родилась совместно с выпускником детской художественной школы Андреем Башмаковым, известным под псевдонимом Гари Флоссер, который в 2001 году создал студию анимации в Мюнхене. Дети в школе анимации создают свои мультики, что называется, с нуля, самостоятельно работая над монтажом своих творений.

Безусловно, на выставке показывают и немецкие анимационные фильмы.


Готфрид Ментор/ Роланд Петрицца. Цыпленок-мафиози. 2007. © Франк Клейнбах

Что касается представленных в музее работ, то здесь самые разные техники, в том числе традиционная 2D и компьютерная 3D анимация, живопись по стеклу, stop-motion, фотомонтаж, пластилиновая и рисованная анимация.

Здесь можно увидеть работы молодых и уже признанных художников – Айке Арндт, Тобиаса Билгери, Габриэллы Грубер, Даниеля Ноке, Себастьяна Петерсона, Йоханеса Вайланда и других.

В экспозиции – оригинальная графика, репродукции и фотомонтажи и пластилиновые фигурки таких анимационных фильмов как «Стикс» Айке Арндт (2007) — девятиминутная история о путешествии в царство Аида после смерти;«Ты мой герой» Тобиаса Билгери (2009) — рассказ об отважном рыцаре, который однажды отправляется на бой без меча; «Замза — в честь Франца Кафки» Рене Ланге; «Герольд здесь лишний» обладателя более десяти премий Даниеля Ноке (2006); «Джем сейшн» и «Эстерхази» обладательницы двух Серебряных Медведей Международного Кинофестиваля в Берлине Изабелы Плучинской (2005).(Даниель Ноке. Герольд здесь лишний. 2006. © Франк Клейнбах)

После церемонии открытия желающим попробовать себя в анимации предложили поучаствовать в создании небольшого мультфильма: паучок из бусинок должен был помахать лапкой.

Работа оказалась кропотливой – движение каждой лапки необходимо зафиксировать, причем стараться делать это так, чтобы в итоге паучок не перекосился. Но и это лишь треть всей работы, рассказала нам Елена Логинова: после фотофиксации необходим монтаж, подбор музыки и многое другое. Однако не только результат, но именно сам процесс творчества и представляет самую большую ценность в анимации. Убедиться в этом вы можете и сами. Выставка будет работать до середины декабря.

Стоимость билета: взрослые – 50 рублей, студенты – 40 рублей, школьники – 30 рублей. Адрес музея: улица Гончарова, 20.

Для справки

Один из первых мультипликационных фильмов на кинопленке — «Humorous Phases of Funny Faces» — был снят в Америке в 1906 году. А спустя три года в Германии вышел первый немецкий анимационный фильм «С новым, 1910 годом!», снятый известным оператором и режиссером Гвидо Зибером. В авангардные 1920-1930-е годы анимационные фильмы, преимущественно рекламные, были настоящим экспериментальным искусством — мультипликаторы использовали технику силуэтного фильм (Лотта Райнигер), анимировали геометрические мотивы, цвет и музыку (Оскар Фишингер), искали собственный путь развития анимации, стараясь не копировать работы студии Уолта Диснея. Современная анимация из Германии нередко удостаивается номинаций и премий американской киноакадемии «Оскар», а с 1982 года в Штутгарте проходит международный фестиваль анимационного кино, считающийся одним из самых престижных конкурсов в мире мультипликации.

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость:
  • (4 голосов, средний: 4.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...