Митинговать можно везде, где не запрещено

Такой ответ дали разработчики законопроекта «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий» на вопрос «Где же можно будет проводить массовые мероприятия?». В четверг в общественной палате власть и общественники за круглым столом обсудили разрабатываемый в связи с необходимостью приведения в соответствие с федеральным законом документ. В начале встречи председатель палаты Нина Дергунова напомнила: несмотря на то, что в зале собрались люди очень активные и неравнодушные, нужно вести себя спокойно и работоспособно, не давая в выступлениях каких-то оценочных суждений. Но ожидать спокойствия при такой бурной реакции общественников, которую уже вызвала информация о законопроекте, и, прежде всего, опасения о том, что теперь митинговать можно будет только в полях, пожалуй, не стоило.

Отведут места

Начали круглый стол по обсуждению законопроекта «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий», предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с разъяснения статей законопроекта. Напомним, для его разработки была создана рабочая группа под председательством заместителя председателя правительства области Николая Маркина. В нее вошли юристы, представители общественной палаты, Заксобрания, администрации Ульяновска.

Представитель рабочей группы, директор департамента общественной безопасности облправительства Людмила Крутилина сообщила, что целью данного законопроекта является приведение регионального закона в соответствие с федеральным и обеспечение безопасности при проведении публичных мероприятий.

Далее она прошлась по всем статьям законопроекта.

Так, во второй статье говорится о минимально допустимом расстоянии между лицами, осуществляющими пикетирование, которое должно определяться законом субъекта РФ. Оно не может быть более 50 метров. Ульяновский законопроект определил это расстояние для нашего региона в 50 метров.

Третья статья посвящена единым специально отведенным или приспособленным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений местам. Согласно федеральному закону их должны определить органы исполнительной власти субъекта. В законопроекте говорится о том, что на территории области они определяются правительством Ульяновской области по представлению исполнительного органа госвласти Ульяновской области, уполномоченного в сфере развития местного самоуправления и поддержки некоммерческих организаций.

Эти места должны иметь официальные границы. Если нет ограждения, границы территории обозначаются на местности информационными знаками. Информационные знаки устанавливаются по периметру границы специально отведенного места, а также в местах предполагаемого прохода людей. Как пояснила Крутилина, после определения мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Впрочем, закон не исключает, что публичные мероприятия могут проводиться не только в отведенных местах, но и в иных местах, но только после согласования с органом власти.

Законопроект определяет и порядок использования специально отведённых мест. По словам Крутилиной, в соответствии с федеральным законом, порядок использования специально отведённых мест, нормы наполняемости мероприятий, уведомление о которых не требуется, устанавливаются законом субъекта.

В законопроекте говорится о том, что специально отведённые места могут использоваться только для проведения публичных мероприятий. Но, как сообщила Крутилина, этот пункт вызвал разногласия в рабочей группе. Получается, что если место использовать только для публичных мероприятий, то спортивные и культурно-массовые мероприятия там проводить уже нельзя. В связи с этим, уточнила она, данный пункт будет дорабатываться.

Предполагается, что в одном и том же специально отведённом месте в одно время нельзя проводить несколько публичных мероприятий (за исключением одиночного пикетирования).

Как пояснила Крутилина, в соответствии с федеральным законом, при проведении публичного мероприятия, численность которого составляет 100 человек, уведомление о его проведении не требуется. В связи с этим, может сложиться ситуация, когда несколько организаций в одно и то же время будут проводить мероприятия, и в одном месте окажутся 300-500 человек. Чтобы избежать конфликтов, организаторам мероприятий предлагают подавать регламент (повременное расписание мероприятия) о проведении мероприятия.

Также согласно федеральному закону, субъекты должны сами установить норму предельной заполняемости одного специально отведённого места. При этом она не может быть менее ста человек. В ульяновском варианте законопроекта данная норма составляет один человек на один квадратный метр площади специально отведённого места. Предельная численность участвующих в одном публичном мероприятии, проводимом в одном специально отведённом месте, уведомление о проведении которого не требуется, составляет 100 человек.

«Собираться можно везде, где не запрещено законом»

Наконец, самая спорная статья законопроекта, касающаяся мест, в которых на территории Ульяновской области запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций. Вызвала она споры и на круглом столе. Напомним, согласно федеральному закону, в целях защиты прав и свобод человека, обеспечения порядка и безопасности, субъекты дополнительно определяют эти места (кроме мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается в соответствии с федеральным законом).

По законопроекту, такими местами в Ульяновской области могут стать здания и территории речных, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов, тротуары, остановочные пункты, здания и территории детских и образовательных организаций, культовых, медицинских и физкультурно-спортивных организаций, детские и спортивные площадки. Кроме того, к таким местам могут отнести территории, прилегающие ближе, чем на 50 метров к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, жилым домам и многоквартирным домам, а также к зданиям, занимаемым государственными и муниципальными учреждениями.

По информации Крутилиной, внести в законопроект объекты культурного наследия предложили в департаменте по охране объектов культурного наследия. Она напомнила также, что вопрос о проведении публичных мероприятий на территории объектов культурного наследия у нас урегулирован постановлением правительства Ульяновской области.

Впрочем, объяснения разработчика не дали ответов на ряд важнейших вопросов жителей области. Пожалуй, один из самых главных вопросов озвучил лидер региональной КПРФ Александр Кругликов: если почти везде запрещено собираться, а где же можно?

«Собираться можно везде, где не запрещено законом», – был ответ Крутилиной, вызвавший «аплодисменты» общественности, похоже, и не ожидавшей ничего другого. Тем не менее, на разработчиков посыпались и остальные вопросы в надежде все же получить на них ответы. При этом о порядке и регламенте проведения самого круглого стола, к которому в начале встречи призывала Дергунова, собравшиеся забывали, эмоционально выражая возмущение законопроектом.

Мы – чиновники, акции никогда не проводили

Впрочем, были и предложения. К примеру, продумать пояснительную записку к законопроекту, переформулировать понятие «ограждение» в третьей статье и продумать, кто и за чей счет будет устанавливать информационные знаки.

Был поднят вопрос порядка проведения мероприятий, связанных с памятными датами, а также с религиозных и рекламных мероприятий: как классифицировать их в соответствии с новым законопроектом? Крутилина пояснила, что на мероприятия, связанные с памятными датами, он не распространяется. А для религиозных и рекламных есть отдельный закон.

«Вы понимаете социально-политические последствия нового законопроекта?», – уже слышался другой вопрос из-за круглого стола. Мы – чиновники, отвечают разработчики, акции никогда не проводили, постарались сделать законопроект и для этого к вам и обратились, ждем от вас предложений.

Но собравшиеся снова предложили назвать специально отведенные места, в которых будет можно собираться, а также пояснить вопрос необходимости предоставления регламента. И получили ответ: места пока не назовем, а регламент нужно представить, чтобы устанавливать очередность мероприятий и избегать конфликтов. Кстати, на круглом столе высказали предложение дать возможность организаторам мероприятий решать этот вопрос между собой, не передавая ее власти. «Иначе получается мероприятие без уведомления, но с уведомлением», – резюмировали в зале.

Выступавший далее член общественной палаты Ульяновской области Александр Брагин также отметил первоочередную необходимость определения мест, где можно собираться, а также прояснить понятие «общий умысел» и пункт относительно памятников наследия. Кстати, Брагин предложил и свой проект данного закона.

Сопредседатель ульяновского общественного движения «За достойную жизнь» Евгений Лытяков поднял другой важный вопрос – размытости понятий в новом документе, из-за чего могут начаться недопонимания, в том числе с правоохранительными органами. Вообще же на круглом столе говорилось и о нарушении Конституции. По мнению ряда общественников, главной задачей законопроекта является загнать людей «кое-куда». Впрочем, то, что закон будет неукоснительно исполняться, они уверены, так как разработан, по их мнению, в интересах власти.

Без уведомления, но с уведомлением?

Кстати, ближе к концу круглого стола перешли и к ответственности правоохранительных органов и властей, а не только организаторов мероприятий – ее тоже необходимо прописать в законе. Дело в том, что на практике, несмотря на отсутствие необходимости уведомления, считают общественники, появится много причин отказать в проведении мероприятия. Представитель полиции, присутствовавший на встрече, заверил собравшихся, что законопроект Конституцию не нарушает, а на специально выделенные места можно будет выйти без уведомлений.

Среди других предложений, высказанных на круглом столе: отнести к специально отведенным местам площади, снять ограничения относительно возможности проведения мероприятий у жилых домов, если они проводятся в интересах жильцов этих домов, убрать понятие тротуары и пункт относительно объектов культурного наследия.

Дергунова настаивала на необходимости предоставления примерного списка мест, которые тоже должны быть обсуждены общественностью. Необходимость предоставления регламента она назвала превышением полномочий власти: по ее мнению, организаторы должны сами определять последовательность мероприятий, а власть просто ставить в известность.

Кроме того, собравшиеся предложили сократить дистанцию до объектов культурного наследия и зданий органов власти с 50 метров до 10-20 метров.

В конце встречи слово снова взял Александр Кругликов, который теперь уже эмоционально и прямым текстом отметил ограничительный характер закона, который принимается в интересах не горожан, а власти, чтобы «люди не смели разинуть рот». «Мы восстанавливаем памятники, а нам запрещают к ним подходить! – удивлялся Кругликов. – Нет ни слова об ответственности чиновников!».

Кстати, на круглом столе предложили включить в законопроект пункт об участии в протестных акциях представителей власти и, если они окажутся виноватыми, определять меры ответственности.

В конце встречи Нина Дергунова сообщила, что все предложения будут переданы рабочей группе. Кроме того, она напомнила, что у общественной палаты есть право законодательной инициативы и можно сформировать рабочую группу и подготовить альтернативный законопроект. Свои предложения также можно в течение недели внести в общественную палату.

Свое заключение относительно законопроекта палата даст в начале октября.

Оцените новость:
  • (4 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...