Яндекс.Метрика

Пилильщика не выпилят

Сегодня в Законодательном собрании области прошел круглый стол на тему борьбы с рыжим сосновым пилильщиком. Главный его итог – в этом году с пилильщиком серьёзно бороться не будут.

Впрочем, нечего оказалось и обсуждать. Все меры борьбы с пилильщиком давным-давно известны. Это в первую очередь профилактика в виде регулярных санитарных рубок, а также известные меры реагирования на эпидемию – развешивание ловушек, вырубка пораженных деревьев, опрыскивание биологическими составами и т.д. Углубляться в специфику мер борьбы с пилильщиком не будем, отметим лишь, что всем участникам круглого стола этим меры отлично известны.

Сосредоточимся на другом – на зоне поражения. Первым доклад делал главный “лесник” минприроды Лев Павлов, который особо отметил, что ситуация с пилильщиком не катастрофическая. Директор ФБУ “Рослесзащита” Вениамин Титов по этому поводу добавил, что для лесостепной зоны периодические вспышки численности пилильщика – это нормально.

Назывались и цифры. Так, по оценкам минприроды, больше всего пораженных пилильщиком лесов в Павловском районе. – 800 с лишним гектар. Все остальные очаги, как мы поняли, считаются точечными.

Конечно, основной упор делался на лес около Юрманок. Именно на примере этого небольшого участка леса и рассматривались меры борьбы с пилильщиком.  Пораженные сосновые посадки на этом участке расположены в водоохранной зоне возле дачных участков. Как отметил Павлов, это исключает применение для борьбы с пилильщиком химических и бактериологических средств.  Если учитывать требования санитарных норм, то остаётся не так много средств борьбы. В первую очередь это обмазывание деревьев специальным клеем, которое препятствует подъему пилильщика к кроне, а также вырубка пораженного леса.  Пробную партию клея лесники уже приобрели.

Ещё есть надежда, что зимой пилильщик погибнет сам. Если погода будет холодной и малоснежной, то куколки пилильщика попросту замерзнут и эпидемия на этом закончится. Титов по этому поводу особо отметил важность осеннего мониторинга куколок пилильщика. На базе анализа данных мониторинга можно будет делать прогноз на следующий год и, если он будет негативным, принимать меры по борьбе с вредителем леса. Как отметил Павлов, для этого потребуется помощь федералов в виде денежных средств.  После определения мер и способов борьбы с вредителем,  будет разыгран тендер, победители которого и займутся их реализацией.

Меры могут быть разными. Самой эффективной, но при этом и самой небезопасной, считается химическая обработка.  Затем следуют различные способы бактериологической борьбы в виде опрыскивания специальными составами или расстановки ловушек. О многообразии этих средств в подробностях рассказала доцент кафедры лесного хозяйства УлГУ Наталья Митрофанова.

Казалось бы, картина ясна. Про пилильщика все знают, известны и меры борьбы, по итогам круглого стола принята необходимая резолюция… Но остаётся слишком много вопросов.

Во-первых, возникает вопрос “а почему с пилильщиком не боролись в этом году, ведь первые признаки массового нашествия вредителя были видны ещё в мае месяце?” Ответ на этот вопрос очевиден – мониторинг состояния лесов в должной мере не проводится. Министерство вынуждено реагирует лишь на прямые сигналы – например, на обращение садоводов. Самостоятельно выявлять очаги поражения и бороться с ними наши лесники очевидно не могут. Точнее, с учетом того, что леса у нас почти все сданы в аренду, не могут спросить с арендаторов.

Во-вторых, совершенно непонятна ситуация с санитарными рубками. В лесах, пораженных пилильщиком, можно невооруженным взглядом отметить полное отсутствие всякого ухода. А это один из главных факторов, способствующий увеличению численности вредителей. Вопрос про санитарные рубки задал Павлову представитель Госэкоконтроля.  Ответ оказался довольно странным – Лев Николаевич в подробностях рассказал как хорошо проводится очистка леса в Николаевском и Новоспасском районах.  Но там нет и очагов поражения пилильщиком! А там, где леса поражены, они находятся в запущенном состоянии. В этом мы убедились сами во время наших поездок по левобережным посадкам вдоль Волги.

Убираться в этих лесах зачастую готовы жители ближайших деревень и СНТ. Сухостой вполне годится на дрова. Но, как мы выяснили у дачников и в администрации нескольких сел Чердаклинского района, заниматься вырубкой сухих и поваленных деревьев им попросту не дают! Для этого надо оформить множество бумажек. Несколько проще этот процесс выглядит в случае взаимодействия с арендаторами, но здесь возникает другая проблема. По словам Павлова, заготавливать сухостой хорошо идут в тех районах области, куда не дошла газификация.  Да и то спросом пользуется в основном береза, а не сосна, плохо пригодная для сжигания. В тех же районах, где есть газ, в лес на уборку сухостоя население не затащить…

Но что это меняет? Ответственным за состояние лесов остаётся минприроды. Оно же обладает и контролирующими функциями, а значит имеет полное право спрашивать с арендаторов за плохое состояние арендованных лесов по итогам проводимых проверок. Если же арендаторов у леса нет, то заботиться о его состоянии должно лесничество. Судя же по состоянию тех пораженных лесов, которые мы видели, о лесе никто не заботится.

В-третьих, совершенно непонятна реальная площадь поражения лесов. Так как, судя по всему, полного мониторинга лесов на предмет заражения никто не проводил, о реальном масштабе бедствия приходится лишь догадываться. Сильно подозреваем, что ситуация близка к критической.  17 гектар юрманской посадки на общем фоне – это капля в море. Здесь действительно могут быть применены лишь некоторые методы борьбы ввиду нахождения посадок в санитарной зоне.   Большая же часть других пораженных лесов вполне может быть, как мы поняли, обработана химическими и бактериологическими препаратами и спасена.  Почему это не делается сейчас?

Частичный ответ на этот вопрос мы получили. Для закупки препаратов и обработки необходимо финансирование, причем федеральное.  Получение этих денег и их осваивание – процесс длительный. В этом году уже явно с этим не успеть. Единственный вариант быстрого решения проблемы – введение режима чрезвычайной ситуации. В этом случае деньги могут быть получены и освоены в гораздо более короткие сроки. Но, судя по всему, ситуацию с пилильщиком никто критической не считает…

Оцените новость: