Яндекс.Метрика

Общественная заплата

С осени в области начнет работу Общественная палата нового созыва. Декларируемая цель подобных институтов понятна – это предоставление для неравнодушных общественников возможности выстраивания прямого диалога с властью. Заключается некий негласный договор. Общественность показывает свою лояльность через участие в институтах, инспирированных властью, власть в ответ советуется с общественностью посредством диалога с её представителями. Так механизм выглядит в теории. На деле же всё ровно наоборот.

Наверняка внимательные горожане, следящие за информационной картиной, заметили, что в обществе уже давно созрело и укрепилось чувство отвращения к власти как к полноправному партнеру. Причина проста – люди перестали верить в искренность власти.

И её действительно нет. Любые искренние порывы, благие начинания, реальная забота о ближнем и прочие реально общественные вещи при встрече с машиной власти оборачиваются обратной стороной. Благие и чистые намерения власть использует для своих грязных целей. В итоге их первоисточник (тот самый общественник) чувствует себя оплеванным, униженным, а в большинстве случаев и просто прямо оскорбленным.

Попробуйте искренне предложить что-то действительно хорошее и общее, при этом хоть как-то затронув власть. Итог однозначен – ваше предложение станет кормом для ненасытной пасти властей и их приспешников, очередным поводом для того, чтобы насосаться из бюджета живительной «крови». Самое обидное, что при этом результат никого не волнует – «общественные инициативы» стали просто удобной ширмой, которую затем можно легко превратить в тряпку для вытирания ног. Общественник – инициатор, само собой, в любом случае оказывается морально оплеван. Конечно, если только он сам не из лагеря «ширмачей».

Подобное неверие в благие помыслы властей стало абсолютным. Те, кто этого не осознают, просто вынуждены постоянно оказываться в дураках при любом контакте с властями. Один-два таких контакта и из множества вариантов развития событий остаётся лишь два. Инициатор «доброго и вечного» осознает, что в глазах властей он выглядит круглым идиотом, «заботами о ближнем» которого можно удачно прикрыться. В итоге неизбежно разочарование, которое лечится либо цинизмом, либо закапыванием головы в песок.

В первом случае носитель «бывшего хорошего» забывает о своих «дурацких идеалах» и всеми силами старается попасть «за ширму», то есть стать «одним из» и использовать свои компетенции для реального дела – выкачивания денег.

Во втором случае у носителя чувства ответственности за близкого возникает стойкая аллергия на власть во всех её проявлениях. Никаких контактов, никакого взаимодействия, даже демонстративное игнорирование. И оно немудрено – в нынешних условиях всем реальным общественным деятелям понятно, что делать что-то по-настоящему достойное и доброе можно лишь держась как можно дальше от властей. И при этом молиться, чтобы о таких делах власти, не дай Бог, не узнали. А то ведь возьмут на вооружение и всё испортят.

Других вариантов нет – это очевидно любому реальному общественному деятелю, кто хоть раз взаимодействовал с местными властями. Тогда зачем и для чего нужна Общественная палата – институт, который реальные общественники, естественно, игнорируют?

Ответ на этот вопрос простой – властям так или иначе нужен удобный объект для приложения своих отеческих усилий. Такой объект, теоретически, у власти есть – это народ. Но, увы, народ у нас испокон веков предпочитает от власти держаться подальше, от её «отеческой заботы» предпочитая в меру сил откупаться. От безысходности властям и приходится изобретать несуществующую обратную связь. Тем самым убивается сразу несколько зайцев.

Во-первых, власть сама себе создаёт иллюзию того, что она и народ – это не два противоположных полюса, а нечто общее, существующее «в формате диалога» и управляемое «потоками компетенций».

Во-вторых, власть с помощью разнообразных «общественных» сборищ ещё более усиливает стену между собой, своими приспешниками, жирующими на бюджетные деньги, и настоящим народом. Буферная зона в лице прикормленных, но «общественных», – это удобный способ усиления обороны от народа и сохранения для себя комфортной иллюзорной среды обитания, где «все свои».

В-третьих, власти отлично понимают, что участие в псевдо-значимых сборищах – это отличный способ погасить жар среди тех, кто и хотел бы встать в общее стойло у бюджетной кормушки, но не сумел и теперь бегает вокруг подсобки. Наличие «околовластной общественности» – это возможность осадить особо крикливых бегунов, самим фактом «псевдо-вовлеченности» дав им иллюзию того, что они на полшага от своего счастья. Особенно такой подход действует на тех, кто уже побывал около кормушки, но не удержался там надолго.

Какая из этих целей важнее в тот или иной момент времени? Посмотрев на фамилии уже назначенных членов Общественной палаты области и вспомнив о том, что срок полномочий нового созыва палаты увеличен до трех лет, можно легко понять, что нынешний созыв Общественной палаты – это реакция на необходимость быстро унять возможные протестные настроения и нарастить буферную зону. Предыдущий состав палаты решал иную задачу, в первую очередь формировал иллюзии народа для власти. Само собой, зачастую не стесняясь на этом зарабатывать.

Подобное изменение трендов работы с якобы «общественностью» – это, конечно же, далеко не местная придумка. Общественными заплатами власти пытаются заткнуть многочисленные пробоины в тонущем судне страны. И если несколько лет назад такие затыкания были в первую очередь успокоительной мерой, так как ещё работали кессоны, то ныне – это меры вынужденные, аварийные, так как дыр настолько много, что крысы с корабля уже сбежали почти все. А это уже, согласитесь, явное указание на то, что до стремительного падения на дно недалеко.

Оцените новость: