Яндекс.Метрика

Малым рекам – мало внимания

Река Сельдь используется ульяновцами для сброса канализационных стоков и бытовых отходов. Накануне Поволжской эконедели, которая стартует 5 июня в Ульяновской области, хочется обратить внимание на небольшие речушки, протекающие в черте города. Сельдь, Каменка, Симбирка, Грязнушка – эти водные объекты являются неотъемлемой частью экосистемы Ульяновска, но за их благополучием мало кто следит.

Проходя по берегам местных водоемов, остается только вздыхать:  Симбирку разбавляют  канализацией и мусором, в Грязнушке – склад пластиковой тары, Сельдь не видно из-за отходов, Каменка переливается нефтепродуктами. Хотя это также полноправные реки как Свияга или Волга, только размером поменьше.

Речушки эти, как и все водные объекты в России, находятся в федеральной собственности. Надзор за ними должно осуществлять министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Но, как считает Нина Васильевна Благовещенская, председатель Экопалаты нашего региона, по факту, малыми речками никто не занимается. «Свиягу-то почистить не могут, что уж говорить о более мелких», – говорит она.

В результате качество воды в речках удручает. Свалки мусора в русле водоемов отражаются на их состоянии. Специалисты Госэконадзора сообщают, что Симбирке, Каменке, Грязнушке и Сельде присвоены 3-4 категории загрязнения, то есть они относятся к загрязненным и сильно загрязненным рекам.

Мониторинг поверхностной воды в реке Сельдь в апреле 2012 года выявил загрязнение трудноокисляемыми и легкоокисляемыми органическими веществами,  соединениями железа, марганца, азотом аммонийным и нитритным. Виноват не только мусор. В речки сбрасывают еще и канализационные стоки. Иногда нарушителей природоохранного законодательства удается поймать.

Так, в 2007 году стало известно, что в русло Каменки “Ульяновскводоканал” сливал сточные воды. Тогда анализы показали превышение предельно допустимого содержания алюминия и нефтепродуктов.

Впрочем, по словам ульяновского ихтиолога, доцента кафедры биологии УлГУ Дмитрия Семенова, состояние воды в малых реках не мешает активной рыбалке на них. На входе в областной центр вода в речушках, отмечает он, чистая, грязная – на выходе. Во всех этих водоемах, кроме Симбирки, водится рыба: окуни, плотва, лещи. И местные рыбаки не брезгуют употреблять свой улов в пищу.

Хотя Нина Благовещенская готова бить по тревогу. «Речка, как айсберг – это не то, что на поверхности, это то, что течет внутри. Из наших речушек вода так или иначе попадет в Волгу, а затем и в водопроводы», – отмечает она. По ее словам, особую опасность представляет полив огородов неочищенной водой из загрязненных рек. А это происходит повсеместно. Огурец, например, на 98 процентов состоит из воды, которой его поливают. И угоститься выращенным на берегу грязной речки огурцом – фактически просто попить из нее.

Председатель ульяновского Госэконадзора Константин Долинин подчеркивает, что на реки, соприкасающиеся с городской средой, наложена дополнительная экологическая нагрузка. Константин Александрович считает, что малые реки города необходимо досконально обследовать, поставить им диагноз, провести их паспортизацию и  разработать планы рекреации.

Река в городе – мечта для многих жителей Америки и Европы, так как это настоящее богатство. У ульяновцев пока есть и Волга, и Сельдь, и  Грязнушка, и  Симбирка, и Каменка. Но осознание их ценности еще не пришло. Не появится ли оно слишком поздно?

Фото – Улград. ру.

Оцените новость: