Яндекс.Метрика

Пустые полки, высокие цены

В последний месяц ульяновцы всё чаще сталкиваются с пустыми полками и вывесками «магазин закрыт на ремонт» на входных дверях привычных супермаркетов. Куда-то делся SPAR, одна за другой пустеют привычные «Симбирки» и «Товарищи», закрываются «Провианты»… Причина этого в том, что в город приходит «тяжелая артиллерия» ритейла – группа X5 и «Ашан». Действительно ли местные продуктовые сети «сдаются» москвичам предчувствуя, что не выдержат конкуренции? Мы нашли ответ на этот вопрос.

До недавнего времени рынок ритейла был поделен между местными сетями («Симбирка», «Провиант», «Гулливер»), франчайзинговыми магазинами разных операторов («Спар», «Товарищ», «Пятерочка») и федеральными игроками («Магнит»). Все сети нормально уживались между собой, принося неплохую прибыль владельцам. Так продолжалось до начала 2011 года, когда стали известны планы «Ашана» по завоеванию ульяновского рынка. Планы окончательно подтвердились в конце прошлого года, и именно с этого момента началась эпопея с пустыми прилавками в привычных супермаркетах. Владельцы продуктовых сетей стали срочно искать на них покупателя, параллельно распродавая товарные остатки.

Казалось бы, причина очевидна – местные сети испугались конкуренции. Но это не совсем так. Как пояснил нам генеральный директор местного SPAR Сергей Семенов, речь идёт скорее об опасности снижения рентабельности с приходом в регион крупных московских игроков. По его словам, большинство из существовавших в Ульяновске сетей – это часть холдинговых структур. «Выгодно продавать тогда, когда выгодно. Проще вынуть деньги из одного проекта и вложить в другой» – говорит Сергей, но при этом добавляет, что перспективы роста у ритейла есть, равно как и есть возможности для конкуренции, «но нужно дополнительно инвестировать». Небольшим сетям это, по-видимому, невыгодно, проще оказалось продать.

Покупатели нашлись быстро. «Спар» и «Товарищ» поглотил местный «Гулливер», а «Симбирку» и «Провиант» – московская группа X5, владеющая брендами «Пятерочка+» и «Перекресток». До этого момента Х5 работала в городе по франчайзинговой схеме, сотрудничая с «Дворцовым рядом». Но от продолжения сотрудничества Х5 отказались. В итоге магазинам «Дворцового ряда» предстоит ребрендинг.

Ситуация вполне рыночная, но вряд ли от этого легче простым ульяновцам. Фактически, в результате всей этой истории в привычном режиме свою работу продолжают лишь две сети – «Магнит» и «Гулливер». В магазинах других сетей либо пустеющие полки, либо вообще замок на двери. И такая ситуация продолжится до тех пор, пока рынок, как говорится, не «устаканится».

Конечным итогом этого «устаканивания» станет явный перевес федеральных игроков – сетей «Магнит», «Ашан» и «Пятерочка+» вкупе с «Перекрестком». Опыт других городов показывает, что это неизбежно приведет к росту цен, так как федеральные сети приходят уже со «своими» поставщиками и ориентируются не на местный рынок, а на рентабельность в рамках своих общероссийских сетей. Есть вероятность, что «со двора вон» прогонят и местных поставщиков. За примерами далеко ходить не надо – «магнитовские» фуры на трассах известны всем. Даже хлеб и молоко они везут в Ульяновск из Самарской области.

Конечно, ждать того, что кто-то сможет остановить начавшийся процесс, не стоит. Ульяновск, увы, далеко не первый город, в котором происходит вытеснение федеральными игроками местных. Очевидно также, что ритейлом этот процесс не закончится – местный бизнес неизбежно будет поглощаться во всех сферах, в которых есть крупные федеральные игроки. В конечном же счете вполне может оказаться, что все провинциальные города будут щеголять одинаковыми вывесками – если кофейня, то «Старбакс», если магазин электроники, то «M-видео», если продуктовый, то «Пятерочка».

Оцените новость: