Автомобили показали правду

08 Фев 2012 Авто, Аналитика Dinika

Одна из ведущих российских страховых компаний составила рейтинг обеспеченности жителей российских регионов личными автомобилями. Ульяновская область оказалась на 61 месте среди 83 регионов РФ и на 9 месте среди регионов ПФО. Мы считаем, что эти цифры – важный индикатор реального экономического состояния области.

Вообще, получить реальные цифры о количестве зарегистрированных личных автомобилей в том или ином регионе не так просто, как кажется. Достаточно точную статистику ведут лишь специализированные агентства, тесно сотрудничающие с ГИБДД и страховщиками. В качественных статистических материалов учитывается множество факторов – помимо данных о количестве состоящих на учете автомобилей, анализируется год их выпуска, частота прохождения техосмотра, данные РСА. В итоге цифры получаются близкими к той реальности, которую мы наблюдаем за окном.

Судя по всему, страховщики, составляющие рейтинг, пошли по более простому пути и за основу взяли исключительно данные ГИБДД. Это можно легко понять исходя из анализа показателей лидеров рейтинга. Это, как обычно, Дальний Восток, где личный автомобиль есть у каждого второго, включая стариков и детей. Но любому специалисту известно, что подобные цифры возникают исключительно из-за многолетнего статуса Дальнего Востока как «автомобильных ворот России» и никак не отражают реальную экономическую ситуацию.

То же самое относится и к Калужской области, которая заняла третье место в рейтинге после Приморского края и Камчатки. Причина высокой «автомобилизации» здесь также очевидная – близость к Москве, из-за которой в регионе регистрируется множество автомобилей, реально эксплуатирующихся в Москве и МО.

А вот дальше рейтинг вполне можно анализировать, особенно если использовать его исключительно для сравнения. Приведём данные по регионам ПФО.

Лидирует в региональном рейтинге Оренбуржье, где на 1000 жителей приходится 267 автомобилей. Среди всех регионов РФ это 22 место. На почетном втором месте Самарская область с 255 личными автомобилями на 1000 жителей. Вполне ожидаемо третье место занимает Татарстан с показателем в 247 автомобилей на 1000 жителей. Ульяновская область в региональном рейтинге заняла девятое место со своими 206 личными автомобилями на 1000 жителей. Уступили нам республики Удмуртия, Мордовия, Чувашия, Марий-Эл и Пермский край.

Известно, что обеспеченность населения личными автомобилями – это важный экономический критерий оценки территории. Более того, очень многие экономисты-практики считают этот индикатор одним из важнейших, который позволяет оценивать сразу несколько факторов. Среди очевидных – наличие у народа денег на дорогостоящие покупки. Но это не главное – важнее желание. Если автопарк начинает быстро расти, то это означает, что жители территории «перешли на более высокую ступень пирамиды», задумались о будущем и у них появились свободные ресурсы.

Именно по этой причине показатель «количество автомобилей на 1000 жителей» обязательно включается в большинство аналитических отчетов по экономике регионов наряду с валовым региональным продуктом и средней заработной платой по региону. Хорошим тоном считается, когда все ключевые показатели, отображенные в сравнительном рейтинге территорий, находятся на близких местах.
Если говорить о наших соседях по ПФО, то так оно и оказывается. Например, Оренбургская область по среднемесячной зарплате в 2010 году занимала 24 место среди всех регионов РФ, по ВРП (валовому региональному продукту) 21, а по обеспеченности личными автомобилями на 1000 человек населения 22 места. То же касается и Татарстана, Самарской области и прочих регионов ПФО, включая и «депрессивные» в плане автомобилизации Марий-Эл и Удмуртию. Все три рассматриваемых индикатора во всех случаях «ложатся кучно».

А вот Ульяновская область стала исключением. Находясь на 37 месте по уровне средней заработной платы и на 49 по уровню ВРП, Ульяновская область попала лишь на 61 место по количеству личных автомобилей на 1000 человек населения. Получается, что хоть и живём неплохо, растут доходы, но личным автомобилям предпочитаем общественный транспорт?

Если следовать экономической логике и не знать про реальную ситуацию в области, то, действительно, можно сделать такой вывод. Впрочем, он всё равно наводит на размышления в духе «что-то тут нечисто».

Но мы-то, жители Ульяновской области, знаем правду. Цифры в государственной статистике по ВРП и средней заработной плате получены не без титанических усилий местных властей по приведению данных в парадный вид. Именно этим и ничем другим можно, например, объяснить то, что в 2010 году по официальным данным средняя зарплата в области составляла 13500 рублей.

Столь же «показателен» на наш взгляд и рост ВРП в 2009 году почти в 3 раза по сравнению с 2004. Ловкие манипуляции с использованием «бумажных» инвестиций, громких планов и политики выравнивания бюджетной обеспеченности регионов сотворили чудеса – на бумаге область с каждым годом становилась всё краше и краше, причем стахановскими темпами.

Увы, но судя по темпам автомобилизации области, эти бумажные темпы весьма далеки от реальной жизни. Как минимум, пунктов на 15. И дело не в пересаживании народа на общественный транспорт, а попросту в том, что у большей части жителей области как не было возможности купить личный транспорт, так её и нет. Хоть какую-то динамику «делают» области вовсе не представители «простого народа», а залезающие в кредит (рост почти в два раза) представители ускользающее малого «среднего класса» и, конечно же, чиновники и бизнесмены, которым никакой кредит не нужен.

Вот и получается, что с одной стороны – приятные властям парадные цифры в отчетности, а с другой – кредитная кабала якобы «среднего» якобы «класса» и продолжающееся обнищание простого народа, который копит деньги вовсе не на новую машину, а? банально, на еду.

Оцените новость:
  • (6 голосов, средний: 3.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...