Яндекс.Метрика

Маршрутки станут дорогими, а трамвая и автобуса будет не дождаться

Не так давно на одном из совещаний областной министр экономики Олег Асмус заявил о необходимости поднятия стоимости проезда в городских маршрутках с нынешних 13 рублей до 15. Очевидно, что сказано это было не просто так – после президентских выборов тарифы наверняка поднимут. Выиграют или проиграют от этого горожане? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется.

В августе прошлого года в министерство были представлены экономические расчёты от ряда коммерческих перевозчиков, в которых обосновывается необходимость повышения тарифов до 17 с лишним рублей. По словам Виктора Сидоренко, председателя объединения «маршрутчиков» «Наш город», в экономическое обоснование не были заложены ни обновление подвижного состава, ни «ГЛОНАСС», а норма прибыли выставлена минимальной.

По словам перевозчиков, уже тогда себестоимость перевозки одного пассажира была выше действующего тарифа в 13 рублей. Но маршрутки несмотря ни на что продолжали ездить, и ездят до сих пор. Парадокс? Ничего подобного – ни для кого не секрет, что значительная часть доходов «маршрутчиков» (до 70%) остаётся в тени, и выживают они в основном именно за счёт этого.

Очевидно, что самый простой способ уменьшить декларируемую налогооблагаемую базу – это «черный нал» со стороны пассажиров. Не отрывая билетики, вполне можно декларировать не те суммы, которые реально собраны, а те, которые хочется. В рамках, разумеется, приличия. Именно поэтому в ульяновских маршрутках так и не прижились обязательные билетики или кассовые аппараты как это заведено у наших соседей по ПФО.

Второй способ экономии – максимальное избавление от материальных активов. Отсюда и повальная тенденция разделения владельцев маршрутов и владельцев подвижного состава, а также нежелание обзаводиться материально-технической базой в виде собственных пунктов техосмотра и медицинских кабинетов.

Считать, что эта ситуация неизвестна власти, неразумно. Транспортные чиновники не глупее остальных горожан и всё отлично понимают, но сделать ничего не могут. Точнее, не очень-то и хотят. Причина опять же в тарифах. Без сомнений, «белые» экономические обоснования, представленные перевозчиками, вполне верны и если вести бизнес полностью соблюдая все законы, то, действительно, себестоимость перевозки одного пассажира вряд ли будет ниже 15 рублей. Если же рассматривать перевозки как бизнес, а не как меценатство, то тариф при нормальной норме прибыли в 20% будет не меньше 18 рублей. С учетом же разнообразных систем мониторинга и обновления подвижного состава автобусами большей вместимости, нежели «Газели», цифра окажется ещё выше – рублей 20, не меньше. Это именно тот тариф, при котором возможна абсолютно «белая» работа маршрутчиков.

Понятно, что власти на такое повышение тарифов пойти не могли и не могут – ни в августе прошлого года, ни в марте нынешнего. Волей-неволей приходится на многое закрывать глаза. И не требовать слишком многого.

Так, несмотря на много раз декларируемую цель ухода на многих маршрутах от «Газелей» в пользу автобусов большей вместимости, власть понимает, что требовать этого единоразово от маршрутчиков при нынешних тарифах не выйдет. Поэтому и делаются поступательные шаги. Так, в лотах конкурса на маршруты, который будет разыгрываться в феврале, требования к вместимости подвижного состава довольно мягкие. Подавляющее большинство лотов «заточено» в основном именно под «Газели» с небольшой разбавкой импортными микроавтобусами. Автобусы более высокой вместимости требуются лишь на некоторых разыгрываемых маршрутах – садово-дачных, пригородных и на маршрутах №39 и №7.

Казалось бы, вот он компромисс. Власть делает вид, что маршрутчики работают по закону, а маршрутчики делают вид, что стараются угодить власти. Но это не так, что и стало со всей очевидностью понятно на совещании в ПАТП-1 в минувший вторник. Перевозчики, желающие увидеть и услышать министров, чтобы обсудить с ними вопрос тарифов, не дождавшись их, демонстративно ушли. Тем самым явно указав на своё отношение к власти, которая фактически вынуждает их использовать «серые» схемы работы.

Но спасет ли транспортную систему города повышение тарифов либо лишь позволит вернутся маршрутчикам в зону «приличия», декларируя более похожие на правду доходы и несколько обновить свой автопарк? Андрей Елисеев, председатель общественной организации «Ульяновцы за трамвай» считает, что повышение тарифов коммерческими перевозчиками позитивно скажется на работе муниципального транспорта.

«Логика простая» – говорит Андрей – «при повышение стоимости проезда пассажиры будут выбирать как ехать – либо за большую стоимость проехать быстро и с относительным комфортом, то есть сидя, либо за меньшую стоимость, но, возможно, и стоя». Сейчас же, как заявил на совещании во вторник Владимир Снежкин из комитета дорожного хозяйства, «в ходе контрольных мероприятий мы часто наблюдаем такую картину, когда на остановке стоят люди, подходит полупустой «ЛиАЗ», но в него никто не садится. Однако стоит появиться микроавтобусу – его берут штурмом. Все потому, что стоимость проезда на всех видах городского автотранспорта сегодня примерно одинакова».

При большей разницы тарифов пассажиропоток у муниципального транспорта увеличится, а значит, увеличатся и доходы, что позволит выпускать больше машин на линию. «Выше доход, больше окупаемость, больше зарплата, больше машин, меньше денег у частника» – описывает нехитрую схему Андрей Елисеев.

Такой исход возможен при значительной (не менее 3-5 рублей) разницы в тарифах «маршрутчиков» и автобусов ПАТП. Получается, что повышение тарифов для коммерческих перевозчиков в данной ситуации выгодно и властям и коммерческим перевозчикам. «16 рублей – вот оптимальный тариф» – говорит Виктор Сидоренко, и добавляет, что одной только игры с тарифами мало:
«Необходимо выделить социальный транспорт, на который ни в коем случае не повышать тарифы, по магистральным направлениям пустить больше автобусов большой вместимости, да и тарифы для коммерчески перевозчиков вполне можно отпустить».

Казалось бы, компромисс, устраивающий всех, найден. Коммерческие перевозчики получают ожидаемое повышение тарифов, ПАТП – больший пассажиропоток, а горожане – выбор между «дешево и сердито» и «недёшево, но столь же сердито».

Но не всё так просто хотя бы по причине явного недостатка у ПАТП подвижного состава и водителей, которые предпочитают большие зарплаты в коммерческих структурах. При этом недостаток автобусов для нормального облуживания маршрутов катастрофический. Даже если предположить, что на линию выйдут все машины до единой, а на них из-за повышения тарифов пересядет лишь четверть всех пассажиров, то окажется, что для обеспечения приемлемых интервалов движения будет недоставать как минимум несколько десятков автобусов.

Эту прикидку мы сделали самостоятельно, хотя на этот счёт есть и скандальное исследование, проведенное МАДИ в 2009 году за счёт бюджета. Увы, но приложить его к реальности довольно тяжело, поэтому констатируем простой факт – при устраивающем всех компромиссе маршрутки будут дорогими, автобусы и трамваи – сравнительно дешевыми, но дожидаться их придётся так же долго, как и сейчас.

Оцените новость: