В поисках дневного дозора трансцендентного Разина

20 Окт 2011 История Dinika

Гранное Ухо и Шиловская Шишка буквально обросли легендами, которые говорят о том, что эти высоты были местом дозора за Волгой разбойничьих шаек вплоть до «вольницы» Степана Разина. Есть ли под этим реальная основа? Мы решили разобраться в этом вопросе, для чего пришлось примерить на себя роль своеобразных шерлоков холмсов, вооруженных историей, этнографией и географией. Детективное расследование показало, что Степан Разин был мухомором.

Симбирский край всегда как магнитом притягивал разнообразных лихих людей. Причины этого понятны – именно здесь находился перекресток двух важнейших торговых путей – речного «север-юг» и сухопутного «запад-восток». С учётом уникальности ландшафтов лесостепи, ничего удивительного в том, что у нас «окапывались» разбойники, нет. Лес давал необходимое укрытие, близость степи – защиту от властей, а огромный оборот товаров через территорию края – надежный заработок.

Промышлять лихие люди в нашей местности начали ещё во времена Волжской Булгарии, но наибольший расцвет откровенного грабежа пришёлся на XIV-XVII века. Сначала на Среднюю Волгу совершали набеги новгородские ушкуйники, дограбившие среди прочего и остатки булгарского государства, затем дошёл черед и до казачьих «лихих дружин». Нет никаких сомнений в том, что на территории нашей области в те времена постоянно действовали разбойничьи шайки. К сожалению, история не сохранила имена главарей этих «лихих дружин». Зато со временем появились собирательные образы атаманов, которым приписывались зачастую магические качества.

Имена Степана Разина и Кудеяра стали воистину легендарными. Практически в любом поволжском селении до сих пор сохранились предания, связанные с этими именами. Основных сюжетов всего несколько. Первый связан с заговоренными кладами, которые, якобы, даются только избранным и в изобилии закопаны в окрестностях. Практически обязательной частью сюжета таких рассказов являются бочки с золотом и сундуки с жемчугом, охраняемые «печатью Разина». Удивительно, но с распространением в среде крестьянства грамотности, эти истории стали частью экономики. Так называемые «кладовые росписи», в вольной форме пересказывающие местные сюжеты, в XVIII-XIX веках активно продавались на ярмарках и имели вполне осязаемую денежную ценность. Известны случаи, когда за бумажку с описанием пути до клада и за «спрынь-траву», помогающую «вскрыть» клад, отдавали отличного коня.

Вторым типовым сюжетом являются рассказы об оккультной помощи самого Разина. Несмотря на вариации, общая канва таких легенд остаётся неизменной – в трудную минуту дух или образ самого Разина предстаёт перед глазами и одаривает либо советом, либо чем-то материальным. Особенно распространены такие легенды в Жигулях и в окрестностях Вавилова дола, где появление Разина связано с тем или иным взаимодействием с «нижним миром». Обычно речь идёт о спуске в подземелья либо пещеры.

И, наконец, третий тип рассказов связан непосредственно с процессом грабежа. Здесь в зависимости от местности возникают вариации. На юге, в бывшем Сызранском уезде, чаще говорили про укрепленные городки, в степном Саратове – о тайных пещерах и балках, а в Сенгилеевском уезде, Жигулях и в окрестностях Симбирска – о дозорных высотах, которые использовались Разиным для того, чтобы вовремя заметить купеческий караван.

Одна из наиболее стойких легенд сохранилась в Сенгилеевском районе и связана с двумя доминирующими высотами – Шиловской шишкой и Гранным ухом, тем самым «верблюдом», который можно увидеть с Симбирской горы. Обе эти вершины якобы использовались Разиным и его шайкой для дневного дозора за Волгой.

Тут стоит ещё раз отметить, что образ Разина в легенде является собирательным, и возник не так давно, уже после революции. Связано это с тем, что после трагических событий гражданской войны и, особенно, чапанного восстания, население района сильно изменилось по составу. В итоге пропала преемственность передачи традиций. Осталась только общая канва «разбойник на горе сторожил суда».

А вот в позапрошлом веке истории было более конкретными. Так, собиратель народных легенд Д.Н. Садовников записал более точное предание, связанное с Шиловской Шишкой. «На этой горе лет тому за 80 или за 100 жил разбойник Костычев. Он следил отсюда за появлением в этом плесе парусных судов и нападал на них с луговой стороны со своей шайкой на лодке с криком «Сарынь на кичку!».

Сюжет классический. У самарских этнографов есть ещё несколько подобных историй, в которых меняется только возвышенности и имя главного героя. Костычев меняется на Чалгина, Шиловская Шишка – на Гранное Ухо или на утес Степана Разина в Жигулях.

Удивительно другое – совершенно вневременной характер таких легенд. Если следовать не духу, а букве таких сказаний, то оказывается, что Разин с шайкой вполне материально жил и в XVIII и даже в XIX веке, что ещё раз доказывает собирательную сущность разинского образа.

Возникает логичный вопрос – а были ли вообще разбойники в Сенгилеевских лесах или легенды попросту импортировались из главного их источника – селений вокруг Самарской луки?

Скорее всего, реальные разбойники того или иного масштаба всё-таки были. Так, на остатки тайных поселений в окрестных лесах явно указывает П. Мартынов в своём труде «Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском уезде», отмечая, что один из этих городков называется Кудеяровым.

Имя Кудяера столь же легендарно как и имя Разина, но связано с более древними временами. Можно сказать, что Кудеяр в народном сознании до появления Разина и Пугачева играл ту же роль разбойника-освободителя, обладающего особенными эзотерическими качествами.

Нет практически никаких сомнений, что реальный Кудеяр никогда в сенгилеевских лесах не «окапывался». Это означает, что для обозначения городка был опять же использован собирательный образ, с помощью которого местные жители отметили для себя место, так или иначе связанное с разбойниками, причём разбойниками из довольно далекого прошлого.

Увы, но никаких конкретных исторических данных, явно подтверждающих наличие в этом районе разбойничьих шаек до основания Симбирска, нет. А вот о волжских атаманах XVII – XVIII века можно говорить более уверенно. Они активно действовали в том числе и на территории нынешнего Сенгилеевского района. Но использовали ли «стратегические высоты» в качестве наблюдательных постов?

В те времена край активно заселялся, русскими осваивались и сенгилеевские земли. Уже в 1669 году здесь насчитывалось пять слобод, а практически вся удобная земля была распахана. Казалось бы, разбойничьи шайки должны были быть искоренены как класс. Но оказалось иначе.

Дело в том, что «волжская вольница» в те годы вовсе не была совокупностью групп маргиналов, а вполне вписывалась в экономические и, отчасти, правовые реалии. Более того, даже местные власти относились к ним вполне нормально. Грамотным атаманам удавалось удачно поддерживать отношения и с местным населением. Одаривание властей, помощь неимущим и церкви со стороны разбойников были обычным делом. Именно это и заложило основу для последующих легенд о добрых атаманах, заботившихся о народе. Интересно, что этот факт взяла в последующим на вооружение и официальная советская историография. Атаманы со своими «дружинами» идеально вписались в теорию классовой борьбы и оказались отличной иллюстрацией к идеям Маркса.

Таким образом, к приходу Разина «почва» оказалась подготовленной. Во многом, кстати, благодаря Кудеяру, легенды и образ которого в Среднее Поволжье занесли переселенцы из центральных районов России. Очень быстро легендарное имя стало ассоциироваться с разбойничьими городками в ближайших лесах, которые всё-таки обладали определенной аурой таинственности и настоящей свободы. Так возник необходимый романтический бэкграунд, который перевесил на чашах «народных весов» зверства и массовые убийства, которыми сопровождала свой путь разинская вольница.

Зная об этом, можно вернуться и к вопросу о наблюдательных высотах, расположенных вблизи крупных для тех лет поселений (Шиловка и Сенгилей). Понятно, что разворачивать там серьёзный дозор можно было лишь как минимум с молчаливого согласия местного населения. Можно не сомневаться, что по крайней мере в XVII веке такое согласие можно было получить без особых проблем.

Для того, чтобы утверждать, что Шиловская Шишка и/или Гранное Ухо могли быть местом дозора за проходящими по Волги судами, необходимо учесть ещё один фактор – географический. Далеко ли просматривается с возвышенностей Волга и есть ли рядом какие-либо укрытия для кораблей разбойников? Для ответа на этот вопрос мы специально посетили Гранное Ухо и изучили карты старой Волги.

Оказалось, что и Шиловская Шишка и Гранное ухо вполне подходили для целей речных грабителей. С вершины возвышенностей отлично просматривается акватория на несколько десятков километров вверх и вниз по течению. С учетом того, что до строительства ГЭС Волга в межень текла ближе к западной части поймы, можно сделать вывод, что место действительно для дневного дозора неплохое. Почему только дневного?

Тот же Д.Н. Садовников, цитируя этнографические материалы, утверждает, что нападали разбойники с луговой (восточной) стороны Волги. И это логично – на правом берегу до появления ГЭС не было никаких толковых укрытий, которые могли бы скрыть «пиратский» флот. А вот на «женском» берегу укрытий было предостаточно – там была развитая сеть проток, островов и заливов. Логично предположить, что для успеха операции шайке следовало базироваться именно там. А значит, с правого берега им должны были подавать знаки о подходе добычи. На расстоянии в 2-3 километра таким знаком мог выступать только дым днём или огонь ночью. С первым проблем не было – столб дыма легко можно сделать видимым лишь на небольшом расстоянии. А вот огонь было не скрыть, поэтому ночная сигнализация соратникам, находящимся на левом берегу, сразу выдавала их присутствие.
Впрочем, в те времена ночью никто практически и не плавал, поэтому и нужды в ночном дозоре на высоте не было никакого.

А вот относительно присутствия на высотах Степана Разина или его непосредственных соратников можно сказать одно – там их не было. Причина проста – непосредственно у Симбирска, где, напомним, и был захвачен Разин, «вольнице» было уже не до грабежа и уж тем более не до стояния в дозоре. Стояли там лишь мухоморы, которых и сейчас в окрестностях Гранного Уха и Шиловской Шишки огромное множество.

Оцените новость:
  • (4 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...