Яндекс.Метрика

На перекрестке в поисках identity

В прошлую субботу состоялось первое заседание рабочей группы по выработке идентичности региона. Можно сказать, что Ульяновская область начала поиск. Да и не только она – этим поиском озабочены и другие регионы. По сути, ищется ответ на вопрос «Кто мы?». Поиск идёт в самых разнообразных направлениях – в области культуры, в особенностях среды обитания, в региональной истории… Ищется сплачивающее регион единство, на которое, как на ось, можно нанизать всё остальное – бренды, смыслы, символы, местную культуру. Иначе говоря, идёт процесс формирования презентативности. Предлагаем наш взгляд на эту проблему.

Поиск главного символа

Сразу возникает проблема практически онтологического плана – найти инструмент выявления коренной сущности территории. Задача сложная, так как эта сущность обязана стать универсалией, а значит и точкой отсчета для понимания культуры и истории. В поисках этого инструмента мы вынуждены спускаться во всё более и более глубинные пласты понимания своего края, отбрасывая всё второстепенное. И чем глубже этот поиск, тем ближе мы к чистой географии, а именно – к ландшафтам.

Ландшафты – это то неизменное, что лежит в основе жизни и развития любой территории. За счёт ландшафтов обеспечивается преемственность локальной истории, с их помощью формируется культурная идентичность, создаются определенные психологические образы, связанные с малой Родиной, они напрямую влияют на особенности региональной экономики. Рискнем даже назвать ландшафты ключом к пониманию территории.

В этом плане нашему краю исключительно повезло. Наши ландшафты уникальны, мы находимся в буквальном смысле на перекрестке двух величайших осей притяжения. Одна из них – Волга, текущая в пределах Ульяновской области практически строго по линии «север-юг», вторая – граница степи и леса, проходящая с запада на восток через наш край. Территория нашего региона, по сути, – перекресток этих осей, место особенно значимое и даже знаковое, для любого исторического периода.

Великий перекресток

Не столь давно изучающие новгородские летописи историки обратили внимание на особенности диалектов, которые использовались в древних документах. Оказалось, что чем старее летописи, тем больше в их текстах серьёзных лингвистических различий. Этот факт пошатнул широко распространенную теорию о едином источнике языка. Новые данные с очевидностью говорили об обратном. Получается, что единый язык сложился путём унификации диалектов. Это открытие имело большие последствия и сильно отразилось на теории расселения славян. Сегодня бывшая недавно крамольной мысль о том, что славянские племена расселялись по территории европейской равнины достаточно обособленно – отдельными группами, вдобавок из разных мест, стала научным фактом. Конечно, он оспаривается, ведутся дебаты, но факт введен в полноценный научный оборот. Строятся теории, у них находится масса поклонников…

В научный оборот введено и несколько карт расселения праславян, на многих из которых одним из основных ареалов расселения обозначено Среднее Поволжье. Речь идёт о знаменитых и таинственных именьковских племенах, интерес к истории которых у нас в крае был в последние годы сильно подогрет громкими заявлениями о 1700-летии Старой Майны. Тем не менее, славянское происхождение именьковцев – это пока явно больше вопрос, чем ответ.

Но важнее другое. Расселение в любом случае не было случайным – лесостепное Среднее Поволжье было благодатным краем для любой более менее развитой земледельческой и торговой цивилизации, одной из ключевых евразийских территорий. Контроль над перекрестком двух крупнейших торговых путей, сочетание леса и степи, удобное и для земледелия и для скотоводства, хорошие позиции для обороны – всё это служило залогом быстрого процветания. Неудивительно, что край постоянно был плацдармом для взаимодействия нескольких цивилизаций, служа естественной линией их взаимодействия, а зачастую и борьбы.

Те, кто владеют умами

В 1223 году отряд Золотой Орды возвращался по старинному сухопутному пути вдоль границы сплошного леса в свои родные степи. Шли ордынцы со знаменитой битвы на Калке. Не знавший до этого поражений, отряд подошёл к броду, расположенному в районе нынешнего села Крестово Городище. Переправившись на луговой берег, ордынцы внезапно столкнулись с булгарским отрядом наемников и были полностью разбиты. Радость победителей оказалась недолгой – через несколько лет Волжская Булгария оказалась под властью Орды.

Этот факт известен достаточно широко, но сколько подобных битв было на нашей территории до этого? Точного ответа на этот вопрос нет, история лишь подбрасывает нам загадку за загадкой. Одна из них связана всё с теми же именьковцами – кто они, куда они исчезли, где искать их следы? Опять же, точного ответа нет, но очевидно, что без участия другой, конкурирующей, цивилизации не обошлось. И тут снова проявляется извечная символика перекрестка как места смены путей, которая выражает сущность территории и поныне.

О горизонтальную ось нашей системы координат не раз ломались копья. Пример с битвой 1223 года в этом плане показателен, но далеко не единичен. Символизм этой оси действовал с самого начала формирования наших ландшафтов. Достаточно сказать, что с ней совпадала граница распространения ледника. Благодаря леднику сформировалось и русло Волги, вторая ось системы. Как только климат территории стал близок к современному, началось и освоение края. Точка встречи осей моментально стала знаковой, местом для сильных. Здесь нашли своё счастье и своё горе поражения древние племена, финно-угры, пришедшие в благодатный край с севера, те же «возможно славяне» именьковцы, средневековые булгары, ордынцы, властители казанского ханства и, наконец, мы, русская цивилизация.

Там, где пересекаются два пути, неминуем выбор. Если же по обоим путям идут разные цивилизации, то этот выбор всегда сопряжен либо с компромиссом, либо с битвой. В любом случае без потерь перекресток не проходится – всегда побеждает более сильный. И тут можно сделать ещё более глубокий вывод. Место встречи двух осей нашей системы координат – это место смены цивилизационной модели. Тот, кто владеет перекрестком, тот владеет умами. Он – победитель.

Точка отсчета

Каждая владеющая территорией цивилизация или этническая группа на правах победителя обозначала своё доминирование на перекрестке путей. Не стал исключением в этом ряду и Симбирск, ставший новой точкой отсчёта для древнейшей системы координат и «застолбивший» перекресток уже для новой цивилизации – российской.

Если говорить военными терминами, то Симбирск занял стратегическую высоту. Сразу же четко были обозначены и основные линии системы с помощью засечной черты и колонизации берегов Волги. С тех пор судьбы и история края неразрывно связаны с осью территории – Волгой.

Через несколько десятилетий после основания Симбирска и начала активного освоения края, когда уже были явно обозначены знаковые линии и жизнь вошла в привычное русло, казалось, что одна из главных ролей горизонтальной оси системы координат – быть стеной для встречи цивилизаций, окончательно ушла в прошлое. Степняки уже не были серьёзной угрозой, местные племена ассимилировались или ушли в глухие водораздельные леса, Волга от начала и до конца была под контролем… Обветшал символ доминирования – Кремль, обсыпались валы засечной черты, полной древнего символизма, воины превратились в землепашцев… Казалось бы, о великой роли знаковой точки территории Симбирск может забыть.

Но от судьбы не уйти, и Симбирск, сам того не понимая, неоднократно исполнял древнейшую роль места силы, арбитра территории, доминанты ландшафтной системы. О внутреннюю силу горизонтальной цивилизационной оси «сломались» Разин, Пугачев, белая флотилия… Не стоит и говорить, что роль края и сила территории никуда не делись и поныне.

Отметки

Увы, но этот глубинный символизм до сих пор многим непонятен. Достаточно сказать, что на заседании рабочей группы на полном серьёзе обсуждались идеи наподобие «Ульяновская область – элитарный регион». Тем не менее, знаковая сущность так или иначе вырывается наружу, от неё не скроешься при любом более менее глубоком размышлении об исторических судьбах региона. Вот лишь один пример.

В последнее время обсуждается проект достопримечательного места в районе Старой Майны. Цель – сохранить уникальные ландшафты и провести непрерывный вектор в минувшее, связав воедино прошлое, настоящее и будущее. В границы своеобразного заповедника планируется включить акваторию Волги от Ундор до Старой Майны, берега Старомайнского залива, реки Майны, часть волжского побережья, а также целый ряд исторически значимых территорий. Ведутся споры – а как же назвать достопримечательное место? Одно из самых популярных предложений – Великий Волжский Путь. Пожалуй, трудно найти более подходящее название, ведь под словом «путь» зашифрована не одна лишь география. Это и Путь истории, и Путь развития и даже Путь к себе. До сих пор мы, часто как следопыты, идём по этим путям, вписывая свои путевые истории в историю осевую, волжскую.

Этим дело, естественно, не ограничивается. К подобным мыслям не раз и не два приходили и во время массовых обсуждений на разнообразных круглых столах. Напомним, что тогда речь шла о брендировании региона. Сейчас задача поставлена более глобально, но мы сомневаемся, что от заседаний разных «комиссий по идентичности» будет толк. Увы, но поиск ведётся совсем иными «инструментами», нежели история и география. Зная об этом, можем быть уверены, что закончится всё очередной «родиной колобка» или «авиационной элитной столицей»…

Оцените новость: