Яндекс.Метрика

Ритуализация или новая семантика

Из-за чего распался СССР? Версий множество – начиная с конспирологических маргиналий о мировой закулисе, заканчивая банальным одряхлением носителей смыслов, заложенных лет за 50 до распада. Но во всех этих версиях есть общее – ритуал.

Ни один строй, включая и примитивные родовые общины разных пигмеев тропических лесов, не свободен от ритуала. Более того, именно он и является основой функционирования любой власти. Сам факт вычленения из общей группы тех или иных представителей, гордо именующих себя властью, невозможен без оправления определенного набора действий. И эти действия в любом случае носят ритуальный характер, хотя и несут в себе помимо прочего и рациональное содержание. Подобные конструкты принято ныне называть модным словом «институты».

Формула таких институтов проста – сущность, обрамленная соответствующим культом. А сам культ основывается на наборе ритуалов. Типичный пример – институт демократических выборов. Сущность этого действа – легитимизация передачи власти. Культ – в механизме, который априори, по общественному договору, считается правильным. Набор ритуалов также понятен – кандидаты в телевизоре, урны, бумажки, агитация… Подобные механизмы работают до тех пор, пока владеющие ритуалом могут повлиять на результаты работы института. Как только влияние этих «шаманов» становится неочевидным, конструкт распадается, вырождаясь из института в чистый ритуал. Происходит полнейшее разделение действия и результата. Иначе говоря, результат уже никак не зависит от ритуала, который, тем не менее, надо исполнять из-за особенностей культа.

Именно это произошло и в СССР в начале 80-х годов, когда ритуал стал несовместим с реальным содержанием. Институты не распадались, они лишь стали отделены от своей сущности. Подобных примеров в истории было множество и всегда итогом такой ритуализации становились либо распад государства, либо появление тайной закулисы, которая брала на себя заботы о реальности, не затрагивая ритуальную сторону. Типичные примеры – франко-масоны и «игрушечные» монархии наподобие средневековой Польши. В СССР же для процесса ритуализации противовесов не было, поэтому и стал неизбежен распад. Махина КПСС погрязла в чистом ритуале, возникла угроза культу, надо было что-то делать… Увы, но дело оказалось несовместимым с существующим культом, что блестяще доказал Горбачев, попытавшись модернизировать существующие ритуалы.

Тут стоить заметить, что процесс ритуализации всегда сопровождается появлением новой риторики и семантики. Причина в необходимости подвести под привычные ритуалы новую основу вместо реальности, чтобы продолжать исполнять культ и сохранить хотя бы видимость значимости ритуалов. Благодаря новой семантике они становятся своеобразными «вещами в себе», типичным порождением симпатической магии. «Маги» в пиджаках и дорогих рубашках изобретают новые оправдывающие смыслы, растёт спрос на «креаторов», способных предложить равноценные реальности конструкты. Так появились знаменитые «перестройка» и «гласность». Если вдуматься в эти термины, то становится очевидным, что они не несут в себе даже намека на прямую привязку к реальности. Это лишь риторические конструкции, призванные сохранить привычный ритуал. И это важнейший знак, указатель на то, что конструкция себя изжила.

Не меняется ничего – сохраняются привычные культы, структуры, основы, деятельность ограничивается «косметикой», которая, впрочем, тоже отмирает. Но всё это теперь облекается в новую риторику, опираясь на семантический конструкт, заменяющий реальность.

Сегодня мы видим, что ситуация полностью повторяется. Деятельность властей полностью ритуализирована, культ – неизменен, а вместо реальности успешно создаётся новый базис. Модернизация, нанотехнологии, инновации, стратегии 2020 – всё это замещающие семантические конструкты. Сегодня оперируют ими, ритуально жонглируя цифрами. Цель практически любого совещания, да и вообще работы властей ныне – не решения как таковые, а лишь оправление ритуала. Был, тыкал в iPhone, читал речь про модернизированную инновационность – это ныне важнее реальности. Возвращаемся в прошлое?

Оцените новость: