Яндекс.Метрика

Дойдет ли новый мэр до “бессадицы”?

С сайта управления образования мэрии: «Я являюсь одинокой матерью двоих детей 2008 и 2009 года рождения, встав на очередь за направлением в ДОУ, я была шокирована тем что раньше марта 2011-2012 года место в детский сад хотя бы на одного ребенка я не получу. На данный момент основным и единственным доходом является пособие по уходу на двух детей. В сентябре 2010 это закончится, т.к. дочке будет 1.5 года. И я не знаю где мне искать выход из этой ситуации. Ведь для того чтобы выйти на работу нужно чтобы хотя бы 1 ребенок посещал ДОУ».


В подобной ситуации сегодня находится далеко не одна ульяновская семья. На место в детском саду претендуют 15 тысяч малышей. Трудности в сфере дошкольного образования столь велики, что игнорировать их больше нет никакой возможности. И только ленивый или отчаянный в ответ на призыв родить патриота в день России не задается вопросом: «Ну, родим, а дальше что? Как растить? До семи лет связать себя по рукам и ногам?». И ведь на них нужно отвечать – если не хочешь прослыть пустословом. Попытку ответить недавно предприняла мэрия Ульяновска: будет изучен опыт других регионов – например, Перми, где над типовыми детсадовскими двухэтажками возводят мансарды, создавая новые группы. Вновь будут предприняты попытки вернуть в муниципальную собственность здания ДОУ, переданные бизнесу в «лихие 90-ые». Но главное ульяновское ноу-хау – создание домашних детских садов.

Лукавые цифры

Выглядеть это будет примерно так: на площадях квартиры кого-то из родителей организуется филиал близлежащего ДОУ, для работы в нем нанимаются три человека – воспитатель и два помощника. Игрушками, кроватями и прочим необходимым группа укомплектовывается за счет муниципального бюджета. Ее максимальная «вместимость» – 5 человек. Люди, которые предоставляют в пользование жилье, получают компенсацию в размере оплат услуг детсада – проще говоря, за своего ребенка они не платят. На данный момент начинание существует только в виде идей и поручений: необходимо разработать соответствующую нормативную базу. Наверняка сначала будут запущены несколько пилотных проектов – чтобы посмотреть, как это работает на практике. По словам начальника управления образования города Людмилы Соломенко, если при каждом из 135-ти детских садов Ульяновска будут созданы подобные филиалы, это позволит обеспечить местами две тысячи дошколят. Озвученная цифра выглядит, по меньшей мере, странно, ведь «135» умножить на «5» – будет «675». То есть либо Людмила Дмитриевна не все данные озвучила (может, планируется, что группы будут работать в три смены, или групп будет несколько – хотя тогда надо и штат увеличивать. В общем, не сходятся одни числа с другими); либо, как это бывает, мы наблюдаем за неуклюжей попыткой загрузить аудиторию обилием цифр. В надежде, что никто не заметит.

Большая разница

В принципе, о домашних детских садах многие наслышаны – перед глазами обывателя наверняка стоит сейчас умильная картина: чистые и ухоженные малыши в уютной обстановке играют друг с другом под присмотром внимательного воспитателя, у которого хватает времени на индивидуальный подход к каждому. Но здесь очень важно понять: мы привыкли думать о ЧАСТНЫХ детсадах. Они существуют исключительно на деньги родителей, слабо (или совсем не) контролируется государством, могут быть организованы в сжатые сроки. По сути, это малый бизнес. Если говорить об Ульяновске, то плата за одного ребенка, ежемесячно переходящая в руки частника – 10-15 тысяч рублей. Несложно вычислить бюджет: при наполняемости в 5 человек, это от 50-ти до 75-ти тысяч рублей. 6-8 тысяч – зарплата помощнице, 10-15 – на питание, 3-5 тысяч – докупать книжки, игрушки, мыло и порошок. Если оформлены официально – какие-то налоги. Остальное – чистая прибыль, 20-40 тысяч. Весьма неплохой доход.
Но данная форма никакого отношения к 15-ти тысячам ульяновских очередников не имеет: едва ли в этих списках есть люди, могущие себе позволить потратить озвученные выше суммы на дошкольное образование своих чад. Власть Ульяновска предлагает нечто совершенно иное – филиал муниципального ДОУ, финансируемый и контролируемый, соответственно, органами государственного образования. То есть к такому детскому саду должны будут применены все нормы действующего законодательства: от обязательного педагогического образования воспитателя до санитарно-эпидемиологических требований (попробуйте их соблюсти в обычной жилой квартире). Кроме этого, необходимо найти хотя бы 135 семей, которые имеют как минимум одну совершенно свободную комнату в своей квартире (там постоянно будут стоять пять кроватей), а так же желание ввязаться в этот эксперимент за тысячу-полторы рублей в месяц (примерно столько сегодня платит семья за детсад). Очень щедрое предложение, не находите?

Кто ответит?

А ведь мы еще не говорим о поиске 135 воспитателей и 270 помощников, о медицинском обслуживании, о строгой финансовой отчетности и т.д. Бюджет гипотетического муниципального домашнего детсада – это 5-6 тысяч, взимаемых с родителей, и еще 20-25 от государства. Интересно, только автору этих строк подобный расклад кажется нереальным, или еще кто-то разделяет его мысли? Что самое интересное: даже если предположить, что все с точностью до наоборот (и денег в три раза больше, и люди в очередь станут, чтобы сдать свою квартиру под детсад, и требования закона изменятся, и 135 Х 5 = 2000, а не 675), все равно совершенно не понятно, как две тысячи мест смогут существенно уменьшить пятнадцатитысячный дефицит? Ответит время… Или Соломенко… Или Мидленко… Или Пинков… Или все и сразу… Или, и это скорее всего, никто.

* * *

Уже несколько лет эксперты в области образования в один голос твердят: решить проблему детсадов может только масштабная целевая федеральная программа, равная по статусу национальному проекту. Однако поразительно, как тщательно игнорирует эту тему в своей деятельности министерство образования и науки РФ во главе с министром Фурсенко. Видимо, знают, чего избегают: дошкольное образование это те еще авгиевы конюшни – один раз влезешь, и не выберешься потом. Могут ли региональные и муниципальные власти сделать что-либо собственными силами? В данном отношении очень интересен опыт той же Перми: там семьям, до которых не дошла очередь, выплачивают так называемое пособие «по бессадице»: то есть сумму, которое государство обязано потратить на дошкольное образование детей России. Очевидно, что за 4-5 тысяч в месяц воспитывать ребенка самостоятельно гораздо веселее, чем без них. Но в Ульяновске, видимо, не ищут легких путей. Увы.

Оцените новость: