Яндекс.Метрика

Бульвар на Гончарова вырубали на дрова

Сейчас многие горожане, особенно старшего поколения, с ностальгией вспоминают старую «чугунку». «Сегодня, бульвар на Гончарова не то, что был раньше» – говорят они, считая, что город из-за недавнего благоустройства сквера потерял одну из своих главных «фишек». Занимаясь краеведческими исследованиями, мы не раз убеждались в том, что история имеет тенденцию повторяться. Поэтому, подумали мы, нелишним будет вспомнить, какие вообще перипетии переживал бульвар на главной улице города.

В начале XIX века наш город посетил известный на тот момент писатель и ученый Павел Иванович Сумароков. Довелось Павлу Ивановичу и прогуляться по центральным улицам тогдашнего Симбирска, о чем сохранились его воспоминания.

Привыкший к архитектурному изяществу Петербурга, Сумароков волей-неволей сравнивал Симбирск со столицей, среди прочего проведя параллель между Саратовской улицей и Невским проспектом. Очевидно, что сравнение оказалось не в пользу Симбирска. В плюсы улицы Сумароков занёс её геометрическую правильность, а основным минусом посчитал невымощенность и грязь.

Большинство других путешественников, посещавших в те годы Симбирск, отмечали то же самое, причём с разным градусом раздражения. От практически нейтрального «тихий, как будто вымерший городишко», до «мучений настоящего ада». Находились, впрочем, и положительные черты. Тот же Сумароков особо отмечал своеобразие архитектуры Симбирска тех лет. Почти всем гостям города запомнился и другой момент – обилие на пыльных улицах домашнего скота. Некоторые списывали это на глубокую провинциальность города, другие напрямую соотносили с общей неряшливостью жителей. Не была исключением и центральная улица Симбирска, которая активно использовалась для прогона скота с городского выгона.

[singlepic id=2254 w=620 float=]

Отчасти для того, чтобы отучить жителей гонять скот по Большой Саратовской, в 1854 году Городская дума решила разбить на ней бульвар. Его описание дано Аржанцевым в его книге «Архитектурно-исторические образы Симбирска»:
«Бульвар Большой Саратовской улицы проходил по её середине на расстоянии от ул. Лисиной (Карла Либкнехта) до Кирпичной (ул. Мира) и разделялся на 6 частей. Каждая часть состояла из кирпичной дорожки в четыре сажени шириной, по обеим сторонам которой были нарыты валы шириной по 1 сажени, засаженные рядами акаций, и по откосам со стороны проезжей части улиц обложенные дерном».

Как видно из этого описания, никаких деревьев тогда на бульваре посажено не было, но и без них бульвар достаточно быстро стал одним из любимых мест отдыха и прогулок для жителей «дворянской» части города.

К сожалению, знаменитый пожар 1864 года не пощадил бульвар. К его восстановлению приступили в начале 70-х. Городские власти завезли новую землю, начали посадки всё тех же акаций и даже обнесли бульвар деревянной оградой. Кроме того, тогда же бульвар продлили до Староказанской улицы (ныне Красноармейская).

Кстати, ограда в первую очередь предназначалась вовсе не для людей, а для защиты от скота. «Симбирцы не оставили в своём городе ни одного места, чтобы не завалить его навозом и мусором» – писал в 1880-х годах о городе корреспондент «Казанского Биржевого листка». Город, и его главная улица в том числе, в те годы действительно производил унылое впечатление. От экстремального провинциального своеобразия архитектуры не осталось и следа – всё уничтожил пожар, зато остальное осталось в неизменном виде: скот на улицах, пыль, отсутствие тротуаров, безлюдие… Но постепенно город начинал оправляться от «пожарных» невзгод и к началу XX века уже мало отличался от соседних поволжских городов.

[singlepic id=2262 w=620 h= float=]

Но вернёмся к бульвару. Некоторые дополнительные подробности о нём приводит в своей статье «Из истории садово-паркового искусства Симбирска-Ульяновска XIX-XX веков» сотрудник музея архитектуры Марина Рзай. Так, оказывается, что со стороны улицы Лисиной бульвар начинался деревянной лестницей в пять ступеней, за которой шли деревянные столбы, преграждающие вход на аллею, а ширина дорожек составляла четыре метра.

[singlepic id=2257 w=620 h= float=]

В 1904-1905 годах бульвар было решено продолжить таким образом, чтобы создать единую зеленую зону с Венцом. Полученное «ответвление» (ныне бульвар Пластова) назвали «Народный сад» и засадили опять же акацией. К этому моменту часть тротуаров уже была замощена, а на самом бульваре появились скамеечки и торговые павильоны с прохладительным.

Сохранилось несколько интересных документов, связанных с бульваром. Среди них – договор на перевозку земли на бульвар, а также несколько жалоб и прошений. Особого внимания заслуживают две жалобы купцов, написанные в 1902 и 1910 годах, которые просили снести часть бульвара, так как он закрывает вывески их торговых заведений. Их просьбы сразу удовлетворены не были, но бульвар всё-таки снесли, причём по просьбам граждан. Произошло это в 1912 году, когда было решено заменить акации нормальными крупными деревьями. Приурочено это было также и к началу мощения улиц.

[singlepic id=2261 w=620 h= float=]

Мостилась Большая Саратовская (Гончаровская) не на всю ширину, а из-за недостатка материалов лишь на 3,5 сажени, что вызвало ожесточенные дебаты в Городской думе. Постоянный оппозиционер Рогозин заявил, что 3.5 сажени недостаточно для того, чтобы экипажи могли разъехаться. Ему оппонировали другие «думцы», которые резонно заметили, что в других городах мощение ещё уже и никто не жалуется.

[singlepic id=2260 w=620 h= float=]

Одновременно с мощением занялись и бульваром, на месте которого были разбиты газоны и посажены липы. Планировка и земляные работы пришлись на 1913 год, и до самого начала гражданской войны бульвар просуществовал в неизменном виде.

[singlepic id=2259 w=620 h= float=]

В начале 20-х годов прошлого века в Поволжье случился дровяной кризис. Проблему пытались решить самыми разными способами, вплоть до организации добычи сланцев, о чем мы весьма подробно писали. Но многие горожане предпочитали более простые решения. В итоге часть деревьев бульвара попросту порубили на дрова. В 1921 году бульвар на улице Карла Маркса, как тогда называлась бывшая Гончаровская и Большая Саратовская, попытались привести в порядок. Именно тогда на улице появился и нормальный асфальт. Единственной асфальтированной улицей Карла Маркса (Гончарова) оставалась очень долго, по большому счёту до начала 50-х годов.

[singlepic id=2256 w=620 h= float=]

Коренной переворот в судьбе бульвара случился в 30-е годы, когда улицу решили «перестроить» в актуальном ключе. Под актуальным ключом подразумевается среди прочего клумба, украшенная цветочной пятиконечной звездой и серпом с молотом. Эти планы реализованы не были, но в общем и целом проект, предложенный городским архитектором Сухановым и художником Цыгвинцевым, был реализован. Появились новые клумбы, были высажены новые деревья – ясень и клен, появилась деревянная ограда на бетонных столбиках.
В 1943 году Ульяновск стал областным центром. По этому поводу началось и очередное переустройство бульвара. Тогда были высажены липы, вязы и клены, некоторые из которых живы до сих пор.

В 1948 году случилась очередная дата – 300 летие города. Благодаря этому поводу бульвар получил новые скамейки, были построены беседки и павильоны. Знаменитые же чугунные ограждения появились на год позже. Отливали их, кстати, на патронном заводе.

[singlepic id=2255 w=620 h= float=]

Больше коренных попыток перестроить бульвар до сегодняшнего дня не было. Его лишь дополняли теми или иными элементами. В 50-х годах были высажены новые деревья, в 60-х появились садовые скульптуры и новые диваны, просуществовавшие до конца 90-х, в начале 70-х высадили голубые ели… Особое внимание всегда уделялось кустарникам, клумбам и цветникам, что позволяло создать на бульваре ощущение некоторой камерности – от дороги он был защищен не только оградой, но и плотной стеной кустарника, а дорожки прерывались красивыми клумбами.

[singlepic id=2257 w=620 h= float=]

Сегодня бульвар коренным образом перестроен – снесена «чугунка», под корень вырублен кустарник, изменилась конфигурация цветников и клумб. Понятно, что для людей, привыкших к такому бульвару, которым он был последние 55 лет, трудно смириться с нововведениями, но если смотреть на проблему с точки зрения истории, то можно надеяться, что это не последняя «реинкарнация» знаменитого бульвара, ставшего одним из главных символов города. Может быть наступит время, когда и городскими властями и жителями будет понято, что к знаковым местам города необходимо относиться с максимальной бережливостью, ведь история – это не только то, что было когда-то, но и то, что живёт сейчас и будет жить дальше, напоминая о прошлом…

Оцените новость: