Бульвар на Гончарова вырубали на дрова

Сейчас многие горожане, особенно старшего поколения, с ностальгией вспоминают старую «чугунку». «Сегодня, бульвар на Гончарова не то, что был раньше» – говорят они, считая, что город из-за недавнего благоустройства сквера потерял одну из своих главных «фишек». Занимаясь краеведческими исследованиями, мы не раз убеждались в том, что история имеет тенденцию повторяться. Поэтому, подумали мы, нелишним будет вспомнить, какие вообще перипетии переживал бульвар на главной улице города.

В начале XIX века наш город посетил известный на тот момент писатель и ученый Павел Иванович Сумароков. Довелось Павлу Ивановичу и прогуляться по центральным улицам тогдашнего Симбирска, о чем сохранились его воспоминания.

Привыкший к архитектурному изяществу Петербурга, Сумароков волей-неволей сравнивал Симбирск со столицей, среди прочего проведя параллель между Саратовской улицей и Невским проспектом. Очевидно, что сравнение оказалось не в пользу Симбирска. В плюсы улицы Сумароков занёс её геометрическую правильность, а основным минусом посчитал невымощенность и грязь.

Большинство других путешественников, посещавших в те годы Симбирск, отмечали то же самое, причём с разным градусом раздражения. От практически нейтрального «тихий, как будто вымерший городишко», до «мучений настоящего ада». Находились, впрочем, и положительные черты. Тот же Сумароков особо отмечал своеобразие архитектуры Симбирска тех лет. Почти всем гостям города запомнился и другой момент – обилие на пыльных улицах домашнего скота. Некоторые списывали это на глубокую провинциальность города, другие напрямую соотносили с общей неряшливостью жителей. Не была исключением и центральная улица Симбирска, которая активно использовалась для прогона скота с городского выгона.

1

Отчасти для того, чтобы отучить жителей гонять скот по Большой Саратовской, в 1854 году Городская дума решила разбить на ней бульвар. Его описание дано Аржанцевым в его книге «Архитектурно-исторические образы Симбирска»:
«Бульвар Большой Саратовской улицы проходил по её середине на расстоянии от ул. Лисиной (Карла Либкнехта) до Кирпичной (ул. Мира) и разделялся на 6 частей. Каждая часть состояла из кирпичной дорожки в четыре сажени шириной, по обеим сторонам которой были нарыты валы шириной по 1 сажени, засаженные рядами акаций, и по откосам со стороны проезжей части улиц обложенные дерном».

Как видно из этого описания, никаких деревьев тогда на бульваре посажено не было, но и без них бульвар достаточно быстро стал одним из любимых мест отдыха и прогулок для жителей «дворянской» части города.

К сожалению, знаменитый пожар 1864 года не пощадил бульвар. К его восстановлению приступили в начале 70-х. Городские власти завезли новую землю, начали посадки всё тех же акаций и даже обнесли бульвар деревянной оградой. Кроме того, тогда же бульвар продлили до Староказанской улицы (ныне Красноармейская).

Кстати, ограда в первую очередь предназначалась вовсе не для людей, а для защиты от скота. «Симбирцы не оставили в своём городе ни одного места, чтобы не завалить его навозом и мусором» – писал в 1880-х годах о городе корреспондент «Казанского Биржевого листка». Город, и его главная улица в том числе, в те годы действительно производил унылое впечатление. От экстремального провинциального своеобразия архитектуры не осталось и следа – всё уничтожил пожар, зато остальное осталось в неизменном виде: скот на улицах, пыль, отсутствие тротуаров, безлюдие… Но постепенно город начинал оправляться от «пожарных» невзгод и к началу XX века уже мало отличался от соседних поволжских городов.

str96-1

Но вернёмся к бульвару. Некоторые дополнительные подробности о нём приводит в своей статье «Из истории садово-паркового искусства Симбирска-Ульяновска XIX-XX веков» сотрудник музея архитектуры Марина Рзай. Так, оказывается, что со стороны улицы Лисиной бульвар начинался деревянной лестницей в пять ступеней, за которой шли деревянные столбы, преграждающие вход на аллею, а ширина дорожек составляла четыре метра.

simb1

В 1904-1905 годах бульвар было решено продолжить таким образом, чтобы создать единую зеленую зону с Венцом. Полученное «ответвление» (ныне бульвар Пластова) назвали «Народный сад» и засадили опять же акацией. К этому моменту часть тротуаров уже была замощена, а на самом бульваре появились скамеечки и торговые павильоны с прохладительным.

Сохранилось несколько интересных документов, связанных с бульваром. Среди них – договор на перевозку земли на бульвар, а также несколько жалоб и прошений. Особого внимания заслуживают две жалобы купцов, написанные в 1902 и 1910 годах, которые просили снести часть бульвара, так как он закрывает вывески их торговых заведений. Их просьбы сразу удовлетворены не были, но бульвар всё-таки снесли, причём по просьбам граждан. Произошло это в 1912 году, когда было решено заменить акации нормальными крупными деревьями. Приурочено это было также и к началу мощения улиц.

simb4

Мостилась Большая Саратовская (Гончаровская) не на всю ширину, а из-за недостатка материалов лишь на 3,5 сажени, что вызвало ожесточенные дебаты в Городской думе. Постоянный оппозиционер Рогозин заявил, что 3.5 сажени недостаточно для того, чтобы экипажи могли разъехаться. Ему оппонировали другие «думцы», которые резонно заметили, что в других городах мощение ещё уже и никто не жалуется.

simb3_2

Одновременно с мощением занялись и бульваром, на месте которого были разбиты газоны и посажены липы. Планировка и земляные работы пришлись на 1913 год, и до самого начала гражданской войны бульвар просуществовал в неизменном виде.

simb2

В начале 20-х годов прошлого века в Поволжье случился дровяной кризис. Проблему пытались решить самыми разными способами, вплоть до организации добычи сланцев, о чем мы весьма подробно писали. Но многие горожане предпочитали более простые решения. В итоге часть деревьев бульвара попросту порубили на дрова. В 1921 году бульвар на улице Карла Маркса, как тогда называлась бывшая Гончаровская и Большая Саратовская, попытались привести в порядок. Именно тогда на улице появился и нормальный асфальт. Единственной асфальтированной улицей Карла Маркса (Гончарова) оставалась очень долго, по большому счёту до начала 50-х годов.

s37

Коренной переворот в судьбе бульвара случился в 30-е годы, когда улицу решили «перестроить» в актуальном ключе. Под актуальным ключом подразумевается среди прочего клумба, украшенная цветочной пятиконечной звездой и серпом с молотом. Эти планы реализованы не были, но в общем и целом проект, предложенный городским архитектором Сухановым и художником Цыгвинцевым, был реализован. Появились новые клумбы, были высажены новые деревья – ясень и клен, появилась деревянная ограда на бетонных столбиках.
В 1943 году Ульяновск стал областным центром. По этому поводу началось и очередное переустройство бульвара. Тогда были высажены липы, вязы и клены, некоторые из которых живы до сих пор.

В 1948 году случилась очередная дата – 300 летие города. Благодаря этому поводу бульвар получил новые скамейки, были построены беседки и павильоны. Знаменитые же чугунные ограждения появились на год позже. Отливали их, кстати, на патронном заводе.

s26

Больше коренных попыток перестроить бульвар до сегодняшнего дня не было. Его лишь дополняли теми или иными элементами. В 50-х годах были высажены новые деревья, в 60-х появились садовые скульптуры и новые диваны, просуществовавшие до конца 90-х, в начале 70-х высадили голубые ели… Особое внимание всегда уделялось кустарникам, клумбам и цветникам, что позволяло создать на бульваре ощущение некоторой камерности – от дороги он был защищен не только оградой, но и плотной стеной кустарника, а дорожки прерывались красивыми клумбами.

simb1

Сегодня бульвар коренным образом перестроен – снесена «чугунка», под корень вырублен кустарник, изменилась конфигурация цветников и клумб. Понятно, что для людей, привыкших к такому бульвару, которым он был последние 55 лет, трудно смириться с нововведениями, но если смотреть на проблему с точки зрения истории, то можно надеяться, что это не последняя «реинкарнация» знаменитого бульвара, ставшего одним из главных символов города. Может быть наступит время, когда и городскими властями и жителями будет понято, что к знаковым местам города необходимо относиться с максимальной бережливостью, ведь история – это не только то, что было когда-то, но и то, что живёт сейчас и будет жить дальше, напоминая о прошлом…

Оцените новость:
  • (8 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...