Яндекс.Метрика

Коэффициент бесполезности

Среди знаменитых законов Паркинсона есть глава, которая называется “председатели и комитеты” или “коэффициент бесполезности”. Суть этого бюрократического откровения в том, что при некотором значении X деятельность любого собрания становится пустой и голословной. По расчётам Паркинсона, «коэффициент бесполезности» составляет от 19 до 22.

Шутки-шутками, но этот «закон» действительно работает. Любой опытный бюрократ знает, что при любом обсуждении, где помимо реальных специалистов есть относительно случайные люди, никакого толкового «выхлопа» получить невозможно. В итоге решения принимаются теми, кто действительно специалисты, в узком кругу. У Паркинсона про это сказано: «люди полезные (если они присутствуют) пишут друг-другу записочки: «Позавтракаем завтра вместе, все обсудим». И реальные решения принимаются не в момент обсуждения «председателями и комитетами», а именно за завтраком, в узком кругу тех, кто действительно понимает.

Круглый стол Общественной палаты по реконструкции сквера Гончарова, прошедший в пятницу, – типичнейший пример такого рода «разделения труда», когда мухи отделяются от котлет. Обсуждение, «открытость власти», общественная критика? Сколько угодно, спускайте пар, мы вам даже поможем. А вот реальные решения будут принимать без вас, за завтраком. Неудивительно, что почти никто из реально решающих людей на сегодняшнее сборище не пришёл, а те, кто пришли, предпочли (и правильно!) отмолчаться. К чему впустую тренировать мышцы языка?

Тут вспоминается цитата уже из другого раздела закона Паркинсона про собрания, где приводится пример принятия бюджета. Когда обсуждается вопрос, в котором не понимает большинство присутствующих, то решение принимается быстро, так как те, кто действительно способны оценить проблему, отмалчиваются, чтобы не обижать остальных, а эти самые «остальные», чтобы не выглядеть дураками в тех вопросах, которые не способны осмыслить, всегда молчат и голосуют «за». Но как только дело доходит до тем, для понимания которых не нужны специфические компетенции, возникают жаркие бои и споры. У Паркинсона в качестве примеров приведены атомная станция и велосипедный сарай. На принятие решение по станции тратятся секунды, а обсуждение велосипедного сарая затягивается на долгие сутки. Каждый из входящих в комиссию и сидящий за столом желает показать своё понимание значимости проблемы, уровня её осмысления и поделиться своими гениальными мыслями.

Ровно то же самое происходило и сегодня. Если положить руку на сердце, то вся проблема сквера, со всеми тоннами и килобайтами бумажных и Интернет-публикаций, со сборами подписей, с оправданиями мэрии, сборищами и истериками не стоит и выеденного яйца. Решить всё сразу и правильно за тем самым легендарным паркинсоновым завтраком могли бы всего лишь несколько реальных экспертов. Но этот момент был упущен, и пришлось использовать закон «председателей и комитетов» дабы сбросить общественный пар и изобразить диалог с гражданским обществом. Идеологам такого рода мероприятий, призванных «обелить» мэрию, понятно, что на них в любом случае будет превышен «коэффициент бесполезности», а значит, на объективную реальность они никогда не повлияют. Зато все довольны – активные общественники пообличают «власти», «власти» отчитаются о диалоге с мифическим «гражданским обществом», а зачинатели всего этого тихо посмеются в уголке над дураками, которые не читали Паркинсона и повелись на миф.

И ладно бы, если бы у нас в любой теме существовали те самые люди, которые пишут у Паркинсона друг другу записочки про «встретимся за завтраком». Тогда всю имитацию бурной деятельности можно было бы считать лишь неизбежной декорацией, постмодернистским шиком. Но, увы, далеко не всегда и не везде находятся здравомыслящие люди, которые способны выработать реальное решение и довести его до воплощения. Люди не находятся, а декорации в виде бесполезных сборищ остаются. И ввиду отсутствия реально решающих, эти убого срежессированные перфомансы вдруг приобретают иллюзорную важность. То блоггеры ходят под ручку с мэром, то «общественность» собирается на очередной баттл. Но выхлопа – ноль, так как некому отмести всю эту мишуру как неизбежную параллельную и абсолютно виртуальную реальность и просто взять на себя ответственность и решить. Решить, и всё. Не обсуждать, не взывать к голосу общественности, не создавать сборища с зашкаливающим коэффициентом бесполезности, а просто решить и взять на себя ответственность. То есть решить и с начала и до конца исполнить.

Зато специалистов по виртуальной реальности по другую сторону коэффициента бесполезности у нас огромное количество. В их среде эта реальность имеет какую-то ценность, они реально считают, что что-то решают, на что-то влияют, делают какое-то важное дело. А на деле это тот самый планктон из закона про собрания, который просто боятся обидеть.

«Мистер Брус – чуть ли не единственный – разбирается в вопросе. Он мог бы многое сказать. Ему подозрительна цифра 10 млн. – слишком она круглая. Он сомневается в том, что нужно сносить старое здание, чтобы расчистить место для подъезда к участку. Почему так много денег отпущено на “непредвиденные обстоятельства”? И кто такой, в сущности, этот Грунт? Не его ли год назад привлекала к суду нефтяная компания? Но Брус не знает, с чего начать. Если он сошлется на чертежи, прочие в них не разберутся.
Придется объяснить, что такое реактор, а все на это обидятся. Лучше уж
ничего не говорить».

Увы, но судя по всему, у нас зачастую отсутствуют и Брусы, остаются только лишь те, кого он боялся обидеть, и режиссеры всего этого глупого спектакля.

Сейчас перед мэрией стоит важная задача – обелиться от промахов и заработать хоть какие-то очки в глазах «общества». Очевидно, что ставку решено делать на работу именно за порогом «коэффициента бесполезности», вне реальности. И это путь в никуда, падение в профанацию. В советское время по этому поводу сказали бы, что надо не говорить, а дело делать. Но решено всё больше и больше говорить, всё активней «обсуждать», «привлекать» и «информировать». Ещё немного и о том, что дело хоть какое-то вообще есть, все и вовсе позабудут, будут лишь обсуждать и обвинять друг друга вместо хоть какой-то работы…

Мы подсчитали, что если все килокалории, истраченные за три с лишним часа пятничного сборища всеми его участниками, пустить на реальное дело, то этой энергии хватило бы, чтобы без применения средств механизации засадить весь сквер любыми деревьями или кустарниками, отсыпать дорожки и даже уложить столь любимую мэром плитку. Но это так, курьезы математики…

Оцените новость: