Яндекс.Метрика

Горящие реки, серные берега или рак в последней стадии

В пятницу в Барыше был ад, причём канонический, точно по описанию – горящие воды, серные берега, удушливый запах. Сегодня на месте катастрофы не намного лучше. «Не грызите семечки, надышитесь, отравитесь» – сказала нам молодая девушка–эколог. Эээх, какие уж семечки, на Барыше ныне впору надевать противогаз или как минимум респиратор. В модной попсово-фантастической книжке «Автостопом по Галактике» герой в конце- концов познает высшее знание. Оно оказывается воплощено во фразе «вселенная пахнет нефтью». Точно такими же словами можно описать и последствия аварии для экологии района – «всё вокруг аварии пахнет нефтью».

Будем честными – пахнет всё-таки не чистой нефтью, а соляркой, но пахнет так, что дышать нелегко даже в километре от места крушения состава, которое произошло в минувшую пятницу. Напомним, что тогда с рельс сошли и упали под насыпь и мост через реку Барыш несколько цистерн с соляркой, маслом и серой. Последствия аварии железнодорожники разгребли достаточно быстро. Причём слово «разгребли» в данном случае не метафора – поднимать и двигать цистерны пришлось тяжелой гусеничной техникой.

[singlepic id=2162 w=320 h=240 float=]

Ничего удивительного в скорости работы людей в оранжевых жилетах нет. Железнодорожники из-за простоя рельсового пути терпят приличные убытки. Поэтому путейцы сегодня работают довольно сноровисто, от чехарды и неразберихи пятницы и отчасти субботы не осталось и следа. По словам самих мастеров пути, в пятницу их «кинули на аварию» без всего необходимого оборудования и не слишком толково организовали работу. Но ежечасные убытки, по-видимому, заставили железнодорожное начальство шевелиться активнее. Если ехать сейчас вдоль места крушения на поезде, о недавней аварии напомнит лишь отсутствие ограждения у железнодорожного моста. На месте уже все опоры, которые даже успели покрасить, уложены новые шпалы и новые рельсы, забетонированы крайние опоры моста, поменян контактный провод.

[singlepic id=2163 w=320 h=240 float=]

Но это сверху, с «железнодорожной» стороны. Снизу же с момента аварии изменилось мало что. Яма, выкопанная недалеко от реки для сбора солярки, всё ещё наполнена, берега Барыша всё так же черны от копоти и нефтепродуктов, а главное – везде стоит удушливый запах, который не так ощущается наверху, на мосту.

[singlepic id=2173 w=320 h=240 float=]

Легендарное боновое заграждание, о котором так много говорилось в последние дни, установлено сейчас не перпендикулярно, а параллельно руслу Барыша – для сбора стоков с берега, который вобрал в себя несколько десятков тонн нефтепродуктов, которые понемногу просачиваются в реку.

[singlepic id=2174 w=320 h=240 float=]

Одновременно происходит и выборка зараженного грунта, который почему-то мешают с песком. Специалистов на месте не было, и узнать об особенностях такой странной технологии оказалось не у кого. Тем не менее, очевидно, что грунт вывозят.

[singlepic id=2179 w=320 h=240 float=]

Кстати, для подъезда тяжёлой техники, пришлось сооружать через Барыш временный мост, от которого барышцам надолго останутся своеобразные артефакты в виде куч песка и грунта на берегах.

[singlepic id=2150 w=320 h=240 float=]

Вчера совещание железнодорожников с участием высоких чинов РЖД по поводу аварии происходило при закрытых дверях. Но нам удалось выяснить, что перевозчики надеются, что дело уляжется и утрясётся по-тихому. Судя по всему, так не получится точно – экологический ущерб буквально чувствуется всем телом, и его наверняка попытаются с железнодорожников взыскать.

[singlepic id=2169 w=320 h=240 float=]

Специалисты-экологи говорят, что нам ещё повезло. Если бы в речку попало больше тяжелых нефтепродуктов а-ля мазут, то ущерб природе был бы гораздо сильнее, вплоть до полной деградации экосистемы Барыша.

[singlepic id=2148 w=320 h=240 float=]

Сегодня по течению Барыша брались пробы воды, также на месте работала природоохранная прокуратура. Результаты замеров пока неизвестны, но безо всяких спектрометров и лабораторий понятно, что ближайшие несколько километров поймы реки основательно заражены – по воде плавают масляные пятна, на дне наблюдается осадок…

[singlepic id=2170 w=320 h=240 float=]

Мы проехали ещё порядка 15 километров вниз по течению до села Попова Мельница. В воде то тут, то там видны маслянистые разводы от нефтепродуктов. Местные бабульки «обрадовали», заявив, что это ерунда. В пятницу, мол, вся река была синяя. Сегодня же к Барышу уже водят на водопой скот. А в некоторых селах воду наверняка используют и для водоснабжения…

Впрочем, сотрудники лаборатории оказались вовсе не склонными к панике, спокойно отметив, что Барыш и так почти сточная канава. Действительно, весь Барыш (город) сливает стоки в реку безо всякой очистки. И это намного опасней, чем единовременный выброс в реку даже такого гигантского количества химической гадости, как в прошедшую пятницу. Такие раны лечатся – говорят экологи. Зараженную почву увезут, через год берега затянутся травой, вода кое-как самоочистится… Если предпринять необходимые меры, то экосистема имеет шанс полностью восстановиться. А вот от многолетнего слива стоков река страдает постоянно, а значит, экосистема не просто заболевает, а с каждым годом всё больше и больше деградирует. Тут можно провести параллели с банальной простудой и раком. От первой можно полностью вылечиться недорогим аспиринчиком, а в случае рака последней стадии зачастую все средства оказываются бесполезными, так как «поворотный момент» оказывается упущен. Примерно такая же ситуация и с рекой Барыш – если уже хронически больная река получит ещё и сильную простуду, которую не вылечат, это может оказаться для неё последней каплей – рак станет неизлечимым и река превратится в гиблый поток нечистот. И тогда уже весь район будет пахнуть не только нефтью, но и гнилью. Очень надеемся, что этого не произойдёт.

[nggallery id=112]

Оцените новость: