Яндекс.Метрика

Развернули Ленина

На фотографии – площадь Ленина в первые послевоенные годы. Давно нет Николаевского и Троицкого соборов, но виден недавно построенный знаменитый Кошкин дом, а памятник Ленину стоит на своём законном месте несколько лет.

Точную дату снимка позволила определить чугунная ограда. Дело в том, что изначально при установке памятника ограда была деревянной – спешили к юбилею, и лишь через некоторое время она была заменена на чугунную, которой «опоясали» всю бывшую Соборную площадь.

[singlepic id=2041 w=320 h=240 float=]

Заметно, что, даже несмотря на свежеустановленный памятник, площадь выглядит весьма сиротливо, а главное, как-то явно не очень ровно. И это так. Асфальтом площадь покрыли лишь в начале 50-х, а до этого времени она была лишь частично замощена. Сегодня на площади Ленина перед зданием областной администрации любят развлекаться любители экстремального спорта – роллеры, скейтеры, велобайкеры. Последним незамощенная часть площади образца середины 30-х – начала 50-х явно пришлась бы по вкусу – иные бугры были больше, чем нынешние искусственные фанерные горки. Но образовались они вовсе не из заботы о грядущем поколении велобайкеров, а по привычной для Ульяновска тех лет причине – из-за безденежья.

[singlepic id=2049 w=320 h=240 float=]

Троицкий собор взорвали после целой череды неудач, преследовавших легендарное здание – захват представителями григорианского раскола, передача под архив и сильный пожар 1933 года. Но здание убил не пожар, который бывший собор лишь покалечил, а именно отсутствие у города денег не то что на реставрацию, но и на простую консервацию здания. Три года собор был приютом для бомжей, и лишь в 1936 году его взорвали. На площади образовалась огромная груда битого кирпича, о применении которого тут же пошли ожесточенные споры. Кто-то предлагал использовать осколки для железнодорожных насыпей, кто-то – для строительства жилья для пролетариев, кто-то – для мощения дорог… Но груда так и не уменьшалась. Кроме того, никто даже не думал разбирать фундамент – он в закатанном под асфальт виде сохранился до сих пор. В конце-концов больше чем через год после разрушения остатки собора отчасти с площади вывезли в преддверии 70-летнего юбилея Ильича. Но даже юбилей не смог заставить тогдашние городские власти убрать остатки собора до конца. В итоге «сросшиеся с асфальтом» остатки стен так и превратились в бугры, которые выровняли лишь при асфальтировании.

[singlepic id=2040 w=320 h=240 float=]

А скульптор Манизер и архитектор В.А. Витман уже вовсю работали над грандиозным по тем временам для Ульяновска памятником, который планировалось установить на главной площади города в день 70-летнего юбилея Ульянова-Ленина. Ниже фотография макета памятника, который сам Матвей Манизер описывал следующими словами:
«Это Ленин в дни Октября, твердо уверенный в правоте и конечной победе своего дела. Ленин, окруженный бурной стихией, Ленин, смотрящий вдаль – в будущее человечества». Манизер предполагал, что Ленин будет действительно смотреть вдаль – будущее человечества виделось где-то в Заволжье. Но к городу задом Ильичу стоять, конечно же, было нельзя, тем более, что от этого бы, помимо идеологии, проиграла бы и бывшая Соборная площадь.

[singlepic id=2046 w=320 h=240 float=]

Думается, что из всего вышеописанного понятно, что площадь имени 1 мая (так она называлась до 1940 года) имела в те годы не самый приглядный вид. Площадь смотрелась и ощущалась просто огромной и не самой ровной площадкой – не было ни насаждений, ни ограды, ничего. Снос же её архитектурных и системообразующих центров – соборов, намертво убил всю гармонию пространства.

На недостаток законченности Соборной площади во время визита в Симбирск еще в 1836 году указывал император Николай I, благодаря замечанию которого появился скверик со стороны нынешнего Карамзинского переулка, занявший часть излишне большой площади. По мнению императора, такое решение вносило определенную гармонию в Соборную площадь. Так и оказалось. Соборы стали планировочными центрами пространства, поделенного садом таким образом, чтобы площадь не смотрелась чем-то, подобным выгону.

[singlepic id=2042 w=320 h=240 float=]

Памятник были призван перевести архитектурное решение в другую плоскость, подчеркнув линию «запад-восток». Но площадь – это всегда перекресток, поэтому необходимо было прорабатывать и линию «север-юг». Среди мнений тех лет основным был возврат к истокам – строительство нескольких крупных зданий, создающих панораму площади, её центр. Эту идею в дальнейшем активно продвигали разработчики генерального плана города 1946 года. По их задумке в окрестностях площади предполагалось возвести, кроме здания обкома (построили в 1957 году, ныне – здание администрации), Дом Советов и Дворец Ленина – грандиозное сооружение высотой 45 метров на месте бывшего Троицкого собора. До этого не дошло, а в 1940-1941 годах дошло вообще лишь до ограждения и высадки небольших сквериков около памятника и со стороны Коммунистической улицы. Тем самым была вновь воплощена в жизнь концепция, предложенная Николаем I, только центром площади стал памятник Ленину.

[singlepic id=2043 w=320 h=240 float=]

Памятник получился тяжелым, но ещё тяжелее получался постамент, облицованный натуральным камнем. Для его установки пришлось заливать весьма серьёзный фундамент с большим углублением. Но всё получилось, и в 12 часов дня 22 апреля 1940 года секретарь Куйбышевского обкома Игнатов перерезал ленточку, и с памятника спустили покрывало. Вот строчка из воспоминаний М.Балыбердиной, которая была очевидцем тех событий: «Вдруг – гул прошёл по площади, громко заиграли оркестры… полотнище начало спадать…Ленин!». Фраза про гул показательна – на площади в тот момент находилось более 50 000 человек, что вполне сопоставимо с населением города тех лет работоспособного возраста. При этом даже площадь тех лет, значительно большая, чем нынешняя, не могла вместить всех желающих посмотреть на открытие.

Повезло лишь жителям Кошкиного дома, которые могли использовать для наблюдения за действом собственные подоконники. В 90-е годы одна из ульяновских газет публиковала воспоминания жителей этого дома, в которых как раз приводится факт того, что за действом на площади многие жители наблюдали именно с подоконников. Забавно, что в близости к площади Ленина жители дома видели и серьёзные минусы – в предвоенные годы она активно использовалась для вечерней прогулки курсантов. Естественно, строевым шагом и под строевую песню.

А вот откуда появилось само в некотором роде чарующее, и даже отчасти романтическое название «Кошкин дом»?. Увы, но никакой сказочной истории за этим названием не стоит. Всё просто – в доме жил знаменитый, благодаря местным газетам того времени, профессор Кошкин, который работал на Володарке с 1937 по 1944 год и изобрёл уникальные роторные линии. Об этом действительно много писали, поэтому дом и получил неофициальное имя в честь своего самого известного жильца.

В 1957 году образ площади был завершен на 20 с лишним лет строительством административного здания, в котором ныне располагается администрация. Здание значительно сократило размеры площади, но дало ей хоть какое-то наполнение. К 1970 году построили эспланаду к Мемориалу. И с тех пор кардинально площадь не менялась, за исключением не самых капитальных отклонений от единого образа, над которым трудились аж три поколения архитекторов. Речь об убогих трибунах с неясной принадлежностью, фанерных домиках – киосках на эспланаде, профнастиле на доске почета «Лучшие люди области» и т.д. Но все это несущественные мелочи – если снести администрацию, убрать асфальт и рассыпать по площади строительный мусор, а скверы подрубить, то вполне можно вернуться лет на 70 назад. Но будем надеяться, что этого никогда не произойдёт.

[nggallery id=109]

Оцените новость: