Силиконовая долина поневоле

24 июня 2011 Аналитика Dinika

Как-то было, писали мы про то, что город наш – местечковая Силиконовая долина. Если прикинуть количество местных «айтишников» и IT-контор разного уровня, то получается, что Ульяновск почти впереди планеты всей. Очередное подтверждение этого тезиса – опубликованный недавно всероссийский рейтинг веб-студий, где из 100 участников 7 компаний так или иначе связаны с Ульяновском. Казалось бы, можно порадоваться за молодёжь. Но мы-то знаем, что во всём виноваты власти!

Неужто наши региональные чиновники работают настолько хорошо и качественно, что исключительно благодаря их заботам в городе уже много лет IT бурно развивается, грозя со временем стать чуть ли не визитной карточкой города в кругах, близких к информационным сферам? Как бы не так! Дальше разговоров дело обычно не двигается, а уровень компетенции ответственных за развитие IT чиновников не выдерживает зачастую никакой критики. Конечно, подвижки есть, на какие-то полудолжности позвали действительно крутых специалистов, но дальше номинальности дело почти не идёт. Короче, все серьёзные компании развиваются сами и на «IT-власти» попросту не обращают никакого внимания. Живут в разных сферах. Но речь не об этом, а о самом факте.

Не секрет, что подавляющее большинство ремесленников от IT работают либо на запад, либо на Москву. Это не удивительно – все деньги там, а один из простейших способов их заработать – «дистанционный» бизнес вроде клепания сайтов.

А теперь поставим себя на место неглупого, несколько амбициозного студента старших курсов. Впереди защита диплома по какой-то технической специальности, друзья и сокурсники уже активно обзванивают московские агентства недвижимости в поисках съемных квартир, родители агитируют остаться. Раздумывает студент. Остаться в «этой дыре» означает прозябание. На нормальную должность с нормальными деньгами никто вчерашнего студента не возьмёт, а значит остаётся не так много альтернатив – завод совкового типа с унылыми стенами неопределенного цвета полинялой масляной краски либо бейджик на майку и салон сотовой связи. Конечно, мы утрируем, но, действительно, с перспективами для молодёжи и 5 лет и сейчас в городе напряг. Всё, в общем-то уныло, никаких условий власти толком не создали. Что же делать?

И тут студенту приходит в голову гениальная мысль – делать сайты! Клиенты из Москвы, деньги приличные, а работать можно в Ульяновске, вдобавок на себя. О том, что это болото затягивает, студент пока не задумывается, перспективы кажутся радужными, а будущая жизнь обретает какие-то зримые контуры. Это типичный пример создания типичной ульяновской веб-студии. Из семи вошедших в рейтинг местных студий по подобному сценарию было образовано более половины – пять. Две оставшихся были созданы по идее так же, только возраст «участников» был несколько повыше. Но это сути не меняет, так оно в провинции везде. Дело то в количестве!

Всего более-менее живых веб-студий в Ульяновске порядка трёх десятков. Это конторы, где работают как минимум 3-4 человека. Семь из них попали в рейтинг. И это клинический диагноз. Такими темпами недолго превратиться и в индусов, занимаясь черной и неблагодарной работой по клепанию веб-страничек, которая, по сути, не имеет вообще ничего общего с нормальными IT технологиями, подразумевающими драйв, открытия и сложные решения. Конечно, кому-то удалось переболеть этим как прилипчивой заразой, выработать иммунитет и перейти к действительно толковой работе, но многим не повезло и они погрязли навсегда в неблагодарном ремесленничестве. И даже добились в нём ощутимых результатов, о чем и говорит рейтинг.

Но ремесленничество и интеллектуальные технологии стоит-таки различать чётко. Мы часто приводим по этому поводу пример про рабочего, точащего болванки на станке. На каждую болванку он тратит усилий ровно столько же, сколько и на предыдущую – он ремесленник, его труд лишён полета и перспектив, даже если он будет чередовать точение болванок с нарезкой резьбы. На обратном полюсе – программист, разработавший полезную и креативную программу. Он тоже в каком-то смысле точит болванки, но каждая новая болванка с программой, т.е. продукт, не требует от него никаких усилий. Он разработчик, а не ремесленник, его труд интеллектуален.

По сути, все «создатели сайтов» – это и есть ремесленники. «Рынок веб-дизайна конечно никто не отменял, просто инновационности в нём мало уже. Это уже болванки фактически, хотя некоторые, продавая их, коттеджи строят» – говорит один из участников рынка. И с ним трудно не согласиться, думаем, что его мнение втайне разделяют и директора студий, попавших в топ. Неглупые же люди, на самом деле, понимают, что реального прорыва не будет при таком подходе никогда.

Но власти об этом не задумываются, относя к полноценной IT сфере и веб-студии, погрязшие в болоте ремесленничества и не знающие, или не хотящие из него выбираться. Была бы у нас нормальная экономика в области и приличные зарплаты… Бъёмся об заклад, при таком раскладе на свет не появилась бы как минимум половина ремесленнических «сайтоконтор». В бизнес влезали бы лишь реально упертые, знающие и талантливые, которыми наша земля не обижена. Это правда, ведь несложно вспомнить массу IT компаний с ульяновской пропиской, которые производят именно интеллектуальный продукт высочайшего уровня, продукт с Идеей. Но их, понятно, в рейтинге ремесленников нет и быть не может.

Может мы обижаем участников рейтинга? Ничего подобного! «Сайтоклепание» вполне себе нормальный бизнес, не хуже и не лучше многих других. Пусть это и ремесленничество, но оно может быть прибыльным, что подтверждается и наличием в рейтинге зубров вроде РБК или студии Лебедева. Но всё равно это сфера рабочего в спецовке у станка, а не инженера в белой рубашке у кульмана. А в рабочие в современном мире идут лишь от безысходности.

Оцените новость:
  • (10 голосов, средний: 3.70 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...