«Представьте себе, что Вы сошли с теплохода или возвращаетесь с пляжа. Через несколько минут без особого труда Вы сможете оказаться в центре города, только сперва Вам придется совершить небольшое путешествие…под землей».
Такой фразой описывался в 1965 году проект вертикального тоннеля под Симбирской горой в «Ульяновской правде». Что же это за тоннель и как он должен был выглядеть? Мы решили разобраться в этом вопросе.
Очевидно, что возможное строительство грандиозного подземного сооружения было приурочено к грядущему празднованию 100 летия Ленина и к принятию нового генерального плана города. Оказалось, что строительство вертикального подземного тоннеля от Волги до центра города было одним из обязательных условий конкурса на реконструкцию центра Ульяновска к юбилею. Разработчики условий не учли лишь того, что проектные работы по подобным грандиозным подземным сооружениям ни один из участников конкурса провести самостоятельно был не в состоянии. Выдвигались и рассматривались, по сути, лишь эскизные проекты. Среди них были и альтернативные – фуникулер и даже гигантский эскалатор. Но всё это было несерьёзно, нужен был настоящий проработанный проект. И он появился.
Проектирование доверили московскому «Метрогипротрансу» – старейшей организации, специализирующейся на проектировании и строительстве тоннелей, метро и других подземных сооружений. Метротрансовцы предложили двухуровневую подземную систему горизонтальных тоннелей, соединяющихся между собой вертикальными шахтами, оборудованными лифтами.
Первый горизонтальный тоннель должен был начинаться в районе речного порта и уходить вглубь горы на 150 метров. Предполагалось, что высота и ширина тоннеля составят 3 метра. Эта цифра явно была выбрана неслучайно, так как именно такие геометрические размеры позволяют использовать проходническую технику, применяемую при строительстве тоннелей метро. Аналогичные метро решения хотели использовать и для отделки. Так, стены тоннеля должны были быть облицованы парифинированной ДСП, а вход в систему оборудован павильоном, походим на павильоны станций метро.
В конце первого горизонтального тоннеля начинались лифтовые шахты. Всего проектом было предусмотрено четыре лифтовых подъёмника, которые должны были поднимать ульяновцев и гостей города на высоту 20 метров – в район грузовой трассы на мост и речной порт. Планировалось, что оттуда можно будет уехать в центр города общественным транспортом. Но желающие могли продолжить своё путешествие под землей и дальше. Для этого проектом была предусмотрена вторая часть системы. Аналогичный первому тоннель длиной 400 метров выводил к следующим лифтам, которые поднимали людей ещё на 40 метров. «Конечная станция» должна была разместиться в начале улицы Гончарова в районе обелиска.
Устройство тоннельной системы было сопряжено с несколькими серьёзными проблемами. Помимо того, что тоннели проходили под оживленной автомобильной дорогой, они ещё и лежали под железнодорожной веткой, ведущей на мост через Волгу. Но самым неприятным было то, что место постройки грандиозного сооружения лежало в оползневой зоне, и строить здесь тоннели по стандартной методике было попросту опасно из-за опасности вызвать оползень, а также из-за близости грунтовых вод. В итоге от идеи отказались, а на наличие вертикальных тоннелей в конкурсных проектах стали смотреть сквозь пальцы. Обошлись фуникулёром, но это отдельная, и долгая, история.