Яндекс.Метрика

Тоннель апокалипсиса под Волгой или тайны откатов

На фотографии изображена подгорная часть старого Симбирска. Именно под этим местом и должен был пройти тоннель, пронзающий Симбирскую гору насквозь и соединяющий левобережную часть города с железнодорожной станцией. Под Волгой тоннель должен был пройти на глубине более 20 метров от поверхности дна. Если бы эта грандиозная задумка была воплощена в жизнь, Симбирск стал бы знаменит на весь мир – построенный тоннель стал бы вторым по протяженности в мире на тот момент. Но тоннель не был построен, да и в принципе построен быть не мог, по извечной для России причине – из-за откатов, распилов и лоббирования интересов.


14 миллионов приплыло по Волге

В 1910 году вниз по Волге плыл Петр Столыпин и всего на несколько часов остановился в Симбирске. Этого времени хватило, как бы сейчас сказали, «представителям местной элиты», т.е. купцам и чиновникам, чтобы буквально уговорить Столыпина дать распоряжение о строительстве в Симбирске железнодорожного моста. Неизвестно какие средства обольщения министра были пущены в ход, но на строительство в очень короткие сроки было выделено 14 миллионов рублей, а 3 марта 1912 года состоялась закладка моста.

Дальше события развивались весьма интересно, а главное – понятно для жителей современной России. Деньги начали делить.

Откатный мэр

Первый скандал вышел с выделением земли. Для строительства станции железнодорожники требовали у города 47 десятин земли, но глава города согласился выделить лишь 20, а оставшиеся 27 – только продать. В итоге железнодорожники попросту обиделись и пригрозили строить станцию у Киндяковки, за чертой города. Глава города согласился, чем вызвал крайнее возмущении членов тогдашней Думы, которые открыто обвинили главу в лоббировании собственных интересов. Для них не было секретом, что недалеко от Киндяковки находится имение жены главы города. Дошло до всероссийского скандала, который затих только потому, что железнодорожники вовсе отказались от строительства вокзала.

[singlepic id=1804 w=320 h=240 float=]

Инновационный креативщик

Но даже если думцы обвиняли главу не напрасно, столь незначительное лоббирование собственных интересов было буквально детской шалостью по сравнению с задумкой «предпринимателя Симановского», которого, впрочем, в местной прессе 1913 года называли инженером. Симановский решил не много ни мало получить подряды на все деньги, не размениваясь на мелочи. Для этого он предложил… вообще отказаться от строительства моста! Вместо моста, по его проекту  предполагалось строительство туннеля, причём не только под Волгой, но и под всей Симбирской горой! Рассчитано было на то, что поезда будут въезжать в тоннель в районе Тутей и выезжать в районе Нижней Часовни.

Несмотря на то, что уже начались подготовительные работы по строительству моста, «нашлось немало доверчивых людей, которые так увлеклись фантазией докладчика, что были готовы немедленно ходатайствовать». Так писали про затею инженера-предпринимателя в «Городском вестнике» за 1913 год. Действительно, у идеи нашлось настолько много поклонников, что городу пришлось даже провести экспертизу проекта. Её осуществлял известный геолог, профессор Павлов, который сделал единственно правильный вывод о том, что затея с тоннелем глупа. Но в этой связи особо интересны аргументы профессора, который для широкой общественности предъявил не цифры или сухие отчеты, а живое описание апокалипсиса, который вызовет строительство тоннеля.

«Свияжские воды пойдут по тоннелю в Волгу» – писал профессор, добавляя к этому, что при самом строительстве будут грандиозные оползни и обвалы. «Вся лучшая часть города провалится» – писали в прессе по этому поводу. Но гораздо интересней описание того, что случилось бы, будь тоннель достроен. Как особо указывает профессор, Свияга, которая потечет по тоннелю в Волгу, нанесет в неё огромное количество грунта, в результате чего Волга полностью изменит свое течение, вплоть до намывания дамбы перед городом. Свияжскую пойму смоет, левый берег Волги затопит, а город полностью провалится в гигантскую подземную вымоину – продолжали список «страшилок» в «Городском вестнике».

Столь массированного отпора в прессе Симановский выдержать не смог и больше о его проекте слышно ничего не было. Зато получившие заказ «генподрядчики» вовсю приступили к «освоению бюджетных денег».

[singlepic id=1802 w=320 h=240 float=]

Освоение бюджетных денег

История строительства моста заслуживает отдельного подробного рассказа, поэтому сосредоточимся лишь на одном её эпизоде – летом 1914 года на мосту загорелись леса. Официальная версия гласила, что виновата горячая заклепка, упавшая в стружку. Но в это мало кто в то время верил, открыто обвиняя подрядчиков в диверсии с целью получения страховки и растягивания сроков и сметы строительства. Неизвестно, случайно или нет это совпадение, но незадолго до легендарного пожара строительство было застраховано…

Суровая правда от редактора

Скорее всего, всех этих эпизодов не было. Точнее сами эпизоды были, но вряд ли все их участники преследовали столь прямые материальные интересы. Интересней другое – то, как в то время воспринимали даже намеки на коррупционные схемы, если они становились публичными. Ровно так же как и сейчас – вся «общественность» тут же вставала на сторону обвинения и «коррупционера» начинали заклевывать. В результате за чередой разоблачений и обвинений суть очень быстро полностью размывалась. Настоящим коррупционерам это было только на руку, а коррупционеры мнимые страдали от несправедливости. Так, глава города Афанасьев, девизом которого было «не пяди городской земли бесплатно», очень страдал от «мочилова» в прессе, когда его обвиняли в лоббировании интересов жены. Инженер Симановский скорее всего был и вовсе простым некомпетентным фантазером и про 14 миллионов попросту не знал, а подрядчики строительства из-за двух миллионов «прибыли» вряд ли бы стали замораживать стройку на полгода… Но свет в таких случаях очень легко преломляется, как сквозь зеркало и истина легко становится ложью, а ложь – истиной. Очень похоже на современность, не правда ли?

[nggallery id=92]

Оцените новость: