Яндекс.Метрика

По культурной столице на велосипедах с мигалкой

Как бы мы ни относились к новому титулу Ульяновска «Культурная столица», мы ей уже стали. Эта тема неоднократно поднималась нами, в том числе в контексте изменения восприятия пространства города горожанами, к которому в идеале могли и должны были бы привести подобные проекты. Судя по скептическим настроениям ульяновцев и закрытости многих организационно-финансово-креативных моментов, мы рискуем повторить судьбу «Культурной столицы Поволжья», которой мы становились в 2001 году: провести сотни не связанных друг с другом мероприятий, по принципу «взять количеством, а не качеством» – и забыть об этом.

А как у них?

Но есть и положительные примеры, на которые в чем-то стоило бы равняться и нам, раз уж Ульяновск собрался претендовать на звание «Культурной столицы Европы-2020».

Так, культурными столицами Европы в 2011 году являются финский город Турку и эстонская столица Таллинн. Как и у нас, в этих городах запланировано огромное количество мероприятий, а подготовка к празднику, как и в Ульяновске, началась задолго до официального открытия. Но здесь, пожалуй, сходство и заканчивается. Мы не беремся доказать, что у них лучше, а у нас хуже, просто интересно посмотреть, как коллеги по проекту видят его реализацию.

Например, мероприятия, проводимые в рамках «Культурной столицы Европы», подводятся под одну общую идею. Кроме того, они реализуются наравне с развитием инфраструктуры и с расчетом на будущее. Так, несмотря на присвоение городу Турку звания Культурной столицы 2011 года, в нем уже к весне прошлого года завершалось строительство гостиниц, которые примут гостей, но главное – шло активное вовлечение населения в подготовку и реализацию программы «Культурной столицы». Изначальный посыл, лежащий в основе всех мероприятий, вызывает уважение – по городу были развешаны плакаты: «Культура? Что это? В 2011 году у вас будет целый год на то, чтобы понять это». То есть, организаторы изначально отталкиваются от того, что, собственно, такое культура и как каждый для себя ее может открыть. И даже больше – чтобы и у населения что-то отложилось от всего многообразия мероприятий и событий «Культурной столицы», и в городе что-то осталось и после того, как отгремят пиротехнические шоу.

В этом свете возникает вопрос: что должны символизировать множество мероприятий, планируемых в Ульяновске?

Что они должны нам показать, какой след оставят в культуре города и умах ульяновцев? Складывается впечатление, что лейтмотивом ульяновской культурной столицы станет огромное количество мероприятий под лозунгом «погромче да погламурнее».

Но вернемся в Европу. В другой «Культурной столице», Таллинне, решили обратиться к истории города и Европы, вокруг которой будут объединены все организуемые в городе мероприятия. Кстати, проводиться они будут не только в центре, как преимущественно у нас, а во всех районах города. Например, в каждом районе Таллинна выступают известные эстонские композиторы. Уделяется внимание и другой стороне развития культуры и туризма в Таллинне: помимо выставок и реставраций объектов культуры, это проведение международного конгресса гидов и бесплатная программа «Гостеприимство» культурной столицы Европы. «Когда можно будет еще улучшить культуру обслуживания в нашем городе, если не в этом году – в году, когда Таллинн будет носить титул культурной столицы Европы?», – задаются вопросом организаторы. Одна из целей программы – повысить качество обслуживания в Таллинне, что и в год культурной столицы, и в последующие годы пригодится городу, имеющему серьезные амбиции в плане развития туризма. Видимо, в нашем городе с этим все и так в порядке.

Культурное пространство города

Что касается самих проектов, то в этих городах они не ограничены стенами учреждений культуры, а выходят в городское пространство, вовлекая не только заинтересованных граждан, но и все население.

Так, в Таллинне в рамках «Культурной столицы-2011» проводился конкурс на оформление городского туннеля «Виру». По условиям конкурса, от авторов требовались интерпретация темы городского пространства в современном ключе, визуальное и функциональное обогащение пространства, оживление атмосферы и т.д. В конкурсе принимали участие как студенты, так и профессиональные художники. Помнится, у нас тоже проходили подобные акции по раскраске домов и заборов. Почему бы нам не распространить идею и на подземные переходы? Сколько у нас в городе безжизненных, страшных подземных переходов? Недавно в СМИ прошла информация о том, что переходы в Новом городе собираются благоустроить. Но ведь совершенно не затратным вариантом было бы привлечь творческих ульяновцев к этому. Желающих показать свое мастерство бесплатно – с оплатой расходных материалов нашлось бы достаточно. А это уже реальная польза городу от такого почетного звания культурной столицы – и без выделения бюджетных миллионов.

Вообще же, в подготовку и реализацию мероприятий «Культурной столицы» в Европе активно вовлекается население, для чего даже разработана специальная масштабная программа. Например, добровольцами культурной столицы в Таллинне могут стать все – от молодежи до пенсионеров – кто готов вложить свои опыт, знания и время в воплощение в жизнь культурной программы 2011 года.

При этом власти Таллинна считают наделение города данным статусом авансом, отмечая, что «основная работа по осуществлению идей и начинаний для оживления культурной жизни Эстонии, а также инвестиций в улучшение инфраструктуры культуры Таллинна и развитие городского пространства, только впереди». Для подготовки к проекту было организовано целевое предприятие «Таллинн 2011» – его сотрудники отбирают проекты, в которых может участвовать максимальное число людей и туристов. Одна из главных целей программного отдела заключается в том, чтобы расширить сферу влияния культурных мероприятий и кроме известных культурных деятелей привлечь и простых жителей города. При этом акцент сделан на то, чтобы в рамках программы «Таллинн – культурная столица 2011 года» появились новые фестивали и творческие союзы, которые должны продолжить свою жизнь и после 2011 года.

В другом «культурностоличном» городе этого года – финском Турку – пошли еще дальше и высказали идею о том, что проект «Культурная столица-2011» должен представить город Турку совершенно по-новому, и более того – показать всему миру, что в состоянии сделать хорошая культура. Их программа предусматривает тысячи мероприятий в течение года, большинство из которых являются бесплатными. По замыслу организаторов культура должна нести жителям, гостям и окружающей среде добро. Исходя из этого, культурная программа построена так, чтобы подчеркнуть значение культуры для благополучия людей и окружающей среды. «Культурная столица» предусматривает разработку культурных программ для домов престарелых, школ и детских садов, реконструкцию культурных учреждений, синтез культуры и спорта и т.д.

А как живут прошлогодние Культурные столицы?

В декабре в немецком Эссене – одной из культурных столиц Европы 2010 года – уже подводили первые итоги. Что было достигнуто, и что делать дальше? Как говорят организаторы, статус перешел к другим городам, но «культурная столица» – этот титул, который останется навсегда. В рамках «Культурной столицы» прошло 5500 событий, а обратная связь с горожанами признана продуктивной. Помимо реставрации учреждений культуры, в Эссене созданы и новые культурные площадки. Наиболее важным результатом является то, что сама идея культурной столицы пользовались огромной популярностью среди населения. Действительно, в мероприятиях приняли участие более 10 миллионов посетителей – важно, что они были не только зрителями, но и участниками. То есть, это была Культурная столица Европы для всех. Треть мероприятий программы была направлена ​​на детей и молодежь.

В сравнении с этим, можно только констатировать тот факт, что в Ульяновске идея «культурной столицы» пока не вызывает такой поддержки населения. Скорее, наоборот, вызывает недоумение – «лучше бы деньги на дороги потратили». Что изменится от того, что ди-джеи выступят на автозаводе или будут потрачены «миллионы» на пиротехнические шоу?

Кстати, о деньгах. Безусловно, «Культурная столица» может оказать положительное влияние на социально-экономические показатели города, если, конечно, есть правильный задел. «Культура окупается», – говорят в Эссене о сокращении расходов на культуру. Так, бюджет их программы составлял около 60 млн. евро. Его не только удалось окупить, но и привлечь инвестиции в инфраструктуру на сумму около 500 млн. евро.

Венгерский город Печ также был культурной столицей Европы в 2010 году. В этом городе данный титул считают выдающимся успехом. В течение года не было района города, который не становился бы сосредоточением культурной жизни – везде проводились выставки, концерты под открытым небом и т.д. Но помимо культурных мероприятий особо отмечается другое: общественные места города и парки восстановлены, открыты новые площадки, дополняющие культурное пространство города.

Особый акцент делался на развитии города с использованием возможностей культуры. Основной целью инвестиционных проектов стало создание в городе достаточного количества культурных и художественных пространств. Так, в ходе подготовки к «Культурной столице» было возрождено более 70 общественных мест с наделением их новым культурным значением – как в центре, так и в пригородах. Все они реализуются под общей идеей создания привлекательного образа города. Казалось бы, многие задачи далеки от культуры, тем не менее, и они обозначены в круге проблем, решению которых должна способствовать «Культурная столица». Это и минимизация пробок, и создание безбарьерной среды для инвалидов, и обеспечение надлежащего пространства для проведения мероприятий, возможностей для отдыха, развлечений и обучения, увеличение количества зеленых насаждений и многое другое, даже борьба с безработицей. Арифметика простая – развитие туризма – новые рабочие места – увеличение поступлений в бюджет.

Ульяновск: с дороги-то не видно

Программа «Культурная столица Европы», являясь одной из самых масштабных и успешных инициатив в области культурной политики, оказала большое влияние на модернизацию городов, изменение их имиджа, развитие туризма, и послужила образцом для целого ряда инициатив по всему миру: «Культурная столица арабского мира», «Культурная столица Америки», «Культурная столица Каталонии» и др. В России также была инициирована программа «Культурная столица Поволжья». В 2001 году и Ульяновск получил это звание. Насколько оно стимулировало творческую инициативу и обеспечило доступ к высокой культуре населения, сказать сложно хотя бы потому, что сейчас мало кто помнит об этом ввиду отсутствия заметного влияния множества проведенных мероприятий на культуру Ульяновска в целом.

Эта же схема лежит в основе ещё одной долгосрочной культурно-политической инициативы – «Культурные столицы Содружества». И тут Ульяновск оказался в числе первых, подставляя себя под очередной пилотный проект. Изменит ли он ситуацию, когда культура у нас считается чуть ли не второстепенной отраслью и воспринимается не как смыслопорождающая среда, пронизывающая все сферы жизни общества? Возможно, для начала стоило, все-таки, хотя бы выяснить, а что, собственно нужно населению Ульяновска? Сотни полузакрытых мероприятий и очередное пиротехническое шоу или более глобальное и тщательное решение проблем? А ситуация с охраной памятников? Не лучше ли было деньги потратить на это? Без принципиального изменения статуса культуры в обществе, без привычного понимания ее как «столько-то объектов культурно-исторического наследия» и «столько-то мероприятий» с участием «добровольноподружьем» согнанных школьников и студентов» статусы «Культурной столицы» не принесут долгосрочных изменений. Это не просто слова: важно учесть опыт «Культурной столицы Поволжья».

Культурной столицей становятся регионы, имеющие ясную стратегию использования культуры как ресурса экономического, социального и гуманитарного развития. Это означает, что руководство региона ищет варианты решения тяжёлых городских проблем через развитие культуры. Как это реализуется на деле у нас, пока непонятно.

Творческие люди свое дело как делали, так и будут делать – хоть со статусом, хоть без. Безусловно, титул «Культурной столицы» облегчит культурный обмен, трансляцию историко-культурного наследия населению. Но что дальше? Этим вопросом задаются и зарубежные культурные столицы, поэтому и при подготовке, и при проведении мероприятий загодя предусмотрели возможности дальнейшего использования своего статуса для развития города.

Ведь инициаторы программы предъявляют довольно жесткие требования к соискателям – это высокое качество программы мероприятий, обязательства органов государственной власти, в частности с точки зрения финансирования, участие социальных и экономических субъектов города. Само по себе богатое культурно-историческое наследие не всегда играет первую роль: важны конкретные предложения города по развитию культурной, а вслед за ней, и остальной жизни города.

Это не просто ярлык – проводимые и новые мероприятия, богатое культурно-историческое наследие – это лишь основа для организации новых долгосрочных мероприятий, имеющих значение для всего населения, а не для двух сотен человек, которые и без статуса «Культурной столицы» посещают культурные мероприятия и интересуются культурной жизнью города.

Прежде чем говорить о культуре в целом, уместно было бы сказать о внутренней культуре каждого человека. Ведь от нее во многом зависит и все остальное, прежде всего, то, как человек мыслит и воспринимает окружающую его действительность. Под культурой понимаются не только яркие культурные события, но культура каждого человека по отношению к своему городу, окружающей среде, которые и являются историко-культурным наследием.

А пока в Ульяновске, по крайней мере, в центре, продолжают чистить дороги от снега и льда. Так, на днях скололи лед у Мемцентра, который, по-видимому, так и останется главным очагом культуры региона, и на основных дорогах, а в переулках и спальных районах – все по-прежнему: «С дороги-то не видно». В этом свете вполне закономерными кажутся скептические настроения ульяновцев относительно «Культурной столицы».

PS: По Культурной столице на велосипедах с мигалкой?

На сайте «Таллинн – культурная столица 2011» можно увидеть следующее заявление: «Работники SA Tallinn 2011 любят ездить на велосипедах – на работу, на деловые встречи или в гости к друзьям. Мы верим, что наступит день, когда в Таллинне многие будут каждый день ездить на велосипедах. Тогда мы, велосипедисты, сможем стать равными партнерами в дорожном движении с автобусами, трамваями, пешеходами и автомобилями, а Таллинн действительно приобретет европейское лицо».

Более того, организаторы «Культурной столицы» являются одними из инициаторов проекта «Заполним Эстонию велосипедами»: «Мы и наши партнеры хотим убедить жителей Эстонии пользоваться велосипедом в качестве повседневного средства передвижения. Чтобы показать пример, мы сами, по возможности, пользуемся велосипедом: многие из нас ездят на работу на велосипеде и у нас во внутреннем дворике есть безопасные парковочные места». Сложно представить наших инициаторов-организаторов «Культурной столицы» на велосипедах, подающих культурно-экологический пример ульяновцам (да вообще подающим хоть какой-нибудь пример). Разве только на велосипеде с мигалкой?

Юлия Узрютова

Другие публикации по теме:

Мечты о чем-то большем
10 знаковых мест Ульяновска
Слоган области “Ржавый самолет, ждущий пинка”
Матрешечная стратегия 2020
Ударим кодексом по бездорожью

Оцените новость: