Яндекс.Метрика

Сопьёмся или нет?

Вчера прошло заседание рабочей группы по вопросам профилактики алкоголизма, где присутствовал губернатор области С.И.Морозов. По итогам встречи развернулась общественная дискуссия на тему «как ещё можно бороться с алкоголизмом и стоит ли ужесточать запреты на продажу алкоголя». Мы решили разобраться в этом вопросе.

На днях в информационных лентах проходила новость из Кузоватовского района, которая впечатляет количеством уровней скрытых смыслов. Суть новости проста – 15 января в УВД поступило сообщение от жителя района, который сообщил, что в одном из магазинов торгуют «левой» водкой. Но селянина волновал не сам факт торговли суррогатом, а цены на него! Как пишет «НАШа газета»: «Звонившие требовали, чтобы милиция разобралась в ситуации и отрегулировала цены на «левую» водку».

Чуть менее года назад мы завели рубрику «Алкогольные хроники» – наш асимметричный ответ проблеме массового пьянства. Мы надеялись, и продолжаем надеяться, что «пьяные ужасы» хоть кого-то вразумят остановиться в своём дегенеративном падении по волнам алкоголя на дно жизни. За это время начитаться пришлось многого… Достаточно сказать, что типичная «криминально-водочная» история в селе выглядит как настоящий фильм ужасов с элементами трагедии… Отец рубит топором сына, сын рубит отца… И такое происходит практически каждую неделю. Сообщения теряются в информационном шуме, и, практически ежедневный, ужас теряет свою значимость. Сегодня мы пересмотрели наши «хроники» и, задумавшись, испугались – трагедия стала привычной для всех. Вот некоторые заголовки алкогольной хроники:

– Пили и чуть не сгорели во сне
– Год жил с двумя трупами
– Забил табуретом насмерть
– Сестры сгорели заживо
– Сожгла мужу яйца
– Протрезвев, выкинул трупы на свалку
и т.д.

Чудовищные сюжеты с чудовищными концовками – это уже давно не шок и не исключительное происшествие, а повседневность.

Если смотреть на ситуацию со звонком в УВД с просьбой разобраться с «обнаглевшими торговцами «паленой» водкой» через призму этих печальных криминальных драм на фоне алкоголя, то можно сделать несколько весьма неприятных выводов.

Первый – в районах, да и в Ульяновске, нормальный алкоголь уже давно по большей части вытеснен алкоголем «левым». Если говорить в рыночных терминах – потребители выбирают «паленку».

Второй – никакой милиции никакие торговцы не бояться, и этот факт известен всем. Более того, милицейская «крыша» наверняка помогает «закрывать проблемы» нелегальных торговцев, что подтверждается и фактом жалобы на цены в УВД.

Третий и самый главный вывод – пьют почти все. Сельских учителей уже не удивляют даже постоянно пьяные школьники – деградация и деморализация во многих уголках области стали обыденной нормой. Пьяный сосед зарубил жену топором, труп разделал и закопал в сарае? Бывает…

Не умолимы и цифры.

«За 10 месяцев 2010 года на территории Ульяновска и области зафиксировано более 400 фактов отравления граждан спиртосодержащими жидкостями, в результате чего свыше 220 человек скончались, сообщает облпрокуратура».

«За год за правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков, в области составлено 102 тысячи протоколов. Получается, что на каждого 12-го ульяновца пришлось по одному нарушению».

В то же время на вчерашнем заседании отрапортовали об итогах борьбы с алкоголизмом в 2010 году. Итоги есть, и мы даже не сомневаемся в положительной динамике по многим показателям вроде «снижения количества преступлений в сфере оборота алкогольной продукции». Но всё же это лишь верхушка айсберга – проблема массового алкоголизма стоит всё так же остро как и стояла. Массовых сеансов кодирования ждать не приходится, поэтому «поступательные шаги» если и дают результат, то столь же «поступательный». Кардинально и сразу проблему не решить, и это признают все.

Общественность, по крайней мере в Интернете, взволновало предложение С.И.Морозова обсудить возможность усиления запретительных мер по продаже алкоголя. Большинство из высказавшихся против таких мер, так как считают, что такие «поступательные» запреты ведут лишь к усилению потребления суррогатного алкоголя, от которого люди и погибают. Признаться, также думали и мы, но для ясности картины решили обратиться к мнению экспертов. И вот что выяснили.

Оказывается, большинство «алкогольных» смертей происходит всё-таки от перепоя, а не от отравления суррогатом как таковым. Этот факт постоянно приводят врачи-наркологи. Подтверждает его и Владимир Малинин, координатор движения «Здоровый город», кандидат медицинских наук, который много лет занимается проблемой алкоголизма. Мы задали ему ещё несколько вопросов:

– Так как же бороться с алкоголизмом?

– Надо бороться за трезвый образ жизни, а не с алкоголизмом. Борьба с алкоголизмом – это удел врачей. Есть большой пласт людей, не алкоголиков, которых надо не ограждать от алкоголя. Их надо приучать к трезвости.

– А разве можно это сделать быстро?

– Если хотим быстрого решения, то надо смотреть туда, где успехи уже были. Это не Россия.

– А что?

– Например, Норвегия, где алкоголь продаётся только в монопольных магазинах. У нас же запреты надо вводить постепенно, ограждать людей от алкоголя.

– А как же в деревнях, где алкоголь всегда можно купить у «шинкарей»?

– Так же как и в городе, подход должен быть комплексным. Впрочем, некоторым районным чиновникам в борьбе за трезвый образ жизни стоит начать с себя…

Комплексный подход, по мнению Владимира Федоровича, должен включать в себя не только формальные меры вроде введения запретов, но и общую пропаганду трезвости. Но запреты всё равно остаются одним из самых действенных инструментов борьбы за трезвость.

С пропагандой всё понятно – «профилактические лекции» и прочие действа в духе советского общества «Борьбы за трезвость» наверняка в большинстве случаев остаются исключительно на бумаге, равно как и организация культурного досуга, который мог бы занять людей (особенно в селах) чем-нибудь, кроме беспробудного пьянства. А вот с запретами все неоднозначно – власти не сомневаются в их эффективности, но что думают об этом простые ульяновцы? Мы опросили несколько человек по поводу уже давно действующего запрета на продажу алкоголя после 20.00. Мы задали им два вопроса. Первый – сказался ли на Вас запрет и второй – если запрет будет усилен, например, запретят торговлю крепким спиртным в выходные дни, как это отразится на Вас? Вот что нам ответили.

Игорь, 45 лет:

– Запрета просто не заметил. Пью мало и в основном дорогой качественный алкоголь, который покупаю впрок. Если запрет усилят, вряд ли сильно расстроюсь.

Михаил, пенсионер:

– Запрет правильный. Тем, у кого «трубы горят» жизнь он усложнил, а нормальным людям, кто умеет культурно пить, не сильно повредил. На выходные запретят? Нет, это уже слишком! На выходные выпить немного не грех, а людей лишают, может, последней радости! Это уже не забота, а геноцид!

Александр, предприниматель:

– Я пью в основном пиво, поэтому запрет мне побоку был и есть – в ларьках всегда пиво куплю. Что, в выходные или после шести вечера??? Это чтобы днём все бухали на работе, да? Правильно, нечего на работе работать! Работайте ночью, пейте днём! Маразм!

Анна, студентка:

– Я пью в основном тоже пиво. Считаю любые запреты правильными – меньше будет алкашни по подъездам.

Итог неутешительный – по нашему мнению запретом продажи крепкого алкоголя делу «борьбы за трезвость» поможешь мало. Вместо водки всегда найдётся пиво, вместо портвейна – «левак», а в любой деревне так вообще проблем нет никаких – нужный круглосуточный адрес знают все – от мала до велика. С учётом того, что культура потребления алкоголя уже давно почти утрачена, можно сделать простой вывод – кому очень надо, напиться сможет всегда! А вот если все «левые» каналы перекрыть, то запреты могут реально заработать, но с теми же «шинкарями» борются уже какой год, а они только множатся и множатся….

Оцените новость: