Яндекс.Метрика

Сады Симбирска

С развалом колхозного садоводства в 90-е годы у многих ульяновцев появилась своеобразная традиция ездить за яблоками в район Кременок. Село, входящее ныне в состав Новоульяновска, издавна славилось своими яблоками. Сейчас сады одичали, яблоки измельчали, но были времена, когда практически весь берег Волги от Симбирска до Сенгилея был полностью покрыт плодовыми деревьями, а яблоки, сливы и груши отправляли даже в далекую Сибирь. Центром же садоводства был Симбирск.

Особое развитие садоводство в городе получило в начале XX века, когда Симбирск вышел на второе место в Поволжье после Саратова по производству продуктов садоводства. Известный ульяновский архитектор Аржанцев в одной из своих книг, рассказывая об особенностях градоустройства Симбирска, дал ему звание «город-сад». В те годы город действительно утопал в зелени садов.

[singlepic id=1524 w=320 h=240 float=]

В 1900 году в Симбирск Департаментом Земледелия был направлен статский советник В.В. Пашкевич, задачей которого было изучение состояния садоводства. В научном труде «Плодоводство в Симбирской губернии», который стал итогом поездки, Пашкевич приводит данные по количеству и размеру садов города. Всего на момент исследования в городе насчитывалось 713 садов, которые занимали 406 десятин 1257 саженей, что в переводе на современные меры составляет порядка 445 гектар. С учётом сравнительно небольшой тогдашней площади города цифра огромная. Впрочем, большинство крупных садов находились на неудобьях. Так, Т.Г. Масляницкий в своём «Топографическом описании Симбирского наместничества» отмечает, что город Симбирск исторически разделяется на две части – верхнюю и нижнюю (Подгорье). «Весь оный берег покрыт плодоносными садами… В садах немалое количество разных сортов яблок, дуль, слив, вишен, груш, малины, смородины, клубники, крыжовника…, которые… отвозят на низ и верх реки Волги по городам».

[singlepic id=1523 w=320 h=240 float=]

В начале XX века крупнейшие сады в Подгорье были у Кащеева А.А.(11 десятин), Куликова (12 десятин), Ляхова (11 десятин) и Щепочихина (12 десятин). Крупнейший же сад (30 десятин) был у Симбирского Исправительного Приюта для несовершеннолетних. Стоит отметить, что город тогда заканчивался на линии нынешних Тутей, поэтому в число этих садов не входили «загородные», крупнейшим из которых был сад Екатерины Перси-Френч около Винновки, который занимал площадь более 20 десятин.

Стоит отметить, что сад Перси-Френч был единственным на то время в окрестностях Симбирска крупным «барским» садом, остальные принадлежали мещанам и крестьянам. Такая ситуация начала складываться с середины XIX века, когда отмена крепостного права привела к тому, что землевладельцы стали отказываться от «излишеств», среди которых оказались и сады, которые до этого рассматривались исключительно как место для прогулок. На место помещиков пришли крестьяне и мещане, для многих из которых садоводство стало основным источником заработка.

Именно их усилиями и была создана особая симбирская культура садоводства, которую подробно исследовала в начале 1990-х годов сотрудник Краеведческого музея Ульяновска Т.А. Громова. Так, в своей статье «Садоводство в Симбирской губернии» она приводит интересные факты про самобытность симбирского садоводства.

[singlepic id=1522 w=320 h=240 float=]

Оказывается, что одним из факторов резкого роста значимости садоводства в экономике города стала именно передача «браздов правления» садами в руки крестьян, которые с недоверием относились к «барской» системе посадки садов. Была разработана «народная» агротехника – яблони обрезали очень мало, культивировались в основном местные сорта, деревья сажали очень густо, землю вокруг вишен не окапывали. В итоге, несмотря на некоторое снижение урожайности, насаждения получались очень устойчивыми, что оказалось гораздо важнее для местных условий рискованного земледелия, чем борьба за максимальный урожай. Кроме того, в эти годы массово создавались новые сорта. Так, всё тот же Пашкевич приводит интересный факт о вручении царю Александру I владельцем одного из подгорных садов Мингалеевым яблочного дерева сорта «Апорт», которое царь увез с собой. «Впоследствии этот сорт стал называться «Император Александр», под которым получил известность и за границей» – цитирует Пашкевича Т.А. Громова.

[singlepic id=1521 w=320 h=240 float=]

Впрочем, если обратить взгляд в глубь веков, то можно сделать вывод, что «коммерческие» садоводы Симбирска начала XX века никакого «велосипеда» не изобрели, а просто взяли за основу тот способ культивирования садовых культур, который применялся на территории Симбирского Поволжья издревле. Уже в XVII веке садами было занято всё пространство, которое носило название «Арбухимская земля» (от названия болгарского города Арбухима), т.е. земля на склоне правого берега Волги. Развитие получили исключительно местные сорта степной вишни и диких яблок, которые оказались наиболее приспособленными к климату Среднего Поволжья. В XVIII веке на базе этих первых садов уже развивалось и организованное садоводство. В те годы высадили тутовую рощу, начали культивировать грушу и виноград. Постепенно сложилась самобытная агрокультура, которой и воспользовались садоводы.

[singlepic id=1519 w=320 h=240 float=]

Серьёзным изучением этой агрокультуры занимался С.С. Рогозин – знаменитый симбирский садовод, имевший большой сад в Подгорье (в районе севера нынешнего парка Дружбы Народов), при котором он содержал также селекционный питомник. Остатки его знаменитых садов просуществовали в Ульяновске до начала 1970-х годов, когда началась эпопея с парком и созданием организованных садоводческих товариществ. Новые сады на 4-6 сотках заняли место старых и так же протянулись полосой почти по всей «Арбухимской земле», но это уже было совсем не то… «Город-сад» закончился, началась новая эра…

Сегодня в связи с массированной эрозией правого берега, вызванной подъёмом уровня Волги после затопления, садоводство на «классических» береговых террасах практически умерло – сады сползли, а те, которые не сползли – брошены, садовые культуры одичали… А нам остаётся только вспоминать. Вот что пишет об остатках «рогозинских» садов Нина Дроголюб, вспоминая 50-е годы:

[singlepic id=1520 w=320 h=240 float=]

«Где-то на середине спуска, в глубине громадного сада, стоял старинный дом Рогозиных… Сад был громадный… засаженный в основном вишней старинных симбирских сортов…Деревья были высоченный, и все усыпаны ягодами… Сад этот составлял малую долю бывших рогозинских садов… Сады эти славились обилием прекрасных сортов яблонь, груш, сливы, вишен.»

[nggallery id=70]

Оцените новость: