Коммунальная история или драма дорог

20 Янв 2011 Аналитика Dinika

С начала года ГИБДД выписала 41 предписание должностным лицам о приведении дорог в нормативное состояние, несколько раз в связи со снегопадами вводили режим ЧС, но дороги в городе как были, так и остаются в отвратительном состоянии. И это при том, что осенью было закуплено коммунальной техники почти на 300 миллионов рублей, а на днях мэрия выделила ещё 60 миллионов рублей на снегоуборочную технику, в том числе и 10 миллионов на снегоплавилку. Почему же техника есть, а нормальных дорог, по сути, нет? Попробуем разобраться.

Существуют два основных подхода к уборке дорог зимой. Их можно условно назвать североевропейским и центральноевропейским. Разница между ними концептуальная – в Центральной Европе нормативы подразумевают очистку дорог до чистого асфальта, и при этом зачастую не регламентируется обязательное применение зимних шин. В Северной Европе, где снега выпадает больше, подход иной – после обильных снегопадов снег со многих дорог не убирается, а прикатывается специальной техникой, а затем посыпается песком или каменными гранулами. При этом обязательно использование шипованных шин. Такой подход был выбран не случайно, так как позволяет значительно (в разы) уменьшить время приведения дорог в нормативное состояние после обильных снегопадов.

В СССР ещё в 60-х годах приняли иную концепцию, близкую к центральноевропейской, но разрешающую применение не самых экологически безопасных реагентов на основе хлористого натрия и хлористого кальция. При этом до введения в ноябре 2010 года нового технического регламента обязательность применения зимней резины никак не регламентировалась – подразумевалось, что на основных магистралях снег убирается в кратчайшие сроки. Эти сроки регламентируются на данный момент ГОСТа Р-50597-93 и даже по европейским меркам являются очень небольшими. Например, дороги категории «А» должны быть убраны за 4 часа, а дороги категории «В» за 6. При этом никаких скидок на интенсивность снегопада не делается, в отличие от Центральной Европы, где интенсивность снегопада даже в 3 мм/час считается поводом для перекрытия части дорог.

Достижение таких коротких сроков возможно лишь в одном случае – в случае непрерывности процесса уборки. Снег ни при каких условиях не должен слеживаться и уплотняться. На это делается основной упор в действующих на данный момент нормативных рекомендациях («Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации», разработанные в Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова в 1989 году), где полностью расписана технология уборки.

Так почему же у нас в городе и области такая аховая ситуация с очисткой дорог от снега? Причина банальна – нерадивость коммунальщиков, допустивших уплотнение снега после первых серьёзных снегопадов.

Как должна была быть поставлена очистка дорог

Сразу после начала снегопада на дороги с высокой интенсивностью движения (более 100 машин/час) выезжают купленные осенью дорожные машины ЭД405Б с распределителем реагентов, которые поливают свежевыпавший снег реагентами, препятствующими его уплотнению. Автомобили разносят реагенты по дороге и сразу же начинается сметание и сгребание снега, а также его вывоз с погрузкой на самосвалы с помощью купленных снегопогрузчиков СнП-17. В итоге через 4,24 часа (нормативное время) крупные магистрали оказываются полностью освобожденными от снега. При продолжении снегопада происходит постоянная безреагентная очистка дорог с помощью всё тех же ЭД405Б или аналогов со снежными отвалами. После окончания снегопада при вероятности образования гололеда дороги дополнительно обрабатываются реагентами.

Одновременно на улицах с небольшой интенсивностью движения происходит однопроходная очистка дорог с помощью автогрейдеров и универсальных дорожных машин на базе тракторов, которые город также закупил осенью в лизинг. Снег при этом складируется в валы в прилотковой зоне дорог и убирается после окончания снегопада. Очистка же ведётся постоянно при снегопадах интенсивностью более 1 мм/час.

Проезды и остановки общественного транспорта очищаются с помощью коммунальных универсальных машин на базе тракторов одновременно с уборкой основных дорог.

У нас же всё произошло и происходит иначе – зима, как водится, приходит незаметно, а снегопады застают врасплох. В итоге оказалось, что несмотря на наличие техники, уборку вести по нормативам не получилось– не оказалось ни подготовленных водителей-операторов, ни мест вывоза снега вблизи мест уборки, ни подготовленных пескобаз, ни запчастей к новой технике. Итогом стала та ситуация, которую мы до сих пор наблюдаем на дорогах города – слежавшийся снег превратился в ледяные глыбы, которые практически «срослись» с асфальтом, а поверхностная уборка снега никак не помогает от них избавиться. То же самое творится и на областных магистралях, которые во многих местах превратились в одинокие колеи среди ледяной корки.

Борьба же со льдом намного сложнее, чем уборка свежевыпавшего снега. Чисто механическим путём удалить намерзшие глыбы невозможно, обязательно применение химических реагентов с выдержкой (интервалом). Лишь после этого становится возможным удаление ледяной корки. При этом нормативы подразумевают, что за один проход может убираться не более 20 мм (по высоте) намерзшего льда. С учётом того, что лёд на дорогах города нарастал постоянно, трудоёмкость процесса его скалывания становится огромной. Понятно, что эта задача должным образом не выполняется, ведь надо же ещё и выпавший снег сгребать… По-видимому, ледяные надолбы на дорогах так и останутся до первых оттепелей, когда природа поработает за коммунальщиков… Тем более, что уже треть новой техники стоит на приколе – нет запчастей, которые закупить одновременно с машинами не подумали. Как сказал нам водитель одной из ЭД405Б, одна из важнейших причин поломок – непрофессионализм водителей, многих из которых на новую технику набрали только в начале сезона. В итоге сейчас на дороги города во многих районах выходит меньшее количество техники, чем даже в прошлом году, когда никаких новых машин в городе не было.

Для справедливости стоит сказать, что подобная ситуация сложилась не только в Ульяновске. Например, питерские автолюбители активно жалуются на то, что в северной столице совершенно не очищаются от снега второстепенные дороги. И даже предлагают оригинальные способы решения проблемы. Так, в одном из автомобильных журналов автолюбитель из Питера выступил с инициативой оснастить все автомобили особым снежным плугом. По задумке автора, это позволит очищать дороги вообще без участия коммунальщиков. Креативный автолюбитель даже продумал методы реализации своей задумки – запретить продажи в России автомобилей без креплений для плуга, а автомобилистов, самостоятельно установившим снежный плуг, мотивировать налоговыми льготами. Понятно, что такое решение принципиально нереализуемо и может рассматриваться лишь как курьёз. А вот иные гражданские инициативы по самостоятельной уборке снега вполне могут иметь место. Так, в северных штатах США и в Канаде достаточно распространена ситуация, когда граждане по собственной инициативе цепляют на свои джипы снежные отвалы и при сильных снегопадах чистят прилегающие к своим домам участки дороги.

Понятно, что у нас таких энтузиастов на джипах не найдётся, но без подобных креативных инициатив, по-видимому, уже не обойтись. Достаточно сказать, что к уборке снега планируют подключать даже военных, а выделение дополнительно 60 миллионов в середине сезона в рамках ЧС на закупку новой техники вообще не имеет аналогов в «коммунальной истории» города. Очевидно, что такой метод «затыкания дыр» не может быть эффективным.

п.с. Не знаем, есть ли джип с отвалом у нашего мэра, но один из немногих переулков в Ленинском районе, хорошо очищенный от снега – это переулок Гоголя, где, как известно, проживает мэр.

Оцените новость:
  • (11 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...