IT на уровне ПТУ

13 Янв 2011 Аналитика Dinika

Разговоры о поддержке IT идут уже достаточно давно, планов в этой связи намечено громадьё. Но что конкретно сделано и можно ли ожидать чего-либо конкретного от активной деятельности наших властей? Попробуем разобраться.

Итак, что же сделано? Из значимого не так и много:

1. 13 сентября провели день программиста. Было много пафоса и речей.
2. В конце декабря закончились первые курсы повышения IT-компетенций. Под столь чудовищным названием скрывались курсы, которые в советское время назвали бы курсами повышения квалификации по профсоюзной линии. На курсах готовили верстальщиков, дизайнеров и прочих веб-разработчиков. Очевидно, что за пару месяцев по 2 часа в неделю профессионалов не вырастить. Но намерения обучающихся отметили – раздали дипломы.
3. Избрали нового (странного) министра по IT, которого кроме полномочий наградили и длинным списком «партийных поручений», выполнение которых должно автоматически поднять Ульяновскую область на недосягаемые высоты в области IT.
4. Провели большое количество разнообразных совещаний, наиболее впечатляющее – по проекту виртуальной венчурной долины.
5. Завели многим чиновникам аккаунты в ЖЖ. На днях губернатор в ультимативной форме потребовал присутствия в ЖЖ и «интересности» контента у всех без исключения более-менее значимых чиновников.

Наверняка, мы что-то забыли, но это не имеет серьёзного значения – общий вектор «поддержки», как она видится властям, понятен и так. Во-первых, абсолютно ясно, что поддержка подразумевается исключительно административная и вполне стандартизованная по своей сути – олимпиады, административный ресурс, курсы, праздники. Набор абсолютно банальный, который можно с полным успехом экстраполировать на любую сферу деятельности – начиная с поддержки мастеров по резьбе на корне кедра, заканчивая поддержкой проекта полета на Кассиопею 12 ракет на основе нанотоплива.

Во-вторых, можно сделать вывод, что под всем многообразием термина «IT» в основном подразумеваются веб-технологии, причём не технологии как создаваемый продукт, а умение пользоваться существующими. В-третьих, очевидно, что все меры поддержки не имеют никакой общей цели, кроме самой этой «поддержки». И это самое неприятное, т.к. явно указывает на самую важную проблему – отсутствие у разработчиков программ и участников совещаний главного – понимания целей действа вне поля обычного административного «улучшения показателей» и «увеличения компетенций». Никто не ставит высоких целей и не выступает «двигателем» по их достижению, ведь только через это возможно настоящее развитие и реальная поддержка.

Что мы имеем на деле? «Компетенции» курсов на уровне ПТУ, готовящие «слесарей» постиндустриального мира – кодеров, верстальщиков и прочих поденщиков, которые вынуждены, работая «на дядю», создавать продукт, интеллектуальная составляющая которого стремится к нулю, «блоггеров» – чиновников со специальными «помощниками по IT» и разнообразные «инновационные» посиделки в узком кругу.

Про «слесарей» стоит пояснить подробнее. Работая каждый день за станком, вытачивая деталь за деталью, человек рано или поздно перестаёт интересоваться её назначением, сам процесс вытачивания становится самоцелью и даже кажется, что только увеличением количества станков можно добиться улучшения работы завода в целом. Но со стороны понятно, что это не так. И в первую очередь это понятно конструктору, характер труда которого в корне отличается от характера труда слесаря – отдача от его работы не измеряется количеством, а измеряется качеством. Следовательно, можно сказать, что труд конструктора интеллектуальный, т.к. не требует механического повторения для достижения сходного результата, а труд слесаря, даже если он вооружен знанием ASP.NET и 4-х ядерным Pentium, – нет. Это, несомненно, работа мозга, но она не отличается от работы любого слесаря на конвейере по одной причине – для получения единицы денег надо сделать единицу работы. Для получения двух единиц денег – две единицы работы и т.д. Места для настоящего креатива и полета мысли в такой системе координат остаётся маловато.

Так вот, судя по всем прошедшим действам и «пожеланиям» к новому IT –министру, упор сделан именно на формат «развитие технического училища». Это дополнительно подтверждается тем, что вокруг идеи «развития IT» сплотились в первую очередь «ремесленные мастерские» – разнообразные веб-студии, зарабатывающие по старинке – на прибавочном продукте от чужого труда. Серьёзные разработчики, те самые «конструкторы» остались в стороне, им это не интересно, интересны могут оказаться лишь «выпускники училища» – готовые «слесари» для реализации «чертежей».

Не сказать, что это плохо, но задача получается крайне мелкая. Гораздо правильней было бы пойти по пути генерации идей и формирования кадров для «конструкторской» работы. Но в нынешних условиях это возможно лишь в том случае, если в качестве «толчкового» заказчика, который начнёт позитивные процессы создания реально нового, выступит именно государство. При наличии задачи и финансирования инфраструктурная часть вырастит сама, как это не раз случалось и случается в мировой практике (например, военные заказы). Понятно, что в таком случае уровень «постановщиков задач» должен быть крайне высоким, а про разнообразные мелкие «поддержки» на уровне курсов и олимпиад придётся забыть – это вторично.

С подобной проблемой в рамках «модернизации» сталкивались уже не раз. Самый нашумевший пример – Сколково, куда серьёзные ученые отказываются ехать даже за самые невероятные деньги без гарантий «конструкторской» работы. Приходится ставить серьёзные задачи либо давать карт-бланш на разработки, но процесс этот совершенно другого качества по уровню требований к масштабу мышления, чем даже задача собрать на нескольких квадратных километрах ведущих ученых.

Казалось бы, мелкая задача поддержки областного IT и такой мега-проект, как инновационный чудо-град – это совершенно разные по своему масштабу задачи, но это только не первый взгляд. На деле оказывается, что основная проблема общая – неумение «затевателей» ставить масштабные задачи и промысливать их реализацию из-за невыразительного масштаба собственного мышления. То же и со Сколково, то же и с местным IT. В результате рано или поздно любые «инновации» и «модернизации» превращаются в гротескные конструкции с полностью выщелоченным первоначальным содержанием. Этот процесс неизбежен, если дать «слесарю» возможность думать за «конструктора». Но нашей области повезло и здесь – хорошая, правильная и, в общем-то, нужная и актуальная задача поддержки и развития IT сферы, не успев «встать на ноги», превратились в обыкновенный набор административных мероприятий на уровне районного ПТУ…

П.с. Завтра с утра в администрации пройдёт большое совещание «по IT». Обсудят олимпиады для школьников, полёт Гагарина в космос, а также издание специализированного журнала про IT…

Оцените новость:
  • (11 голосов, средний: 4.09 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...