Психология ульяновского бизнеса или порог «двухсоткрузачности»

08 Дек 2010 Колонка редактора Dinika

В обсуждении извечной для Ульяновска проблемы «Почему из города уезжает молодёжь» была поднята важная тема – неразвитость предпринимательства. Логика проста — нет развитого бизнеса, следовательно нет рабочих мест и возможностей самореализации, а в конечном итоге — нет денег. По сути всё верно, с инфраструктурной стороны так оно и есть, но ошибка думать, что в этом виновато что-то кроме психологии типичного ульяновского бизнеса.

Основа любой рыночной и даже полурыночной (как у нас) экономики — спрос, который диктует предложение. И с этой стороны у нас всё нормально — основные базовые потребности худо-бедно удовлетворяются, достаточно посмотреть на количество нелегальных парковок и киосков с сигаретами и пивом. Там где есть платежеспособный спрос есть и предложение — почти все ниши для малого бизнеса заняты, и во многих даже есть активная конкуренция. Более того, количество малых предприятий за последний год значительно выросло — как неудивительно, этому поспособствовала программа поддержки малого предпринимательства, которую в самом начале её реализации обвиняли в «мертворожденности». Конечно, пафосные сюжеты на официальных каналах никак не отражают сути новых «стартапов». Восторженные начинающие парикмахеры и новоиспеченные владельцы мелких кафе, которые впервые пришли в бизнес, хороши для «фасада», но явно не показательны. Показательна другая группа — люди, которые воспользовались программой для повышение капитализации своих бизнесов — оформили предпринимателями друзей и родственников, получили субсидии, оформили в собственность арендованные помещения и т.д. Схитрили? Несомненно. Но результат всё равно есть — мелкий бизнес развивается.

Но, увы, примеров интенсивного развития бизнеса в городе почти нет, даже крупный бизнес развивается экстенсивно. Сегодняшние реалии теоретики назвали бы склонностью бизнеса к диверсификации, но можно сказать и проще — в городе действует и укрепляется психология мелкобарыжничества. Что такое активный и динамичный бизнес? Это создание спроса, создание новых ниш для товаров и услуг, настрой на повышение капитализации и отношение к самому бизнесу как к продукту. У подавляющего большинства наших предпринимателей ничего этого нет. Психология проста — заработать «по простому». В результате за последние 15-20 лет сформировался особый тип провинциального предпринимателя «на все руки» – сегодня выгодно можно перепродать партию кур — торгуем курами, завтра открываем парковку, послезавтра торгуем шубами к сезону, а через неделю — покупаем грузовую Газель.

Недавно мы пообщались с типичным представителем такой «школы» бизнеса, он назвал его «динамичным». К сожалению, эта «динамичность» – не о чём и не приводит ни к каким толковым результатам. Компетенции не растут, уровень знаний не повышается, формирования бизнеса как продукта не происходит, а созданные рабочие места — иллюзорны.

На последнем пункте стоит остановиться подробнее. Достаточно взглянуть на вакансии в любой газете, чтобы понять — ульяновскому бизнесу даже до намёка на «инновационность» как до Луны на снегоходе. Требуются исключительно люди для оперативного затыкания дыр — водители на «газельку», «чтобы привозила двадцатку», бухгалтеры на «упрощенку», чтобы разобрать кучу бумажек в углу, менеджеры по продажам «на процент» и прочие подобные деятели стихийного рынка. Вакансий, которые бы подразумевали развитие, как личностное (самого работника), так и бизнеса (как продукта) единицы. Ирония в том, что эти вакансии чаще всего от заводов, куда молодёжь не затащить. Не удивительно, что вменяемые молодые люди перспектив в городе не видят. Но не все — те, кто предпочитают непонятным «личностным ростам» и «саморазвитиям» простую систему координат «сесть на тему» и «снять бабла» чаще всего находят себе применение и на родине. И тем самым укладывают ещё один кирпич в стену общей «тухлости» – от торговли яйцами и «привозящих» Газелей активных людей тошнит, но на большее никого не хватает — примеров маловато, чтобы был нужный «микроклимат».

Закон спроса/предложения активно действует и в образовании. В материале «Почему молодёжь уезжает?» Игорь Корнилов абсолютно верно отметил, что уровень образования с годами катастрофически падает. Корочки «для родителей» или «чтобы были» не подразумевают устойчивых знаний, а сами с трудом добытые (самыми упертыми) знания не находят применения. Местная система координат не ставит их ни во что — умение быть «динамичным» предпринимателем ценится выше.

Может быть в крупном бизнесе иначе? Ничего подобного! Достаточно посмотреть на любую «империю» местных олигархов, чтобы понять — основаны они на той же мелкобарыжной психологии. В этих империях есть всё — куча недвижимости в «арендном» бизнесе, сотни торговых точек, убогие производства пластиковых окон и тротуарной плитки, строительные бригады, какие-то фуры, бороздящие просторы России, рекламные агентства с бесконечными чаями «креативных специалистов», медийные активы для убогой «прокачки тем» и прочее. Отличие от более мелких предпринимателей лишь в одном – в масштабе. Подход к бизнесу и его цели не меняются. Но есть и ещё один нюанс — подключение административного ресурса.

Социальные психологи считают, что желание власти обязательно приходит тогда, когда все первичные потребности удовлетворены — 200 «крузак» уже стоит у входа в коттедж, счёт на Вирджинских островах можно просматривать онлайн, пацаны слушаются и уважают, а жена сделала пятую подтяжку лица. Но в провинциальном бизнесе походы в поисках административного ресурса начинаются раньше — тогда, когда жена, «крузак» и коттедж уже есть, а вот счёт на Вирджинских островах ещё только в мечтах. Изучив биографии пары-тройки крупных ульяновских предпринимателей, мы в этом удостоверились. Этот порог можно условно назвать «двестикрузачностью». Именно на нём наступает точка перегиба — развивать в привычном мелкобарыжном ключе свои «темы» уже никак не получается без админ. ресурса — тут бы зданьице прихватить, там бы земли кусочек под франчайзинговую автомоечку, там бы магазинчик не помешал, а Васю бы немного не мешало прижать. И тут начинается активная и бурная деятельность в поисках возможностей.

Судя по тем же биографиям, сначала на этом тернистом пути «двухсоткрузачные» побаиваются, подумывают — а похожи ли на нас ТАМ, в верхах. Сомнения улетучиваются с первом успехом – «государевы мужи» оказываются ровно с той же психологией, и дальше совместная «прокачка тем» идёт в полном согласии и без всяких оттенков непонимания. Коррупция? Нет, не всё так просто, про неё можно даже не говорить — это и так всем известно и сказано про это не раз. Конспирология? Тоже нет. Скорее, психология — помочь человеку, который мыслит так же, в той же системе координат можно и бесплатно.

Картина, конечно же, весьма неприятная — о всяких летающих тарелках и инновациях можно смело забыть — всё это в любом случае превратится в мелкобарыжный фарс с целью получения преференций для экстенсивного типа хозяйствования.

Возникает резонный вопрос — а в Москве разве не так? Разве приехав туда молодёжь может получить что-то большее, иную психологию, увидеть новые горизонты? Без сомнения. Причина проста — в больших городах порог «двухсоткрузачности» поднят очень высоко, так как административного ресурса на всех желающих попросту не хватает. Тут действует всё тот же, абсолютно рыночный, механизм спроса и предложения. В итоге в конкурентной борьбе «сидящим на темах» рано или поздно приходится бизнес развивать интенсивно — создавать спрос, изобретать новые технологии и шлифовать маркетинг, одновременно оптимизируя менеджмент. Возникает потребность и в знаниях, и в людях, обладающих ими, и в инновациях и даже (без шуток) — в нанотехнологиях.

А как же быть в провинции? В Москве однозначно видят проблему и отмечают для себя тех, кто может вырваться из убогой мыслительной парадигмы, тем самым задав усложненные правила игры, недоступные неофитам «двухсоткрузачности». Говорят, что среди таких людей отмечают и нашего губернатора, креативные идеи которого показывают, что он готов брать на себя ответственность за смещение порога. Может быть даже существует установка, что реализация чего-либо не важна, а важен лишь вектор перемены порога «двухсоткрузачности»? Если подумать, именно это — краеугольный камень штандартной модернизации под эгидой государства, но удастся ли перезагрузка мозгов?

Фото – vip-auto su

Оцените новость:
  • (16 голосов, средний: 4.13 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...