Газеты Ульяновска

17 мая 2006 Новости Dinika

Газеты Ульяновска Сведения о зарегистрированных печатных (газеты Ульяновска) и электронных СМИ в Ульяновской области за последние годы обнаружить в полном объеме не удалось. При губернаторе Шаманове было ликвидировано Управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, нового регионального ведомства создано не было. Архивная информация в настоящее время устарела. Поэтому сейчас все данные о СМИ региона можно обнаружить в Самарском управлении по делам печати и в личных архивах журналистов и представителей пресс-центра губернатора. В октябре 2002 года в Ульяновской области было зарегистрировано 110 печатных СМИ (газеты Ульяновска). В 2005 году — около 134. Невысокая динамика наполнения рынка в этой среде укрепляет позиции тех, кто успел занять соответствующую нишу. Поэтому ситуация с лидерством среди печатных СМИ стабильна. В октябре-ноябре 2004 года по охвату аудитории в городе лидировали газета бесплатных объявлений «Мозаика» и «Комсомольская правда — Ульяновск», общественно-политические еженедельники «Симбирский курьер» и «Молодежная газета» (обе – газеты Ульяновска). Сегодня популярностью среди жителей области пользуются региональные вкладки в общефедеральные издания («КП-Ульяновск», «МК-Ульяновск»((газеты Ульяновска)), общероссийские издания («Жизнь», «Телесемь»). Газеты Ульяновска делятся на государственные и частные, последние из которых не всегда коммерчески состоятельны и успешны. 2004 год на газетном рынке был кризисным, падение тиража многих изданий было стремительным, у некоторых редакций — до 50 процентов. Лучше обстоит ситуация в сфере бесплатных рекламных газет Ульяновска. Здесь явный лидер — еженедельник «Мозаика», издающийся с 1995 года. Вместе с «Комсомольской правдой — Ульяновск» и журналом «Деловое обозрение» он входит в одно из самых крупных ульяновских медийных объединений — рекламную группу «Мозаика» (газеты Ульяновска). В предвыборные периоды стали появляться газеты, предназначенные специально для агитационных материалов. Выборы проходили, а газеты оставались. Образцом такого СМИ несколько лет была газета «Симбирский Аргумент». Сложная политическая и экономическая ситуация последних лет разделила ульяновские СМИ по признаку отношения к власти. Есть издания, которые находятся в оппозиции власти. Официально городская администрация учредила лишь одну газету — «Ульяновск сегодня». А областная — краеведческий журнал «Мономах», детский «Симбик», две областные газеты Ульяновска — «Народная газета» и «Ульяновская правда», спортивное приложение к «Народной газете» — «Чемпион», многочисленные районные и три национальные газеты — чувашскую «Канаш», татарскую «Эмет», мордовскую «Ялгат». Все издания администрации области входят в госучреждение «Объединенная редакция». В области множество районных газет, рассчитанных на сельскую аудиторию и выходящих строго территориально. Газета Ульяновского государственного университета «Вестник» — уникальное по своему типу издание. В 1990 году оно стало областным изданием и единственной в регионе газетой, на страницах которой темы образования, науки, студенческой жизни соседствуют с областными новостями и проблемами. Аналогичной газеты, учредителем которой является классический университет, в структуре Министерства общего и профессионального образования России нет. «Вестник» не раз награждался почетными грамотами и премиями Управления печати и информации Ульяновской области. Сегодня он выходит еженедельно на 16 полосах тиражом 3–4 тысячи экземпляров. Немало проблем у газеты возникает в связи с форматом издания: в попытках соответствовать уровню серьезной областной газеты и, одновременно, удовлетворять интересы молодежной университетской аудитории, «Вестник» зачастую не в состоянии обеспечить качественную информационную наполненность своих выпусков и заинтересовать свою потенциальную аудиторию. Взаимодействие СМИ и власти Политическая ситуация в области после выборов губернатора 2000 года резко накалилась. Со своих постов были сняты 80 процентов чиновников, работающих при губернаторе Горячеве, и назначены новые — из «команды» Шаманова. С 2003 года в Ульяновской области полным ходом началось строительство «вертикали информационного поля». Уже в августе 2003 года департамент информационной политики областной администрации взял под свой «системный» идеологический и финансовый контроль все бюджетные издания в области. В нем создали три отдела: отдел анализа и взаимодействия со СМИ (мониторинг публикаций, обучение, семинары, конкурсы), пресс-служба губернатора и информационный отдел. Идеи губернатора стали распространяться централизованно, в том числе и в виде готовых статей. Новый департамент в Ульяновске сразу окрестили «министерством правды». Губернатор Шаманов пошел гораздо дальше своего предшественника Юрия Горячева. «Красный губернатор» недолюбливал свободную прессу, поэтому периодически предъявлял газетам иски о защите чести и достоинства, по которым выиграл у журналистов 700 тысяч рублей. Свою политику Горячев рекламировал, в основном, через государственные СМИ, проводил по субботам селекторные совещания, транслировавшиеся по областному телевидению. Придя к власти, Шаманов пообещал «разобраться» с теми, кто досаждал ему в ходе предвыборной кампании. Сразу после своего избрания Шаманов заявил, что с местной прессой надо будет «детально разобраться». Основания для такого заявления у него были: во время избирательной кампании на будущего губернатора вылили немало газетной грязи, обзывая генералом Банановым. По городу расклеивали листовки, на которых Басаев обещал отомстить Шаманову за Чечню. Но ни с кем Шаманов разбираться не стал, а те, кто писал против него статьи, продолжили работать в прогубернаторских СМИ. Поэтому суровый приговор Шеламыдовой шокировал в Ульяновске многих. Об уголовном деле против редактора еженедельника «Симбирские известия» Юлии Шеламыдовой, обвиненной в клевете, узнала вся страна. Пресс-конференции Шаманов проводил регулярно, но на острые вопросы научился отвечать обтекаемо и дал добро на большую закрытости от прессы. Серьезный конфликт разгорелся после того, как областная администрация провела молниеносную реорганизацию, которую наблюдатели назвали «информационной революцией». За несколько дней «в целях улучшения координации информационной политики» руководство области ликвидировало ряд областных ведомств. Среди них — Центр политологии и духовной культуры, информационное агентство «Объединенный корреспондентский пункт по Ульяновской области», Управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Ликвидированные ведомства находились на финансировании областного бюджета и не отличались особой привязанностью к областным властям. В результате информационного передела свой статус изменили и районные типографии. Согласно новому постановлению, они стали филиалами областной типографии Печатный двор. Таким образом, стала возможной продажа любой из типографий как отдельного сегмента некой структуры. Постановление о создании «министерства правды» было подписано вице-губернатором Михаилом Шкановым. Это стало причиной разговоров о том, что постановление Шаманов обязательно отменит. Однако, вернувшись, губернатор ничего отменять не стал. Блицкриг по монополизации информационного пространства удался. Так в области появилась новая структура информационного поля: Департамент информационной политики и областное государственное учреждение (ОГУ) «Объединенная редакция». Происходящее в Ульяновске на протяжении последних лет во многом было обусловлено всеобщим кризисом в области. Далее ситуация в Ульяновской области складывалась самым парадоксальным образом: основной оппозиционной силой в 2004 году оказалась региональная администрация. После ухода с губернаторского поста Владимира Шаманова к власти в регионе пришел бывший мэр Димитровграда Сергей Морозов. Новый губернатор Ульяновской области заявил о намерении сократить аппарат областной администрации почти на треть, а в начале года уже подписал постановление о ликвидации Департаментов информационной и региональной политики, а также пресс-центра. Вместо этого появилось Управление по связям со СМИ, а губернатор публично заявил, что в администрацию будет допущен любой желающий журналист при наличии необходимых документов. Чтобы поддержать местные СМИ, губернатор в марте 2006 подписал распоряжение «О грантах губернатора Ульяновской области в сфере средств массовой информации». Созданный экспертный Совет определит получателей грантов из числа подавших заявки редакций СМИ и будет ходатайствовать перед губернатором о финансировании лучших проектов. Общий бюджет грантов на этот год составил 600 тысяч рублей. Судебные разбирательства и уголовные дела в отношении журналистов и обращения последних в суды с целью отстаивания собственных профессиональных прав — случаи в Ульяновской области нечастые. Во многом это обусловлено элементарным незнанием журналистами своих законных прав, нежеланием вступать с властью в открытую конфронтацию или просто неумением защищать свои права. Однако, несмотря на редкие судебные прецеденты, ущемление прав журналистов все же имеют в обществе широкий резонанс. «Банное дело» губернатора Шаманова 13 января 23-летнюю Юлию Шеламыдову судили по обвинению в клевете. В газете «Симбирские известия», которой руководит Шеламыдова, в 2002 году была опубликована статья о пожаре на губернаторской даче в селе Карлинском и о сгоревшей бане. В материале среди прочих были упомянуты глава области Владимир Шаманов и два его заместителя — Виктор Сидорчев и Валерий Курочка. Все трое обиделись на публикацию и написали заявление в прокуратуру, потребовав привлечь виновных к ответственности. В «виновных» оказалась редактор, несмотря на то, что спорную заметку писала не она, а один из журналистов газеты. В конце августа мировой судья Ленинского района приговорил Шеламыдову к году исправительных работ. Осужденная подала апелляцию в районный суд, который оставил приговор без изменения. Областной суд вернул дело на новое рассмотрение в районный. Журналистку обвинили в клевете и распространении заведомо ложных сведений о Шаманове, Сидорчеве и Курочке. Суду предстояло доказать, что Юлия Шеламыдова, подписывая номер в печать, знала о ложности публикуемой информации — при условии, что ни один закон не обязывает редактора проверять достоверность всех сообщений газеты, что к тому же невозможно и физически. 21 января 2003 года апелляционная инстанция отменила решение суда Ульяновска о привлечении к ответственности Шеламыдовой, выразившееся в уплате денежной компенсации за нанесенный губернатору моральный вред в размере более 30 тысяч рублей и приговоре в 1 год исправительных работ. «Черный PR» — неизменный спутник выборов Накануне губернаторских выборов 2000 года по региону были расклеены листовки против тогда еще кандидата в губернаторы Владимира Шаманова. Их украшали фотография террориста и предупреждения, что в случае избрания губернатором Шаманова область захлестнут теракты недовольных генералом боевиков. Досталось и союзникам Шаманова. По официальной версии следствия, организатором подобного рода компромата стало движение «Молодежный фронт», выступившее в поддержку тогдашнего главы областной администрации Юрия Горячева. Против создателя организации, а по совместительству — руководителя местного молодежного движения «Культурная инициатива» Дмитрия Ежова, было возбуждено уголовное дело по статьям 129 часть 3 УК РФ («клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления») и 130 части 2 («оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации»). Уголовное дело было возбуждено на основании заявлений Владимира Шаманова, ректора местного университета Юрия Полянскова, экс-мэра Ульяновска Виталия Марусина и руководителя областного комитета КПРФ Александра Кругликова. Также Ежову были предъявлены иски от заявителей на общую сумму 250 тысяч рублей — о защите чести и достоинства. Сторонники Ежова активно утверждали, что это политическое дело, а Ежов — первый политический узник в Ульяновской области. Сам Ежов неоднократно заявлял в местных СМИ о том, что доказательств вины никаких нет, «просто после предвыборной кампании власти пытаются найти виноватых». Дело, по его мнению, «за уши» дотянули в суд стараниями Шаманова, тем более что крамольные листовки Ежов, как утверждал, кроме как в образцах не видел. Хотя, по данным источника информагентства «Yтро» в администрации области, Шаманов и его окружение не принимали никакого участия в судьбе Ежова, поэтому попытки последнего предстать себя «политзаключенным» оказались простой работой на публику. Выяснить заказчиков подобной провокации следствию не удалось. В итоге суд вынес свой приговор. Авторы листовок — руководитель местного PR-агентства «Симбирск паблисити» Дмитрий Ежов и его помощник Иван Теляпов был признаны виновными. Ежов получил полтора года исправительных работ условно, Теляпов — год исправительных работ условно. Перешедших дорогу власти избивают… Поздно вечером 4 января 2003 года в Ульяновске была избита собственный корреспондент «Известий» Наталья Полат. За две недели до инцидента она опубликовала в «Известиях» два громких материала, которые имели в Ульяновске огромный резонанс. Возможно, именно с ними и связано нападение на Наталью Полат. Нападавшие кричали, что бьют ее потому, что она «обижает власть» и своими публикациями «уже достала». Собственный корреспондент «Известий» в Ульяновске, профессионально освещавший последние события в регионе, стала жертвой чьей-то политической игры. … и даже отстреливают… В ноябре 2004 года в Димитровграде было совершено покушение на исполнительного директора и главного редактора муниципальной телерадиокомпании «Март» Сергея Кочеткова. Его расстреляли прямо у здания телецентра, откуда он вышел после очередного радиоэфира. Кочетков не успел дойти до своего автомобиля всего несколько метров, получив три пулевых ранения — в плечо, ногу и живот. До происшествия в адрес Кочеткова каких-либо угроз не поступало. Сотрудники следственного отдела городского УВД уверены в том, что преступление заказное. Известно, что нападавших было несколько, и что они долго поджидали Кочеткова около телецентра. По одной из версий, журналист мог помешать политическим конкурентам, так как он выдвинул свою кандидатуру на пост депутата городского совета. Пресса под прессом. «Неправильные» СМИ запрещают и отправляют в ссылку Газета «Губерния. Ульяновск» много лет являлась одним из главных оппозиционеров генерала Шаманова. Учредитель «Губернии» — Фонд помощи социально незащищенным слоям населения «Горячев-фонд», созданный экс-губернатором Ульяновской области Юрием Горячевым. На «Губернию» постоянно оказывалось давление со стороны властей. Местные власти в итоге запретили печатать газету в области, поэтому ее стали печатать в частной типографии Пензы. Иски против «Губернии» поступали регулярно, но ничем не заканчивались. Впрочем, именно «Губерния» оказалась втянутой в громкий судебный процесс, где главным фигурантом стал губернатор Шаманов. На страницах «Губернии» в сентябре 2002 года известный ульяновский политик Исаак Гринберг выступил с публичным осуждением главы области и двух его заместителей, которые инициировали уголовное дело против редактора газеты «Симбирские известия» Юлии Шеламыдовой. Шаманов обратился с иском в Ленинский районный суд и выиграл. С «Губернии» взыскали пять тысяч рублей, а с Гринберга — две с половиной. Дело «Шаманов против Гринберга» направили на рассмотрение в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В июле 2005 года ульяновский предприниматель Исаак Гринберг отстоял в Европейском суде по правам человека в Страсбурге свое право на свободу слова и выиграл иск против Российской Федерации. Он обратился в Страсбургский суд не как предприниматель, а как журналист и гражданин России. Коллегия из семи судей Европейского суда, в том числе и российский судья Анатолий Ковлер, единогласно приняла решение о том, что в деле Гринберга было нарушено право заявителя свободно выражать свое мнение. Суд в своем решении отметил, что российское гражданское законодательство в вопросе защиты чести и достоинства не делает различий между оценочными суждениями и определенными сведениями. Правдивость последних, по мнению суда, надлежит доказывать, тогда как оценочные суждения доказывать не надо. В противном случае это уже будет грубым вмешательством в право каждого свободно выражать свое мнение. По решению Европейского суда по правам человека Россия должна выплатить Исааку Гринбергу 120 евро компенсации материального ущерба и 1000 евро за причиненный моральный ущерб (по другой информации, эта тысяча присуждена в возмещение судебных издержек). Депортированной из области оказалась и газета «Шок», которая резко критиковала политику губернатора Шаманова. В Ульяновске негласно газета попала в разряд запрещенных. Два номера газеты печатались в Казани. После того, как областная администрация вышла напрямую на президента Татарстана Минтемира Шаймиева, редакции «Шока» было отказано в предоставлении печатных услуг. История повторилась в Йошкар-Оле. Сегодня ульяновское издание печатается в частной типографии Пензы. Сейчас до газеты дотянуться практически невозможно: она зарегистрирована в Санкт-Петербурге, а хозяин как частный предприниматель зарегистрирован в Башкирии. «Авторитетная пресса»: право на гласность? Газета «Симбирский курьер» считается одной из наиболее авторитетных в Ульяновске, и местные власти обычно не решаются вступать с изданием в явное противостояние. Хотя бывает, что и на «Симбирский курьер» подают в суд. Так, вышедшая 16 марта 2002 года в «Симбирском курьере» (№ 37–38 (2007–2008) статья «Не пора ли ввести военный режим?» — эмоциональным эссе Геннадия Якимчева эмоциональным эссе на значимое социальное событие: отключение местными энергетиками тепла в ряде микрорайонов города в период, когда температура окружающей среды обязывала коммунальщиков поддерживать в квартирах граждан оптимальный температурный режим. Выход материала повлек за собой обращение в суд представителей ОАО «Ульяновскэнерго» с иском о признании сведений, содержащихся в материале, недействительными и порочащими деловую репутацию истца. Юристы «Ульяновскэнерго» заявили, что автор материала Геннадий Якимчев нелестно отозвался о работниках акционерного общества, назвав их боевиками, «ведущими войну против населения Ульяновской области» (текст искового заявления о защите деловой репутации). Кроме того, автора обвинили в том, что он неоправданно возложил всю вину за неудобство граждан Ульяновска на «Ульяновсэнерго» и ошибся в подборе фактов, касающихся судебного разбирательства «Ульяновскэнерго» со своими должниками-коммунальщиками. В суде журналист попытался доказать, что, согласно статьи 29 Конституции РФ и статьи 47 п. 9 Закона «О средствах массовой информации», он воспользовался своим законным правом на изложение в публикации своих суждений и оценок, в том числе критических. Геннадий Якимчев, ссылаясь на верность своих фактических выкладок относительно ситуации с подачей тепла (информация Гидромедцентра, копии протокола заместителя главы областной администрации Шканова о принятии экстренных мер в сложившихся погодных условиях (который, кстати, был проигнорирован энергетиками), официальные письма со стороны мэрии), согласиться с исковыми требованиями отказался. Однако суд, рассмотрев материалы дела, признал, что «оценки и личное суждение автора статьи сделаны в порочащей форме и не соответствуют действительности» (текст решения суда), и на основании ст. 14, 50, 191–194 ГПК РФ обязал редакцию газеты «Симбирский курьер» опубликовать опровержение, взыскать в пользу ОАО «Ульяновскэнерго» в качестве компенсации морального вреда 2 рубля с автора материала Геннадия Якимчева и 8 рублей с некоммерческого партнерства «Редакция газеты „Симбирский курьер“». В октябре 2004 разгорелся громкий предвыборный конфликт. Исполняющего обязанности главного редактора «Симбирского курьера» Геннадия Якимчева вызвали в областную избирательную комиссию и сообщили, что некая гражданка Спиридонова подала жалобу, обвинив издание в грубом нарушении законодательства о выборах. В конце сентября «Симбирский курьер» опубликовал ряд материалов о деятельности депутата Государственной думы России Маргариты Баржановой и ульяновского губернатора Владимира Шаманова. Гражданка Спиридонова заявила, что «публикации данных статей… нарушает право на свободное волеизъявление на выборах главы Ульяновской области 5 декабря 2004 года», и потребовала “устранить нарушение норм избирательного законодательства и составить протокол об административном правонарушении со стороны газеты «Симбирский курьер». Как выяснилось позже, Валерия Александровна Спиридонова оказалась сотрудником областной администрации. Руководство «Симбирского курьера» сразу же направило письмо председателю Центральной избирательной комиссии России Александру Вешнякову. В начале 2005 года «Симбирский курьер» вновь выступил ответчиком в суде. На этот раз с ООО “Редакция газеты «Молодежная газета». Суд решил: “исковые требования общества с ограниченной ответственностью “Редакция газеты «Молодежная газета» удовлетворить частично. Признать несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию общества с ограниченной ответственностью “Редакция газеты «Молодежная газета» содержащиеся в обращении коллектива Ульяновского государственного университета, ректората и ученого совета к общественности, правоохранительным органам и редакции «Молодежной газеты» по поводу публикации «Кто „заказал“ ректора Грушевского?» и статье «Криминальная педагогика», опубликованных в №134 (2494) от 9.09.2004 г. газеты «Симбирский курьер», сведения о журналистах газеты Ульяновска «Молодежная газета», как о безнравственных и непрофессиональных специалистах, нарушающих принципы журналистской этики, у которых отсутствует какая-либо порядочность, и сведения, содержащие негативную характеристику газеты Ульяновска «Молодежная газета» как средства массовой информации, распространяющего ложную, фальсифицированную информацию, клевету и статьи заказного характера”. Отчет на тему “СМИ Ульяновска и (газеты Ульяновска)” подготовлен стажером Центра экстремальной журналистики Анной Давыдовой. Анна Давыдова, студентка 5-го курса Ульяновского государственного университета, проходила практику в Центре экстремальной журналистики в марте-апреле 2006 года.

Оцените новость:
  • (14 голосов, средний: 4.50 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...