Яндекс.Метрика

Будет ли звучать рок в культурной столице Европы?

Студенческий рок-фестиваль «Бочка», который уже пять лет подряд собирает на одной сцене самые разнообразные музыкальные коллективы Ульяновска. Летний фестиваль «ОПЕН РОК», который тоже претендует на статус регулярного. Продюсcирование одной из самых талантливых рок-групп Ульяновска, благодаря которому в России узнали, что на родине Ленина тоже могут делать классную музыку. Десятки концертов, на которых наша молодежь смогла увидеть живые выступления отечественных (а несколько раз и мировых) звезд. Выпущенный собственными силами компакт-диск, на котором собраны лучшие творения симбирских рокеров. И, наконец, грядущий «Live music awards 2010» – беспрецедентное мероприятие, в ходе которого будут определены наши «самые-самые». Все это – плод работы неофициального молодежного объединения «ROCK CLUB CONCERTS». Они это сделали своими силами, практически без поддержки каких-либо властных структур или общественных объединений. Мозгом и главной движущей силой «RCC» является 24-ех летний молодой человек, которого зовут Илья Полевин.

Интервью с ним – попытка ответить на вопрос: «Есть ли место неформальной молодежной культуре на государственном уровне?». Беседует с Ильей журналист и телеведущий Евгений Карманов, который к рок-музыке имеет тоже имеет непосредственное отношение, так как сам играет в группе «КП».

Итак, Илья, много сделано, впереди громадье планов – впечатляет, на самом деле. Зачем это тебе? Это бизнес? Хобби?

Спасибо за оценку. Мне бы очень хотелось, чтобы это стало полноценным бизнесом. Причем бизнес я рассматриваю не только как способ зарабатывать деньги. Это, скорее, возможности более высокого уровня. Если есть деньги – можно сделать гораздо больше. Знаешь, я хочу это увидеть своими глазами: как в Ульяновск приезжают музыканты с мировыми именами, как на концерты приходят тысячи людей, как в городе появляются заведения, в которых звучит классная живая музыка. И то, как здесь, у нас, появляются группы, делающие современный востребованный музыкальный продукт. Но до этого еще далеко. Можно сказать, что хобби. С прицелом на бизнес.

Хочется, хочется… Но пока этого нет. Как думаешь, почему?

В любом бизнесе действует простой закон: спрос рождает предложение. То есть ответ очевиден – нет спроса. Желания ульяновской публики очевидны – достаточно взглянуть на афиши, расклеенные по городу. То есть, наверное, необходимо говорить об уровне вкуса… Об уровне культуры… Да, говорят, что о вкусах не спорят. И я тоже не собираюсь это делать. Но все же есть очевидная разница между человеком, который в машине, допустим, слушает классическую музыку, джаз или рок, и тем, кто без ума от групп «Бутырка» и «Воровайки». Это один из показателей уровня культуры, как ни крути. Естественно, никого насильно не заставишь слушать более умную и более качественную музыку. Тут необходимо развитие. Нужно показать «товар лицом». В принципе, почти всю работу «Рок-клуба» на данном этапе я бы назвал продвижением этого «товара». Популяризацией живой современной музыки. Конечно, я не мыслю такими словами, но для интервью можно сказать и так: деятельность «Рок-клуба» направлена на повышение культурного уровня ульяновской молодежи (улыбается).

Этим же самым у нас в области занимается аж целый Департамент! А в городе есть Управление культуры. А еще есть структуры, которые занимаются молодежной политикой. То есть можно сказать, что у вас единые цели…

Сказать можно все, что угодно. Но факт остается фактом: современная молодежная культура существует без регулярной, грамотно спланированной и адекватной поддержки со стороны тех органов, о которых ты говоришь. Я не хочу никого чернить, и виноватых тоже не ищу. Местами есть проблески. За «Башню» в прошлом году губернатор вступился – это хорошо. Концерт «Сахары» в ЦНК серьезно поддержали – тоже отлично. Не мне тебе рассказывать, ты сам эти темы пробивал. В этом году «Бочке» существенно помог городской комитет по делам молодежи – это радует. Но это единичные случаи. Нет системы, нет постоянства. Инициатива всегда исходит снизу, от нас. Если находится человек, который может быть услышанным – как ты, например – то что-то можно сделать. А если нет, то все стоит на месте. Есть официальный проект «Ритмы улиц». Хорошая, в принципе, тема, никто не поспорит. Но работает она так, что рок-группам туда не попасть. Взять даже момент отбора: это какой-нибудь Дом культуры, туда приходят мальчики и девочки, которые поют и танцуют. Кто лучше, того и отобрали. А как туда прийти рок-команде? Кто им поставит звук? Кто настроит? В конце концов, кто сможет их адекватно оценить? Но даже не в этом дело: не рвутся рокеры на «Ритмы улиц». Потому что участие в этом проекте им почти ничего не добавляет. Они существуют в другой среде, в которой свои ориентиры, свои ценности, свои принципы. Даже склад мышления другой. И стратегия власти, которая хочет взаимодействовать с музыкантами, должна быть, как мне кажется, в том, чтобы действовать внутри сообщества. А не тянуть «нас» в официоз. «Мы» слишком далеки от официоза.

Наверное, ты слышал о проекте «Ульяновск – культурная столица Европы 2020». Как думаешь, в нем найдется место для молодежной живой музыки?

Сложно сказать. Если судить по сегодняшнему отношению к нам, то вряд ли. Но если будет принято решение, за которым последует конкретное действие – то почему нет? Если мы всерьез намереваемся ориентироваться на Европу, то развивать это направление не только можно, но и нужно. Потому что в Старом свете рок – неотъемлемая часть культуры. Мне одни иногородние ребята, которые играют невероятно тяжелую и сложную для восприятия музыку, рассказывали о том, как они были на гастролях в Бельгии. Играли с местной командой аналогичного стиля. У них в этом городе есть бар, в котором играется только вот такой вот очень специфический метал. И там совсем немного поклонников этого стиля – человек 20. Но бар работает именно для них. И там постоянно концерты. И постоянно эти 20 человек приходят. И так и будут приходить – больше их не станет. Но это место работает. И знаешь, почему? Потому что хозяин бара получает от муниципалитета дотацию только за то, чтобы он не менял направление деятельности. Чтобы эта маленькая часть субкультуры не исчезла. Представляешь, какой уровень поддержки! А у нас, к сожалению, без внимания остается музыка, которую слушают тысячи и играют сотни. Увы.

Хорошо, давай смоделируем. Допустим, власть согласилась помочь. Что нужно делать?

Во-первых, как я уже сказал, нужно постоянство и системность. За разовую помощь тоже спасибо скажем, но лучше регулярно. Помощи нужна материальная. Я не говорю о деньгах. Предоставление бесплатных площадок, бесплатной аппаратуры. Или же по льготным ценам. Помощь с рекламой и продвижением. Можно брать уже готовые проекты, такие, как, например, наш студенческий фестиваль «Бочка» или музыкальную премию, которую мы будем проводить в этом году, и выводить их на новый уровень. Это недорого – допустим, сделать призовой фонд для победителей 50-100 тысяч рублей – ажиотаж будет огромный, к нам поедут со всего Поволжья. Пригласить на этот фестиваль звезду – чтобы зрителей привлечь. Да можно такую конфетку из этого сделать, что в выигрыше будут все. И власть в том числе, потому что она реально сделает доброе дело и сможет заработать себе очки.

Ну и последний, пожалуй, вопрос: в мире взрослых дяденек и тетенек (а значит, и во власти) существует стойкое предубеждение против рок-музыки. Они просто-напросто боятся. Думают, дадим денег, ребята начнут музыку играть, станут экстремистами, развратниками, наркоманами, пьяницами. Что бы ты сказал, чтобы их переубедить?

Во-первых, я бы посоветовал им вспомнить свою молодость, ведь они не такие уж и старые. Сами играли, слушали, танцевали. Некоторые пили, кололись – но далеко не все. Гораздо больше было позитивного. Но вряд ли кто-то сейчас скажет, что в чем-то была виновата музыка. И никто не скажет, что музыка – это плохо. Мы такие же. Только младше. Послушайте внимательно, что сейчас играют и поют, постарайтесь понять. И если вы прислушаетесь, то поймете, что боятся нечего.

Справка Улграда:

Илья “Рон” Полевин
– 24 года
– родился в Свердловске (ныне Екатеринбург)
– высшее образование, УлГТУ, инженер – конструктор радиоэлектронных средств
– первый концерт организовал в апреле 2005 года

Оцените новость: