Симбирская Соловецкая пустынь

28 Апр 2006 История Dinika

“Около двух километров к северу от пристани «Захарьевский Рудник» (пос. Сланцевый Рудник) Ульяновского района, на крутом правом берегу Волги в прошлом находился один из старейших монастырей нашей епархии – Симбирская Соловецкая мужская пустынь (иногда называемая Симбирских гор Соловецкая пустынь). Основанная в тогда еще глухих лесах, она служила, местом уединенного подвига не одного поколения монашествующих.”

В то же время Невоструев указывает расстояние до Симбирска в 17 вёрст и указывает на расположение пустыни между двух оврагов – что на промежутке межу Сланцевым (Захарьевским) рудником и Городищами возможно только в одном месте, отображённом на карте, и расстояние до пристани Сланцевого рудника составит порядка 5 км.

На рисунке отображены красной динией заросшие дороги, существовавшие во времена действия пустыни, в дальнейшем тексте на них даются ссылки, что утверждает нас в гипотизе о местоположении монастыря
“Кем и когда основана пустынь – точно неизвестно. Мнения авторов, исследовав- ших историю пустыни, на этот счет разделяются: К.Невоструев и А.Яхонтов считают, что пустынь на этом месте основана позже 1670 г. – после нападения на г. Симбирск Ст. Разина; П.Мартынов и А.Смеловский считают, что пустынь основана намного раньше – вероятно, даже до основания г. Симбирска. Здесь будут рассмотрены и сравнены обе эти версии.
1. По мнению К.Невоструева и А.Яхонтова происхождение Соловецкой пустыни связано с Симбирским Успенским монастырем. В подтверждение этого приводится грамота о кресте,(Этот крест с мощами, присланный митрополитом Маркеллом, хранился в Кафедральном соборе г. Симбирска) данная в 1695 г. Казанским митрополитом Маркеллом, где содержится фраза: «в церкви Смоленския Божия Матери, где прежде сего монас- тырь бывал». Из того, что в Смоленскую церковь (Смоленская церковь находилась на занятом сейчас садами Волжском косогоре, ниже выхода к нему ул. Рылеева (б. Смоленской)) были перенесены иконы из Соловецкой пустыни после упразднения последней в 1764 г., а также из того, что ‘в Смоленской церкви существовал придел во имя свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, сторонниками версии о позднем основании пустыни делается предположение, что в грамоте упоминается о Смоленско-Соловецком ските Симбирского Успенского подгорного монастыря, который, вероятно, находился наместо Смоленской церкви. После нападения на город в 1671 г. Ст. Разина, разорившего и сжегшаго Успенский монастырь, монахи ушли на север от Симбирска в леса, где и основали новый монастырь – Соловецкую пустынь. После разгрома Ст. Разиным Успенский монастырь был отстроен заново и часть монахов вернулась обратно, а часть осталась жить в новой пустыни. Более раннее основание Соловец- кой пустыни сторонники этой версии считают маловероятным, так как ни в одном документе до 1671 г. пустынь не упоминается (Сторонники версии о более раннем основании пустыни отсутствие упоминаний о ней в документах до 1671 г. считают следствием утраты большой части документов при пожарах, а также то, что старинные грамоты «писались не всегда с исчерпывающей полнотой».). (5; 11; 12).
2. По другой версии Соловецкая пустынь основана задолго до основания Симбирска. А.Смеловский считает, что в грамоте о кресте слова «где прежде сего монастырь бывал», относятся к Успенскому монастырю, бывшему в то время единственным мужским монастырем в Симбирске, а выражение «бывал» указывает на то место, где находился Успенский монастырь до разгрома его Ст. Разиным. В качестве одного из аргументов в пользу раннего основания пустыни сторонники этой версии дают ссылку на два документа – воеводскую грамоту 1589 г. и «Сказание о жизни преподобнаго Макария», где упоминается о пустыни, находившейся на Волге, ниже г. Тетюш и севернее Симбирска (В воеводской грамоте 1589 г. говорится о пожаловании, согласно царскому наказу, пустоши пустынному монастырю, «что стал ниже Тетюшева города». В сказании о жизни преп. Макария упоминается монах Авраамий, который подвизался «в горах северных, пределах города Синбирска, в монастыре Тетюшевском». (7; 11)), и делают предположение, что здесь имеется в виду Соловецкая пустынь, которая была единственной от Симбирска на север до Тетюш (А.Яхонтов предполагает, что в этих документах имеется в виду другая пустынь, находившаяся в Карсунском (Аргашском) уезде (хотя Карсунскпй уезд и расположен не к северу, а к западу от Симбирска и в стороне от Волги).). Отсутствие же названия пустыни «Соловецкая» в этих докумен- тах объясняется тем, что такое название пустынь получила позднее (что вполне вероятно, так как до 1743 г. главной церковью пустыни являлась Воскресенская).
По мнению А.Смеловского, пустынь не могли основать монахи, бежавшие от Ст. Разина после разорения им Симбирского Успенского монастыря, так как более безопасно для них было укрыться вместе с жителями города в городской крепости, а не у ходить в леса, где в те времена было много разбойников, и, спасаясь от одних, они могли погибнуть от руки других. Если же пустынь существовала на этом месте уже продолжительное время, иноки-пустынножители, живя долго уединенной жизнью и привыкнув ко всем опасностям, с которыми была сопряжена жизнь в лесах, могли найти силы остаться в пустыни и при увеличении числа разбойничьих шаек, связанном с приходом в Симбирск Ст. Разина.
Но наиболее веским доказательством более раннего основания пустыни (по крайней мере до 1671 г.) можно считать то, что в акте отвода земли под пустынь в 1671 г. (первое достоверное письменное упоминание о пустыни) написано: «по челобитью тое ж пустыни старца Феодосия с братиею, и ведено им под пустыню отвести против прежняго и учинить межи и грани и всякие признаки», а также упоминание в этом акте уже существовавшей дороги, «по которому ввозу ездят из Соловецкой пустыни на гору в слободы». Из выражения «против прежняго» -т. с. не так как раньше, когда иноки пользовались землей свободно, что уже было невозможно после выделения земель, окружавших монастырь, в частную собствен- ность, а также существования уже в то время дороги из пустыни в город, можно сделать уверенный вывод, что Соловецкая пустынь основана ранее 1671 года на свободных, неразмежеванных землях. Кроме того, если в 1671 г. на Симбирской горе было произведено размежевание, и земли переданы в частную собственность, то вероятно после этого года иноки уже не могли свободно построить здесь обитель, приобретение же земли под пустынь у частных владельцев наверняка было бы отражено в документах – «купчих на землю». Следовательно, возникновение пустыни более вероятно отнести к тому времени, когда никакого частного владения землей в этих краях еще не существовало – т. е. не позднее середины XVII века.
Но точно определить дату основания пустыни – середина XVII в. или намного раньше (конец XVI в.) – установить уже невозможно.
В 1670 г. Соловецкая пустынь была разорена и сожжена сообщниками Ст. Разина, но вскоре с помощью жителей Симбирска начала отстраиваться и к 1675 году была уже возобновлена. (3; 8).
Все строения в Соловецкой пустыни были деревянными. Первая церковь – однопрестольная, освящена была во имя Обновления храма Воскресения Христова. Окружала пустынь квадратная в плане деревянная ограда с воротами на южной стороне и небольшой надвратной церковью во имя свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев (А.Яхонтов и П.Мартынов сообщают (без указания первоисточников и точной датировки), что Воскресенская церковь имела придел во имя свв. преп. Зосимы и Савватия, а надвратная церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правда, не приводя при этом ссылки на первоисточник этих сведений и датировку их. (4; 11). Но А.Соловьев приводит опись пустыни 1739 г., где указано, что в пустыни было только две церкви, имевших по одному престолу: Воскресенская и «на вратах» – Зосимо-Савватиевская (8), а в описи 1763 г. тоже показаны две одпопрестольпых церкви (3). Версию о существовании в пустыни двух отдельных церквей, как подкрепленную документально, можно считать наиболее вероятной.). В связи с этим пустынь называли иногда Воскресенским монастырем, иногда – Соловецкой пустынью. По данным описи 1739 года в пустыни также имелись: «настоятельских и братских келий семь, длиною на 20, поперег на 3 саженях (42,7х6,4 м), хлебная да скотская изба с сенми, длиною на 8, поперег на 3 саженях (17х6,4 м), амбар ветхий, длиною на 4 саженях, поперег тож (8,5 х 8,5 м), напогребица, длиною на 3, поперег на 2 саженях с половиною (6,4х5,Зм)».(8). В 1764 г. Воскресенская церковь уже упоминается как теплая (8).
В 1743 г., при строителе иеромонахе Ионе, в пустыни построена еще одна церковь – тоже деревянная, холодная, однопрестольная, освященная 2 июля 1743 года во имя свв. преп. Зосимы и Савватия (Сведения об этом содержатся в надпиcи на храмозданном кресте, хранившемся после упразднения пустыни в 1764 г. в Симбирской Смоленской церкви. (7; 8; 11).). Эта церковь существовала до упразднения пустыни в 1764 г.
Судьба двух остальных церквей после 1743 г. точно неизвестна. По описи 1763 г. в пустыни существовало уже только две церкви – Зосимо-Савватиевская (та, что построена в 1743 г.) и Воскресенская. (3). Была ли это та же Воскресенская церковь, которая упоминается по описи 1739 года, или же она была по ветхости разобрана, а во имя Обновления храма Воскресения Христова освящена надвратная церковь, точно неизвестно. Так же и надвратная церковь – была ли она переименована после освящения новой Зосимо-Савватиевской церкви, или по ветхости была упразднена, из сохранившихся документов выяснить довольно трудно (О судьбе надвратной и Воскресенской церквей разные исследователи истории Соловецкой пустыни приводят различные версии).
Соловецкая пустынь никогда не была богатым монастырем. Она не имела жалованных государевых угодий, оброчных мельниц, крестьян. В 1671 году пустыни было отведено 40 десятин угодий (43,7 га). (.8). В конце XVII в. пустыни были даны луга на волжском острове, лежавшем напротив монастыря и получившем поэтому название Соловецкого, которое сохранялось долгое время и после упразднения монастыря в 1764 году. Площадь острова была около 20 десятин (21,85 га). (8; 11). Между пустынью и этим островом на Волге монастырю принадлежали рыбные ловли. (4; 11; 15).
В середине XVIII в. монастырю уже принадлежало 249 дес. 1162 саж. (272,3 га) земли для покосов, в том числе 188 дес. 482 саж. (205,6 га) удобной и 61 дес. 680 саж. (66,7 га) неудобной. (5; 7; 8). Монастырю принадлежала и прилегающие к нему земли, покрытые лесами, площадь которых вместе с местом, занимаемым самим монастырем, составляла 21 дес. 1551 саж. (23,6 га). На этих землях, с северной и западной сторон монастыря монахами был разбит большой яблоневый и вишневый сад и устроен пчельник. (4; 7). Как луговые, так и лесистые земли приобретены были в основном в конце XVII века.
Указом Петра I пустынь стала получать по 10′руб. и по 10 четвертей хлеба на каждого монаха в год; с 1705 г. это жалованье, по случаю шведской войны было уменьшено до 5 руб. и 5 четвертей хлеба. (7). Но выплачивалось оно крайне нерегулярно, поэтому монахам приходилось больше надеяться на пожертвования и на средства от паломников.
В связи с небогатством монастыря, удаленностью его от населенных пунктов, а также, главным образом, из-за частых набегов разбойников численность братии Соловецкой пустыни была небольшой.
В 1725 году Казанский архиерейский приказ из-за постоянных грабежей пустыни вынужден был временно закрыть ее. В это время здесь проживало 29 монахов; 15 человек были переведены в Кукорский Покровский Монастырь, а 14 – в Спасский Чепочкин. Но жители Симбирска, нуждавшиеся в пустыни, стали ходатайствовать о ее открытии и обязались ежегодно выдавать на каждого монаха по 5 руб. и 6 четвертей хлеба. Указом Казанского архиепископа Сильвестра от 5 декабря 1726 года пустынь вновь была открыта, а все иноки возвращены назад. (7; 8; 11).
Однако опасности от постоянных нападений разбойников, а также направленные против монашества и притеснявшие его указы сначала Петра I, а затем и Анны Иоанновны, сильно затруднявшие жизнь иноков, не оставались без последствий. Численность братии Соловецкой пустыни постоянно уменьшалась. В 1739 г. здесь жило уже только 8 человек: игумен, 5 рядовых монахов и 2 бельца (священник и дьякон); в 1749 г. – 10 человек – настоятель и 9 человек братии; в 1759 г. пустынь опустела-в ней не осталось ни одного монаха. В 1763-1764 гг. (перед упразднением пустыни) здесь жило 3 человека – настоятель иеромонах Иоанникий (Иеромонах Иоанникий числился в штате Симбирскогj Покровского монастыря по 1783 г. включительно и вероятно в конце 1783 – начале 1784 г. умер), иеромонах Адамий и монах Авраамий. ( 3; 8; 11).
В силу указа Императрицы Анны Иоанновны от 1731 года Соловецкая пустынь, несмотря на свою бедность, как и все остальные монастыри, должна была содержать отставных людей военного звания. (7; 8; 11).
С воцарением Императрицы Елизаветы Петровны, отличавшейся религиознос- тью и благочестием, отношение правительства к монастырям и монашествующим было изменено. Облегчение почувствовала и Соловецкая пустынь – в 1743 году, как уже было выше отмечено, иноки смогли построить новую церковь во имя свв. преп. Зосимыи Савватия Соловецких. (7; 8).
В 1751 году Соловецкая пустынь уже является приписной к Симбирскому Покровскому монастырю, но только экономически – не имея возможности предоставить жилье отставным военным инвалидам, пустынь посылала средства инвалидам, проживавшим в Покровском монастыре. Указы и настоятели продолжают посылать- ся в пустынь не из Покровского монастыря, а непосредственно из Казанской духовной Консистории. (5; 7; 8; 11).
Хогя в 1761 I. был отменен указ о пострижении в монашество только с Высочайшего дозволения, для Соловецкой пустыни, доживавшей последние годы своего существования, это уже было позднее облегчение. С воцарением Императрицы Екатерины II, при учреждении монастырских штатов в 1764 году Соловецкая пустынь, как малочисленная, была упразднена, а братия ее из трех человек – настоятеля иеромонаха Иоанникия, иеромонаха Адамия и монаха Авраамия, переведена в Симбирский Покровский монастырь*. (3; 4; 5; 7; 8; 11).
По описи 1763 года Соловецкая пустынь перед закрытием имела следующий вид. Здесь было две деревянных церкви. Первая церковь – холодная, крытая тесом, однопрестольная, во имя свв. преп. Зосима и Савватия, одноглавая, без колокольни. Она имела четырехугольную форму, размером в длину 5, в ширину 3 сажени (10,7 х 6,4 м). В церкви было 6 красных окон. В этой церкви выделялись: два благословенных креста: первый – серебряный, чеканный, позолоченный, второй – деревянный, в медном окладе; напрестольное Евангелие московской печати, обложенное красным бархатом, с серебряными позолоченными средником, евангелистами и наугольниками; двое сосудов, одни – серебряные, другие – оловянные, потир, дискос, звездица, два блюдца и лжица серебряные, а копие железное. Из икон наиболее значительными были: в алтаре за престолом образ Казанской Божией Матери с серебряными венцом и полями, образ Казанской Божией Матери без оклада – тоже в алтаре; на иконостасе в местном ряду по правую сторону от царских врат – образ Спасителя с серебряным венцом, образ Соловецких чудотворцев с серебряными позолоченными венцами, полями и цатами*, образ Иоанна Предтечи, на южной двери – образ св. архидиакона Стефана; по левую сторону от царских врат – образ Смоленской Божией Матери с серебряными позолоченными венцами, на венца?; были лопасти из алой тафты, по концам вышитые золотом с двенадцатью половинчатыми зернами и двумя подвешенными серебряными серьгами, образ св. Николая Чудотворца с серебряными позолоченными венцом и полями, образ Воскресения Христова в серебряном позолоченном окладе, образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» без оклада; выше в двух ярусах иконостаса были размещены иконы двунадесятых праздников, апостолов, пророков и цраотцов. На царских вратах были изображены написанные красками евангелисты; весь иконостас был расписан красками. На аналое находился образ свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких с серебряными позолоченными венцам», цатою (Цата – подвеска у образов наподобие полумесяца, прикрепляемая к венцу) и полями.
Вторая церковь – теплая, крытая тесом, однопрестольная, во имя Обновления храма Воскресения Христова, тоже одноглавая. Эта церковь имела в длину 7, в ширину -3,5 сажени (14,9 х 7,5 м), в ней было 5 красных окон. На церкви находилась деревянная колокольня с 4 большими и малыми колоколами. Воскресенская церковь была менее богата своим убранством, чем первая – Зосимо-Савватиевская. Благословенный крест здесь был деревянный, напрестольное Евангелие, тоже московской печати, было обложено красным трипом с медными средником, наугольниками и застежками. За престолом в алтаре находился образ Смоленской Божией Матери. На иконостасе в местном ряду по правую сторону царских врат находились: образ Спасителя, образ Обновления храма Воскресения Христова, образ свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких; по левую сторону царских врат – образ Казанской Божией Матери, образ Святой Живоначальной Троицы, образов. Николая Чудотворца. В трапезной части церкви находились образа: Святителя Иоанна Златоустаго, св. преп. Макария, Святителя Алексия Московского, образ Спаса Нерукотвореннаго.
Кроме двух церквей в пустыни в 1763 г. также находились следующие жилые и хозяйственные строения: сосновая строительская келья с сенями, кирпичной печью и четыремя красными окнами, размером 5х2 саж. (10,7 х 4,2 м); хлебенная изба, в которой жил строитель, сосновая, размером 2х2 саж. (4,2 х 4,2 м), с одним красным окном и четыремя Волковыми окнами, глиняной печью и сенями 2х2 саж. (4,2х 4,2м); иеромонашеская келья сосновая, с сенями, двумя красными и двумя Волковыми окнами и глиняной печью, размером 3,5 х 2 саж. (7,5 х 4,2 м); монашеская келья сосновая, с сенями, ветхая, размером 4х2 саж. (8,5 х 4,2 м), с двумя окнами Волковыми и глиняной печью; баня братская с предбанником, сосновая, размером 2 х 2 саж. (4,2 х4,2 м); три сенных сарая, сосновых, размером 7х3 саж. (14,9 х 6,4 м), с двумя погребами под ними; хлебный амбар сосновый, размером 1,5 х 1,5 саж. (3,2 х 3,2 м) – очень ветхий; десять ульев с пчелами.
Пустынь была огорожена деревянной оградой, забранной в столбы, имевшей в плане квадратную форму, размером 50 х 50 саженей (106,7 х 106,7 м). С южной стороны ограды находились святые ворота, «под церковью». К 1764 г. ограда, долго не ремонтировавшаяся, уже находилась в полуразрушенном состоянии. (3; 8). В пустынь из города шла дорога, начинавшаяся от Казанского тракта. (7).

Дорога с Новой Беденьги
Невоструев указывает на наличие дороги и к Ишеевке, что имеет место быть, но не на предполагаемой поляне, а на водоразделе более южных оврагов. Дорога обозначена на вышеприведённом рисунке красным и на выходе из леса делится на 2 – одна в сторону Ишеевки,другая – Сланцевого рудника. Дорога же к Казанскому тракту, это очевидно дорога на водоразделе северных оврагов – ныне действующая, которой пользуются рыбаки (дорога на Новою Беденьгу).

Дорога на Ишеевку – вид на просеку на южном водоразделе оврагов
О надвратной церкви в описи 1764 г. содержится лишь краткое указание на то, что она существовала, но как выглядела и какое имела наименование – не указыва- ется. На этот счет существует несколько различных версий (В описи 1763 года сообщается, что в пустыни «деревянных церквей две», теплая во имя Обновления храма Воскресения Христова и холодная во имя свв. преп. Зосимы и Савватия. Ни об одной из них не сказано, что она являлась надвратной, но при описании ограды пустыни сказано: «под церковью святые ворота». (3). В связи с этим возникает вопрос: если одна из этих двух церквей являлась надвратной – почему автор описи не упомянул об этом? Если же ни одна из них не являлась надвратной, а надвратной была какая-то третья церковь, то почему в описи сказано, что церквей только две и при очень подробном описании их и находящейся в них утвари о надвратной церкви не сказано ни слова кроме того, что под ней – святые ворота).
По преданию, перед самым закрытием пустыни в ней началось строительство новой каменной церкви, но сложить ее успели только до окон. Однаковописи 1763 года эта церковь не упоминается, что дает повод некоторым исследователям истории пустыни (например А. Соловьеву) считать это предание недостоверным. (8). В начале XX века на месте пустыни были видны следы бутового фундамента, имевшего квадратную форму, размером 8х8 саж. (17 х 17 м), который многие исследователи считали остатками недостроенной каменной церкви. (4; 7; 8; 11). И действительно, если сравнить размеры и форму этого фундамента с размерами и формами строений, описанных в описи 1763 года, ни одного похожего сооружения не обнаруживается. Поэтому вероятнее всего предположить, что эта недостроенная каменная церковь существовала, но во время составления описи 1763 года находилась еще в таком «зачаточном» состоянии, что составитель описи не посчитал нужным упоминать о ней.
Действительно, остатки бутового фундамента (в виде отдельных фрагментов на глубине 10 – 15 см) есть, но абсолютно заброшены строительным мусором – остатками строений детского санатория. Остатки бутового фунадмента видны слева от дороги в глубине поляны. Вокруг по видимому остатки монастырского сада – дикие яблони и вишни, судя по размерам гнилых плодов одичавшие давно. Т.е. это не посадки возможного сада детского санатория.

Поиск на месте бывшего фундамента

Поиск на месте бывшего фундамента – строительный мусор
После упразднения пустыни церковь во имя свв. преп. Зосимы и Савватия вместе с иконами и утварью была перевезена в г. Симбирск к Смоленской церкви, где долгое время хранился деревянный храмоздательный крест с надписью: «освятися жертвенник… во храме преподобных отец наших Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев при державе… Императрицы Елизаветы Петровны… по благословению ПреосвяшеннагоЛуки, Епископа Казанскаго и Свияжскаго, в лето мироздания 7251 (1743) июля 2-го» (По надписи на этом кресте установлено время построения Зосимо-Савватиевской церкви. ), а также несколько пустынских икон: Смоленской Божией Матери – размером 6 четв. 1 вершок х 1 арш. (111 х71 см), свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев – размером 1 арш. 1 верш. х 14,5 верш. (75,5 х 64,5 см) и св. Иоанна Предтечи – размером 7 четв. х 1 арш (124,4х71 см). (5; 7; 8; 11).
Вторая церковь в 1769 г. за 21 рубль была продана в с. Шумовку (в наст. время – Ульяновского р-иа), где в 1770 г. сгорела. (5; 7; 8; 11). О том, какая это была церковь – надвратная или Воскресенская, существует несколько версий – Что это была именно надвратная церковь, хорошо видно из приведенного А.Соловье- вым документа, где сообщается, что «за проданную Симбирскаго заказа в село Шумовку из упраздненной Симбирской Соловецкой пустыни состоящую на вратех церковь Божию деревян- ную деньги всего 21 рубль посланы от него (игумена) еще в прошлом 1769 году». (8). Того же мнения придерживаются К.Невоструев и А.Смеловский и П.Мартынов. (4; 7). Но о наименовании этой церкви П.Мартынов сообщает, что это была Покровская надвратная церковь (см. стр. 23) (4), А.Соловьев – что это была Воскресенская церковь (8), В.Красовский в предисловии к «Материалам по истории Симбирского края ХУП-го и ХУШ-го веков» А.Зерцалова пишет, что надвратная церковь называлась Зисимо-Савватиевской, а в Шумовку была продана Воскресенская церковь (3), а А.Смеловский и А.Яхонтов – просто пишут без указания наименования, что «другая церковь была продана в с. Шумовку». (7; 11) К.Невос- труев пишет, что перед закрытием в пустыни было две церкви, одна во имя свв. преп. Зосимы и Савватия, а другая – «на вратах ограды, неизвестно, в чье наименование». (5)
Остальные монастырские постройки постепенно были расхищены жителями соседних сел и деревень
Известны имена следующих настоятелей Соловецкой пустыни, управлявших ею с 1671 г. (год первого письменного упоминания о пустыни) до 1764 г. (год упразднения пустыни).(Пустынью попеременно управляли строители и игумены. Строитель отличается от игумена тем, что, не имея сана игумена, является управляющим монастыря).
1) Строитель старец ФЕОДОСИИ-упоминается в отводной грамоте 1671 года.
2) Строитель иеромонах МИХАИЛ – упоминается в 1698 году.
3) Строитель иеромонах ВАСИЛИЙ – упоминается в 1702-1705 гг.; с 1703 года является игуменом.
4) Игумен ИОНА, ?-1734 г. Отрешен от места за утрату 3 руб. 80 коп. монастырских денег и отправлен в Казань.
5) Строитель иерей ФЕДОР АНДРЕЕВ – временно управлял монастырем в сентябре 1734 года.
6) Монах ААРОН – временно управлял монастырем в октябре 1734 года. При нем упоминается казначей иеродиакон Иосиф.
7) Игумен МЕЛЕТИЙ, ноябрь 1734 г.-1735 г.
8) Строитель, а с 1740 года игумен МАКАРИЙ, 1738-1743 гг.
9) Строитель иеромонах ИОНА, из вдовых священников, 24 сентября 1743 г. – август 1751 г. Уволен по старости.
10) Иеромонах ПИТИРИМ, из келарей Успенскаго Зилантова монастыря, августа 1751 г.-1752 г. В 1752 г. уже числится игумейом Жадовской пустыни.
11) Игумен ГЛЕБ, переведен, вероятно, из Жадовской пустыни, 1752 г.- середина 1763 г.
Иногда в число братии Соловецкой пустыни вступали дворяне и помещики: например, в 1712 году владелец с. Ртищевой Каменки Симбирского уезда (в наст. время – с. Полбино Майнского р-на) Афанасий Афанасьевич Ртищев, разделив детям имение, ушел в Соловецкую пустынь, где и умер в МуЗО году; в 1738 году здесь жил монах из нижегородских помещиков Мартирий Веригин. (5; 7; 8).
С закрытием Соловецкой пустыни в 1764 году ее история не закончилась. Через полтора века пустыни было суждено вновь воскреснуть.
После разрушения всех построек Соловецкой пустыни на месте алтаря одной из пустынских церквей была поставлена деревянная часовня. В 1892 году крестьянином дер. Конно-Подгорной слободы Петром Михайловым Болтавским, снимавшим здесь рыбные ловли, вместо этой часовни построена новая, каменная часовня. (4).
Земля, на которой находилась пустынь, и окружающий ее лес перешли во владение удельному ведомству, у которого ее приобрела в конце XIX в. вдова тайного советника София Андреевна Гулак-Артемовская, позже продавшая ее Крестьянскому поземельному банку. (4; 8).
Соловецкий остров был пожалован тайному советнику Александру Гавриловичу Окуневу, но владели им помещики Кротковы и Столыпины. В 1816 г. у Кроткова остров купил Александр Алексеевич Столыпин. В конце XIX века Соловецкий остров принадлежал купчихе Алевтине Сергеевне Зотовой. (4; 8)
К концу ХIХ-началу XX века место, занимаемое Соловецкой пустынью, выглядело следующим образом. На небольшой поляне между двумя оврагами, окруженной лесом, в 50 саженях (107 м) от Волги находилась изба лесного сторожа, оберегающего лес местной землевладельцы С.А.Гулак-Артемовской. Около избы были заметны следы бутового фундамента – вероятно принадлежавшего недостроенной каменной церкви, квадратного по форме, по 8 саженей каждая сторона (17 х 17 м ); на месте алтаря этой церкви стояла каменная часовня. К западу от фундамента церкви были видны следы 15 ям, показывавших расположение келий и монастырских служб. Эти ямы, сначала шедшие в два ряда, расходились в разные стороны. В северной части поляны находилось несколько одичавших яблонь и вишен, показывавших расположение бывшего монастырского сада. (4; 5; 7; 8; 12).

Дорога и вид на поляну. Невоструев указывает “на дороге видно несколько щебню, может быть от бывшей во вратах церкви”. Щебень остался.

На карте 20 – х годов видно расположение дома лесника, построенного на месте дома лесного сторожа. Ныне видны остатки его фунадемента или печи в виде кусков обожженного жаропрочного кирпича.

Остатки вишнёвых и яблоневых насаждений – по Невоструеву – они показывают западную и южную границы бывшего монастыря

Место, где располагалось строение лесной стражи (по Невоструеву – дом со двором)
Ныне берег сильно подошёл к поляне и то расстояние до Волги, которое указывал Невоструев – порядка 100 метров, сократилось до 20 – 30.

Вид поляны – северо восток

Вид поляны -юго восток
В конце XIX века уроженец Симбирской епархии епископ Вологодский и Тотемский Антоний (в миру – Михаил Семенович Флоренсов), зная память и любовь симбирян к закрытой почти 150 лет назад Соловецкой пустыни, принял решение помочь восстановить ее. Изыскав средства, он выкупил у Крестьянского поземельного банка принадлежавшую ранее пустыни землю в количестве 23 десятин (25,1 га), построил здесь два небольших деревянных дома с необходимыми хозяйственными постройками для помещения насельников пустыни. В 1909 году в пустыни появились первые монахи. В том же 1909 году на средства благотворителей в пустыни построена небольшая деревянная однопрестольная церковь во имя свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев (см. рисунок).

Рисунок Архангельского
5 сентября 1910 года эта церковь была освящена Архиепископом Симбирским и Сызранским Иаковом и епископом Антонием в сбслужении ректора Симбирской духовной семинарии протоиерея А.В.Стернова, кафедрального протоиерея С.С.Медведкова и протоиерея М .Ф.Троицкого, в сопровождении пения архиерейского хора под управлением регента С. П.Ягодинского, при большом стечении богомольцев из окрестных селений и Симбирска. Жители Симбирска были заранее оповещены о предстоящем торжестве. Староста Кафедрального собора, симбирский купец М. Д. Кузьмичев предоставил для перевозки желающих присутствовать при освящении церкви несколько своих пароходов. Так началась новая жизнь возрожденной Соловецкой пустыни.
Вскоре в пустыни был построен еще один, больших размеров, деревянный дом для помещения иноков.
10 октября 1911 года в Симбирск прибыла присланная для Соловецкой пустыни, по просьбе епископа Симбирского и Сызранского Вениамина, икона свв. преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Икона эта была освящена на раках преподобных в Соловецком Ставропигиальном Зосимо-Савватиевом монастыре на Белом море и передана возрожденной пустыни в залог духовного общения и единения. 22 октября икона торжественно была перевезена в Соловецкую пустынь на пароходе, предоставленном купцом М. Д. Кузьмичевым. На том же пароходе в пустынь прибыло более 200 паломников из Симбирска. На месте икона быда встречена большим крестным ходом со множеством (более 300 чел.) богомольцев из соседних селений и перенесена в пустынскую церковь. (7; 9).
Выделялась в пустыни также помещенная за левым клиросом Иверская икона Божией Матери, представлявшая точную копию иконы у Иверских врат в г. Москве. (9).
Одна из икон Соловецкой пустыни – Святителя Николая Чудотворца с изображением Святой горы с. Промзина с Никольской часовней в настоящее время находится в Свято-Богородице-Неопалимовском кафедральном соборе г. Ульяновска.
Постепенно увеличивалось число иноков в пустыни. В 1911 году здесь проживало 8 человек в т. ч. один иеромонах, управляющий пустынью (9), в 1913 г. число братии составляло 9 человек вместе с управлявшим пустынью иеромонахом. (7).
Возрожденная пустынь имела свое небольшое хозяйство – лошадь, корову, несколько птиц и пчельник. (7). Содержалась пустынь на средства от трудов насельников с помощью от Симбирского Архиерейского дома, к которому она была приписана.(9).
Сохранился документ о приобретении Соловецкой пустынью права рыбных ловель на р. Волге: «1913 года, октября 9-го дня, мы нижеподписавшиеся, непременный член Симбирскаго отделения Крестьянскаго поземельнаго банка Е. Е. Булах… запредал Соловецкой пустыни право рыбных ловель, принадлежавших Крестьянскому поземельному банку, приобретенных им от вдовы тайнаго советника Софьи Андреевны Гулак-Артемовской вместе с имением ее при селе Полдомасово – Богородицкое тож, Симбирской губернии и уезда, на протяжении 1490… саженей…» (13).
После восстановления пустыни ею управляли:
1) Иеромонах ФОТИЙ (Королев) – первый настоятель возобновленный пустыни, управлял ей с 1909 года по день своей смерти 29 июля 1910 г.
2) Иеромонах АЛЕКСАНДР, переведен из Сызранского Вознесенского монастыря, временно управлял пустынью с июля 1910г. по 14 декабря 1910г.; перемещен в Симбирский Архиерейский дом на должность эконома.
3) Иеромонах АНТОНИЙ, с 14 декабря 1910 г. по день своей смерти 12 июня 1911 г.
4) Иеромонах ИОАСАФ, с 12 июня 1911 г. по 8 сентября 1911 г.; уволен, как несоответствующий своему назначению, стремившийся закрыть пустынь, теснивший послушников.
5) Иеромонах ФЕОФАН (Векшин), с 7 октября 1911 г.
6) о. СЕРГИЙ, с июля 1912 г. по апрель 1913 г.
7) о. ВЛАДИМИР, переведен из Свято-Духова Царицынского монастыря. (7). Управлял пустынью недолго, вступив в управление в 1913году, предположительно в том же году он и уволен.
8) Иеромонах САВВА( Василий Николаевич Чебоксаров)-последний управляющий Соловецкой пустынью. Вступив в управление предположительно в 1913 году, сразу же после о. Владимира, управлял пустынью до самого ее закрытия в 1920-х гг. Иеромонах Савва являлся сыном крупного Симбирского предпринимателя Н.В.Чебоксарова. Родился в Симбирске, окончил местную духовную семинарию. Почти сразу после возобновления Соловецкой пустыни постригся в монахи и являлся одним из первых ее насельников. В 1918 году укрывал в Соловецкой пустыни членов и друзей семьи Чебоксаровых. (10).
С Соловецкой пустынью связано имя священника-богослова о. Павла Флоренского , духовным отцом которого являлся епископ Антоний Флоренсов, – инициатор возобновления пустыни. В 1907-1908 гг. П.А.Флоренский активно помогал епископу Антонию восстанавливать Соловецкую пустынь. (2, с. 67). В мае 1912 года епископ Антоний писал П.А.Флоренскому: «Я, слава Богу, здоров. В июне надеюсь съездить в Симбирск и Соловецкую пустынь». (2, с. 68).
Последние из известных документов Соловецкой пустыни относятся к 1917- 1918 годам и посвящены пострижению в монахи Семена Георгиевича Мерцалова.
После этого на месте пустыни распологался детский лагерь для (предположительно) детей репрессированных. Сама пустынь была закрыта в 1922 году.До неизвестного времени (но до 1940 г.) на месте пустыни располагался дом лесника. В советское время около места бывшей пустыни был расположен детский лагерь завода “Утёс”, который был впоследствии закрыт. Ныне на этом месте расположен (вблизи) рыбацкий стан.
ЛИТЕРАТУРА
1) Андроник, иеродиакон. Епископ Антоний (Флоренсов) – духовник священника Павла Флоренского. «Журнал Московской Патриархии», 1981 г., N 9, стр. 71-77. 2) То же, «Ж.М.П.», 1981 г., N 10, стр. 67-68. 3) Зерцалов А.Н. Материалы по истории Симбирского края ХУ[-го и ХУП-го вв. Издание Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссии под ред. В.Э.Красовского. Симбирск, 1900 г., стр. 91-96. 4) Мартынов П. Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском уезде. Симбирск, 1896 г., стр. 6-9. 5) Невоструев К. Сведения о бывшей Симбирской Соловецкой пустыни. «Симбирский сборник», 1870 г., т. 2. Издание Симбирского Губернского Статистического Комитета. Симбирск, 1870 г. 6) «Симбирские Епархиальные Ведомости», 1910 г., N 18, Епархиальная летопись. 7) Смеловский А. Синбирских гор Соловецкая пустынь (1764-1910). СПб, 1913 г. 8) Соловьев А. Упраздненные монастыри и пустыни Симбирской епархии. Симбирск, 1910 г., стр. 106-117. 9) Тр-ский В. Торжество в Соловецкой «Симбирских гор» Зосимо-Савватиевой пустыни. «Симбирские Епархиальные Ведомости», 1911 г., N 23. 10) Чебоксаров Б. Вспоминая родных и близких. «Ульяновская правда», 1992 г., 7 ноября. 11) Яхонтов А. Симбирская Соловецкая пустынь. «Симбирские Епархиальные Ведомости», 1902 г., N 12, отд. неофиц., стр. 299-304. 12) Яхонтов А. Церкви г. Симбирска (историко-археологическое описание). Выпуск 1, церкви подгорные. Симбирск, 1898 г. 13) ГАУО, ф. 126, о. 15, д. 208, л. 11. 14) ГАУО, ф. 134, о. 9, д. 151, л. 1, л. 20. 15) ГАУО, ф. 186, о. 1, д. 2, л. 408. 16) ГАУО, ф. 401, о. 1, д. 329. Дело об утверждении купчей на имение жены надворного

Оцените новость:
  • (5 голосов, средний: 4.60 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...