Яндекс.Метрика

Рейтинги региональной элиты – найдётся ли общий аршин?

У политизированной части ульяновского интернет-сообщества появилась новая игрушка: рейтинги. За прошедший месяц сразу три СМИ (два электронных и одно печатное) опубликовали свои версии списков самых ярких звезд ульяновского политического небосклона.

Неожиданно появившийся аккурат под выборы личный проект генерального директора «Коммерсант-Волга» Андрея Федорова журнал «Ульяновское измерение» назвал 50 наиболее влиятельных персон Ульяновской области. Итоги аналогичного исследования представил на суд общественности портал «Ульяновск – город новостей», а сайт politconsulting.info отчитался за информационную активность наших «vip-ов» в августе. Сравнивать эти выкладки между собой достаточно сложно: и цели инициаторы перед собой поставили не одинаковые, и методики использовали различные: «Измерятели» сделали ставку на мнение экспертов, ну а интернетчики, что неудивительно, предпочли сухую сетевую статистику. Однако озвученная информация от этого не становятся менее интересной – слишком уж редки подобные попытки в нашем регионе. Отбросив звучащие рефреном обвинения в заказном характере публикаций, вполне реально задуматься о плюсах и минусах новомодного политического веяния на уже существующих примерах.

«Ульяновское измерение»

По сравнению с остальными двумя аналогами, этот рейтинг кажется наиболее солидным. В качестве исполнителя был привлечен самарский Фонд социальных исследований, да и сама фраза «по мнению экспертов» пока что весит больше, чем, например, «данные партнерских информагенств по запросам платной информации». Но сила, как это часто бывает, легко превращается в слабость: чем моложе аудитория, тем больше она доверяет не мнениям, а беспристрастным цифрам. Тем более что состав «экспертного совета» у многих вызывает откровенную ухмылку: что в нем делает, например, Илья Паймушкин, который «чем дальше в лес, тем больше не ульяновский» – загадка. Впрочем, не только и не столько в персоналиях дело: та же Нина Дергунова не так давно в телевизионной программе «Один на один» призналась, как трудно проводить социсследования с участием экспертов. Причина – явно ощутимый страх высказать то, что на самом деле думаешь. Трудно ведь даже представить, что сотрудники областного правительства, поучаствовавшие в «Измерении», могли не поставить высших баллов Владимиру Козину (чье второе место, кстати, несколько удивляет) и Александру Пинкову. Это совсем не значит, что абсолютно все опрошенные специалисты отвечали на вопросы под диктовку областного правительства. Но то, что многие из них оглядывались на местный Белый дом – очевидно.
Любопытно пятое место Валерия Малышева, которого сложно назвать публичной фигурой. Возникают мысли, что либо это дань уважения лично Валерию Васильевичу в частности и «государеву оку» в целом, либо мы чего-то областном прокуроре не знаем. Искренне порадовал один из моментов озвученного в этом же материале рейтинга «Влияние на принятие решений»: в этом компоненте вице-мэр Александр Букин обошел своего непосредственного начальника Сергея Ермакова. О том, что Александр Васильевич является настоящим хозяином дома по улице Кузнецова, 19, говорят давно, но впервые – столь открыто и весомо. Если предположить, что некие тайные заказчики исследования хотели тонко намекнуть на бесперспективность очередного мэрства Сергея Николаевича, то им это с блеском удалось.
Итого: сделано солидно, весьма спорно и неоднозначно, серьезные подозрения на заказной характер рейтинга.
«Политконсалтинг»
Свое исследование «политические консультанты» позиционируют не громко, с очевидной осторожностью: «Рейтинг информационной активности представителей региональной политической элиты Ульяновской области в августе 2009 г.». По простому – кто больше всех засветился. Методы обозначены несколько туманно: «Анализ … был проведён по широкому пулу региональных и федеральных российских открытых источников – газет, журналов, информационных агентств, телеканалов, радиостанций, Интернет – СМИ, блогов, отраслевых порталов и сайтов компаний». Даже при беглом взгляде на опубликованный список, сразу же возникает вопрос: что здесь делают Александр Пинков и (о, Боже мой!) Михаил Шканов?! В реальном политическом весе Александра Петровича сложно усомниться, но как он стал одним из самых информационно-активных людей в нашей области – остается только догадываться. А фамилии бывшего вице-губернатора Google news, например, не знает совсем. Трудно даже анализировать: вряд ли «заказуха» может быть такой неприкрытой, да и столь катастрофических ошибок в алгоритмах быть не должно. Ну, разве что г-на Шканова упомянули ради эпатажа – тогда «пятерка», однозначно! А в остальном нареканий особых нет – все упомянутые персоны серьезно позиционируются в СМИ. Стоить отметить несомненный успех Александра Брагина, который набрал баллы исключительно за счет своей бурной деятельности на просторах Интернета.
«Ульяновск – город новостей»
То, что сделал ULGRAD, нельзя назвать рейтингом в чистом виде. Это скорее попытка создать постоянно действующий инструмент для его измерения. На результаты влияют две основных составляющих. Первая – сложный и высокопрофессиональный анализ происходящего в Интернете. Причем не только новостей, статей и т.д., но и реакции аудитории на эту информацию (блоги и комментарии), а также заинтересованности пользователей сети в данных о той или иной персоне (поисковые запросы). Вторая: общественное мнение, выражаемое посредством онлайн-голосования. На данный момент, по словам создателей, рейтинг показывает только степень «пиаристости» участников – то есть отображает их информационную активность и общественную реакцию на нее.
– Кстати, до выхода в свет «Ульяновского измерения» ситуация была совершенно иной, – говорит продюссер ULGRADа Александр, – в итоге наши данные существенно исказились, так как публикация обсуждается очень бурно. Но когда эта волна схлынет, картина будет гораздо более объективной. Должно в этом помочь и голосование: под него заложено 50 процентов в формуле расчета.
По словам Александра, рейтинг «УИ» наиболее резко повысил позиции Игоря Тихонова и Владимира Козина, которые до этого в десятку не попадали. В целом же TOP-10 от «Города новостей» удивляет лишь фигурированием в нем Сергея Полбина. Но при ближайшем рассмотрении логичное объяснение этому находится: деловая активность владельца «АМС-групп», связанная с продажей части ульяновских активов холдинга, в большом объеме освещалась в печатных и сетевых бизнес-изданиях не только Ульяновска, но и Самары. Поэтому с большой долей вероятности можно прогнозировать скорое исчезновение Сергея Юрьевича из улградовского «чарта». Особенно в свете возрастающего внимания посетителей портала к голосованию. Что и говорить, задумка у Александра и компании интересная и многообещающая, и нем интересней дождаться очередного оглашения итогов. На которые, между прочим, может повлиять каждый из нас, проголосовав по адресу http://ulgrad.ru/?page_id=3519.

***
Дискуссии вокруг рейтингов не ослабевают, мнения высказываются самые различные, причем найти два одинаковых очень сложно. Пожалуй, именно этот факт можно назвать главным результатом публикации рейтингов: все весьма неочевидно в 73-ем регионе, когда речь заходит о реальном политическом влиянии. Кроме роли губернатора, конечно. Значимая оппозиция отсутствует как класс, а из особ, приближенных к трону, вряд ли кто-либо в ближайшее время решится на самостоятельную публичную политическую деятельность – очередные издержки вертикали власти. Но уже сам факт появления в ульяновском политическом лексиконе слова «рейтинг», говорит о многом и многое обещает. Что именно? Поживем – увидим. Но уже не так скучно!

Текст – Евгений Карманов

Оцените новость: