Социологи из Ульяновска изучили молодежь в Рунете

08 Дек 2008 Информация Dinika

Научно-исследовательский центр “Регион”, работающий в УлГУ,  провел исследование под названием “Гражданские и политические ценности молодежи в блогах Рунета”.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ.

Молодежь была выбрана объектом исследования не случайно, ведь пользователями блог-хостингов являются в основном юноши и девушки, средний возраст которых, по данным исследований, не превышает 22 лет. Только молодежь в полной мере использует электронные средства коммуникации и ведет активную он-лайн жизнь.
Блогосфера это обособленное пространство, которое обладает своей историей, диктует свои правила, создает своих героев и антигероев, выстраивает иерархию, наделяет отдельных пользователей авторитетом и имеет свой язык. Для анализа были выбраны блоги, расположенные на блог-хостинге livejournal.com (Живой Журнал, ЖЖ), т.к. было обнаружено, что именно там концентрируется наибольшее количество блогов и ведутся оживленные дискуссии и обсуждения. Структура и характер блогосферы говорит о том, что существует особая блоговая идентичность, которая сознательно формируется, транслируется и поддерживается всеми участниками этого сообщества.
Как и любое новое пространство с относительной свободой (а иногда даже иллюзией полной свободы), блогосфера воспринимается как молодежная нонконформистская территория, где нет ответственности и контроля. Это вытекает как из статистических данных о возрасте пользователей, так и из специфического субкультурного языка и готовности к овладению новыми технологиями, необходимыми для адекватной ЖЖ-коммуникации. Т.е. инновационный характер сетевых дневников является стремлением к прогрессивному и новому, что обычно ассоциируется с молодежной культурой. ЖЖ-пространство как место для всего протестного, оппозиционного “официальному”, скучному.
Возможности конструирования новых дискурсов является для блогеров способом демонстрации своей символической власти, поддерживающей у них устойчивую иллюзию значимости, свободы слова и того, что блог-пространство является особой свободной территорией, оккупированной молодежью. Методом демонстрации и проявления власти в блогосфере становится право формировать повестку дня и навешивать ярлыки. Особый рычаг давления – возможность зафрендить (включать в ленту друзей) и расфрендить других блогеров, – так человек может высказать свое одобрение или несогласие с позицией ЖЖ-иста.
При анализе блогов российских пользователей исследователями было выявлено несколько любопытных тенденций, что указывает на то, что блогосфера не только развилась в России стремительными темпами, но и оформилась в уникальную, со своими собственными законами и правилами общность, можно даже назвать ее субкультурой.
Значимыми единицами российской блогосферы оказались не только предлагаемые для обсуждения авторами темы и форма подачи информации, но и рейтинг автора, и его авторитетность среди блогеров.
Блогеры преподносят информацию о различных явлениях, как личного, так и общественно-политического характера, но при этом существует несколько базовых форм демонстрации этой информации, а именно: текст, фото и видео, или синтез текстового и визуального материала.
Что касается рейтингов, то существуют как официальные, составляемые  внутри блог-сервиса и на поисковом сервере Yandex.ru на основе наиболее популярных и обсуждаемых тем, так и неофициальные, определяющие степень авторитетности автора, которые составляются самими блогерами путем указания их среди наиболее читаемых рейтинговыми блогерами.
Еще одним интересным выводом проведенного сотрудниками НИЦ “Регион” исследования является гендерное разделение блогосферы, а именно обсуждаемых тем. Так, замечено, что женщины более эмоциональны в моменты обсуждения различных тем, больше склонны рассуждать на темы личного характера, отношений между полами и т.п. Мужчины же склонны рассуждать о политике и обществе.
Говоря о склонности писать о личном исследователи замечают, что также существует разделение блогеров на тех, кто пишет под своим собственным именем и показывает свои фотографии, и тех, кто тщательно скрывает свою личность. В этой связи отмечается и большой интерес рядовых пользователей к жизни знаменитых людей. Желая проникнуть в чужую частную жизнь блогеры выкладывают фотографии и текстовую информацию о звездах мирового и российского шоу-бизнеса.
Среди наиболее обсуждаемых тем рядовых пользователей блог-хостингов особо отмечаются социальные проблемы современного общества, политическая ситуация в стране и темы, касающиеся патриотизма блогеров. Исследователи отмечают, что именно по отношению к этим темам блогеры склонны показывать и отстаивать свои гражданские и политические позиции и ценности.
С точки зрения исследователей, блогосфера выполняет несколько универсальных функций, отвечающих потребностям блогеров. С одной стороны, это потребность делится с друзьями информацией о насущном, своим мнением о событиях, о своей повседневности и своих переживаниях. С другой – популярные блоги предоставляют своим владельцам возможность сделать настоящую карьеру, получить выгодное предложение о работе и сотрудничестве (описание таких случаев встречалось в анализируемых он-лайн дневниках). Кроме того, блогосфера является удобной и эффективной площадкой для использования новых PR-технологий (что, кстати, не одобряют рядовые пользователи, но чем пользуются молодежные политические лидеры, ведущие свои дневники на блог-хостингах). Дневники российских блогеров можно назвать новыми СМИ, что является их несомненным плюсом. Еще одной значимой чертой блогов является наличие обратной реакции, что делает эту коммуникацию более мобильной, открытой и чутко реагирующей на происходящие изменения. 

Оцените новость:
  • (Еще не оценили)
    Загрузка ... Загрузка ...