Яндекс.Метрика

Эскизы Петипа, пуант Карсавиной, коралловые бусы Павловой. В Ульяновск привезли балетные раритеты

Более ста подлинных предметов, посвященных русскому балету и его создателю Мариусу Петипа, можно увидеть в Ульяновске – в обновленной экспозиции Дома-ателье Ливчака. В прекрасных залах особняка – настоящие раритеты, предоставленные Государственным центральным Театральным музеем имени А.А. Бахрушина: эскизы костюмов и декораций, сделанные, в том числе рукой самого Петипа, фотографии и документы, связанные с балетным искусством, скульптурное изображение ноги Анны Павловой 1911 года и принадлежавшие ей коралловые бусы, лента балерины Карлотты Брианца, пуанты Тамары Карсавиной и Марии Петипа.

Пять лет назад в Доме-ателье архитектора Ф.О. Ливчака в Ульяновске было открыто Представительство Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина с постоянной экспозицией, которая рассказывала об Алексее Бахрушине и показывала различные предметы из его театральной коллекции. И вот теперь в Доме Ливчака – новая экспозиция «Два века Петипа», рассказывающая о русском балете и его создателе Мариусе Петипа. В Ульяновск привезено более ста подлинных предметов из коллекции Алексея Бахрушина.

DSCN6576

«Именно Алексею Бахрушину в конце 19 века пришла идея собирать театральную коллекцию,- рассказал на открытии экспозиции заместитель генерального директора научно-просветительской деятельности Государственного театрального музея им. А.А. Бахрушина Александр Рубцов. – До него никто не собирал масштабные коллекции такой направленности. Он был страстным поклонником балетного искусства, не пропускал ни одной премьеры. Бахрушин был очень щедрым человеком и богатым человеком. Он любил преподносить в дар выдающимся балеринам Императорского театра щедрые подарки».

Коралловые бусы, принадлежавшие Анне Павловой, 1910-е гг.

DSCN6542

Лента Карлотты Брианца, к. 19 – н. 20 в.

DSCN6617

Алексей Бахрушин собрал и уникальную коллекцию балетных туфелек, хотя многие его ругали за то, что он собирает грязную, стоптанную балетную обувь.

«Но он организовал выставку «История балетной туфельки». И все замолчали: все вдруг поняли, насколько не похожа туфелька 18 века на туфельку 19 или 20 веков. То есть эволюция происходит даже в балетной обуви, а отсюда – и эволюция в танце. Со временем все поняли значение его коллекции».

Коллекционер просил балерин оставить автограф с внутренней стороны балетных туфелек.

Балетные туфли Тамары Карсавиной (с автографом А. Бахрушину, 1913 г.) и Марии Петипа (к. 19 – нач. 20 в.)

DSCN6540

«И самые знаменитые балерины – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина – оставили автографы знаменитому коллекционеру, которым восхищались актеры за то, что он увековечил сиюминутное искусство. Благодаря его коллекции мы можем воскресить славные минуты русского балета. Мы хотим показать красоту самого удивительного вида искусства, самого притягательного, интернационального, ведь язык танца понятен всем, независимо от того, на каком языке говорит человек».

Скульптурное изображение ноги Анны Павловой. Б.О. Фредман-Клюзель, 1911 г.

DSCN6570

Благодаря обширному архиву Матиуса Петипа, спасённому Алексеем Бахрушиным во время революционных событий 1917 года, посетители могут узнать, как французский танцовщик балета оказался в России, как ему удалось создать классический балетный репертуар, включающий такие шедевры, как «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда» и 34 года занимать пост главного балетмейстера Императорских театров. Экспозиция позволит ответить на вопросы, касающиеся феномена балетмейстера и очертить его творческий путь на фоне сменяющих друг друга исторических эпох, представить Мариуса Петипа живым человеком в кругу его семьи и директоров Императорских театров, сыгравших важную роль в судьбе балетмейстера, – Александра Гедеонова, Ивана Всеволжского и Владимира Теляковского, а также артистов – исполнителей главных партий в балетах.

DSCN6602

«В экспозиции трудно выделить какой-то один предмет, на который стоит обратить внимание, – рассказала директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Котова. – Прелесть экспозиции в том, что здесь раскрывается тема – как русский балет стал гордостью нашей страны, как этот вид искусства приобрел такое значение, почему и кто его развивал. Поэтому здесь сложно что-то вычленить, здесь важна последовательность, в результате которой посетитель будет совершенно по-другому смотреть балет. Это погружение в тему. Я уверена, что люди, которые посетят эту экспозицию, откроют свое сердце балету: они не только узнают о замечательных страницах развития русского балета, хореографии, музыки, сценографии, но и полюбят балет. В этом, мне кажется, заключается миссия экспозиции».

DSCN6556

Экспозиция будет работать в течение года. Адрес музея «Дом-ателье архитектора Ф. О. Ливчака. Экспозиция «Театральная жизнь Симбирска-Ульяновска»: ул. Архитектора Ливчака, д. 4, тел.: (8422) 42-04-63, 49-21-29

DSCN0048-640x492

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость: