Яндекс.Метрика

Не про маршрутки и освещение. Для чего ночная мэрия нужна Ульяновску?

В Ульяновске побывал ночной мэр Казани Артур Хосровян. Напомним, в Ульяновске также планируется создать ночную мэрию, а возглавить ее губернатор предложил менеджеру проектов Павлу Андрееву. Артур Хосровян рассказал, что ночная мэрия у них не получает денег из бюджета и существует вне администрации. По его словам, у ночной жизни много штампов, и задача ночной мэрии – создать альтернативный контент, расширить спектр мероприятий в вечернее и ночное время. Мы попросили Артура что-нибудь посоветовать Ульяновску в связи с планами по созданию ночной мэрии, и он отметил, что нельзя просто так – назначить мэра и создать ночную администрацию: это длительный процесс.


Долгий процесс и инициатива сообщества

По словам Артура, ночная мэрия в Казани стала первой в России. В мире же они есть в 15-ти городах (Мюнхен. Франкфурт, Амстердам, Цюрих, Токио, Гамбург, Мадрид, Женева, Афины и др.)

Артуру 41 год. Более 20 лет он провел в шоу-бизнесе в качестве руководителя продюсерской компании, которая проводила много мероприятий, открыла развлекательные комплексы, организовывала выступления артистов, делала много медиа-проектов, вела активную деятельность по популяризации новых форм искусства и культуры электронной музыки.

Он подчеркнул, что ночная мэрия в Казани – это поддержанная сверху инициатива, исходящая от тех, кто реально создает контент, то есть самого сообщества:

«Я человек аполитичный, и, наверное, это плюс. Я расцениваю себя как человека, представляющего эту индустрию перед лицом власти, а не как посланника власти к тем, кто может сделать регион лучше, наполнить его качественным контентом и повысить его привлекательность».

По словам Артура, практика показывает, что ночные мэрии быстро не создаются. Например, в Берлине, где работает самая мощная на сегодняшний день ночная мэрия, восемь лет назад была проведена демонстрация со сбором подписей – и восемь лет у них ушло просто на понимание взаимоотношений с властью. Сегодня, рассказал Артур, эта организация добилась перенаправления налогов на поддержку клубной индустрии (30 процентов туристов приезжают в Берлин именно за ночной жизнью). А ночная мэрия Лондона добилась от администрации города предоставления льготного пользования библиотеками, коворкингами вечером и ночью.
В Казани это тоже был не быстрый процесс. Поручение президента Республики Татарстан о поддержке инициативы создания ночной мэрии вышло в мае прошлого года.

«Полгода мы потратили на аналитику, участие в конференциях, обмен опытом, переговоры и понимание того, что мы можем делать. Активная деятельность началась весной этого года. Перед Чемпионатом мира по футболу возникло много задач, которые было непонятно, как решать традиционными способами. Первое, что мы сделали (и до сих пор эту работу ведем), создали сообщество креативных индустрий, организаторов событий – всех тех, кто формирует повестку вечерне-ночного города. Разрозненность – большая проблема для Казани. Работа по объединению профессионального сообщества и активистов – это фундамент. Мы организовали встречу, где заручились поддержкой сообщества и индустрии. После этого разработали концепцию работы ночной мэрии – она меняется примерно каждый месяц, мы постоянно что-то пишем, так как реальность меняется. Затем мы организовали приезд ночного мэра Берлина в Казань и его встречу с представителями власти, что было очень полезно. Также мы провели мониторинг 150 ресторанов города по заказу комитета по туризму на знание английского языка и сервиса перед чемпионатом, инициировали выпуск путеводителя по ночному городу, который знакомит людей с разными местами – от парков и скверов до пространств и видовых точек – все, что можно делать вечером и ночью. Любая информация, собранная в одном месте, очень сильно помогает, потому что это в наших головах ясная картина, куда пойти и что делать, людьми же это не воспринимается как одно поле, одна индустрия».

Артур рассказал, что они организовали в интернете экскурсионное бюро по вечерне-ночным маршрутам, куда были включены интересные велосипедные, автобусные и пешеходные маршруты (исторические, развлекательные).

«Оказалось, эта ниша была совершенно пустая, и нам пришлось этим заняться. Мы не видим ночную мэрию непосредственным организатором событий и активностей, скорее, мы помогаем другим организаторам реализовывать свой потенциал. Но когда мы видим какую-то брешь в культурном поле, мы вынуждены сами браться и делать проекты, как это было в случае с экскурсиями».

У ночной мэрии налажены тесные связи с комитетом развития туризма Республики Татарстан, с Советом по предпринимательству при президенте Республики – для решения конкретных задач бизнеса, который работает в ночное время.

Перед Чемпионатом мира по футболу ночной мэрией было набрано более ста волонтеров – они работали по всему городу в вечернее и ночное время, помогали туристам ориентироваться, проводить мероприятия, раздавать путеводители.

«Они оказались очень востребованы. Сейчас мы эту работу продолжаем, волонтеры создают легкие точеные активности по городу в парках и скверах».

В настоящее время дорабатывается мобильное приложение – путеводитель по вечерне-ночному городу.

Ночная мэрия Казани – вне администрации

Сейчас в ночной мэрии 15-30 активных человек из разных индустрий. Это организаторы событий, владельцы бизнеса, представители субкультур, владельцы креативных пространств: те, кто заинтересован в развитии бизнеса и индустрии и в реализации собственных идей.

«Само название – ночная мэрия – достаточно провокационное, – отмечает Артур. – Когда говоришь «Я ночной мэр», у людей бывают очень разные ассоциации. Это не чиновничья должность, ночная мэрия – не политическая организация и не является частью какой-либо административной структуры. Это очень важный момент, потому что во всем мире ночные мэрии возникают как структуры, модерирующие диалог между властью и креативными индустриями, находясь немного в стороне. Как только ночная мэрия становится частью административной системы, начинаются проблемы. В 15 городах мира есть ночные мэрии, и только в одном городе – Нью-Йорке – она существует как департамент. Там они занимаются совершенно бытовыми, хозяйственными вопросами – освещение улиц, уборка и так далее. Во всех остальных случаях это инициативные сообщества, действующие от его лица».

По словам Артура, ночные мэрии существуют в разных формах – например, ночные амбассадоры, а в Лондоне – это ночной царь. Но смысл подобных организаций один и тот же – регулирование ночной жизни и влияние на формирование ее позитивной среды, повышение туристической привлекательности.

Для кого это?

Артур отметил, что их целевой аудиторией являются люди от 18 до 45 лет.

«Это история для молодых людей, медленно стареющих. Одно из преимуществ ночной мэрии заключается в том, то она работает с реальными потребностями жителей города. Ночное время, когда люди объединяются в соответствии со своими интересами, – это время другой социализации людей. Там, где власть это понимает, она уделяет этому большое внимание».
Как рассказал Артур, ночные мэрии действуют в нескольких основных направлениях – это лоббирование законов и лояльного отношения власти, работа с креативными общественными пространствами (парки, развлекательная инфраструктура, неиспользуемые помещения).

«Это очень важная часть работы, так как везде полно неизпользуемых пространств, во-вторых, тенденции таковы, что представители креативных индустрий с удовольствием приходят на какие-то новые места и пространства. Плюс ко всему, они дают возможность наиболее ценной – офлайн коммуникации. Поэтому ночная мэрии Берлина и Амстердама разработали систему оценки и классификации креативных пространств: они ездят по миру и по достаточно сложной системе оценивают их потенциал, что помогает городам более эффективно выстраивать свою работу».

По словам Артура, ночная мэрия Казани входит в международное содружество ночных мэрий, принимает участие в Берлинской конференции по ночной культуре.

Деньги

На что же существует ночная мэрия Казани?

«Благодаря поручению президента о поддержке создания мэрии, мы получили зеленый свет к сотрудничеству с администрациями города и Республики, и нам удалось реализовать ряд проектов. Никаких денег из бюджета мы не получаем. Все мы зарабатываем либо сами, либо вкладываем заработанные на других проектах деньги, либо делаем их самоокупаемыми. Большое подспорье – гранты. Например, мы получили грант Росмолодежи, благодаря которому смогли организовать волонтерскую деятельность, офис, с помощью которого мы наполнили определённым контентом нетрадиционные места города. В частности, при участии ночной мэрии была организована ночь науки в Казанском федеральном университете».

Проблемы

«Одна из проблем, которую мы сейчас решаем, – проблема наркотизации в клубах. Она достаточно серьезно стоит, традиционные методы не работают. Нам удалось собрать представителей клубов, организаторов событий и представителей МВД Республики, впервые состоялся диалог с достаточно позитивной картой действий, которую мы сейчас реализуем. В частности, это взаимодействие с ЧОПом, выпуск адекватной агитпродукции и так далее».

По словам Артура, очень важен и вопрос безопасности.

«Когда мы говорим о ночной жизни, часто сталкиваемся со стереотипами – это клубы, бары, пьяные люди. Ночь обычно привыкли воспринимать как источник проблем, но если на нее не влиять, она будет саморегулироваться. Поэтому лучше влиять на эту повестку, создавать для молодежи какие-то альтернативные проекты, возможности, развивать пространства, внедрять культуру пребывания в парках в вечернее время. В этом направлении можно много всего сделать, начиная от вечерних и ночных квестов в парках, велопробегов. Мы направлены на поддержку организаторов событий, активистов индустрии и субкультуры, чтобы они могли реализовываться и создавать новые возможности. Цель у этого одна – повышение привлекательности жизни в городе».

Транспорт и инфраструктура

Когда в Ульяновске заговорили о ночной мэрии, тут же появились комментарии: какая ночная жизнь, у нас вечерняя-то замирает, той же маршрутки после восьми вечера уже не дождаться. Мы спросили у Артура, актуальны ли эти проблемы для Казани и подключается ли ночная мэрия к их решению.

«Конечно, очень актуальны. Пока мы в них не вникаем, так как для того, чтобы повлиять на это, как раз нужно быть частью департамента или обладать какими-то полномочиями в хозяйственной деятельности. И, наверное, в какой-то момент мы к этому придем. Эти вопросы поднимаются на встречах с представителями городской администрации, что-то из этого решается, но пока происходит в форме рекомендаций и передачи информации на основе нашего мониторинга того, что происходит. Но в полной мере ночная мэрия этими вопросами не занимается».

Кто должен быть ночным мэром и что можно посоветовать Ульяновску?

«Во многих городах ситуация схожая, она же была и в Казани: важно найти человека, который, с одной стороны, был бы полностью погружен в интересы индустрии креативных сообществ, с другой стороны, – не преследовал бы своих собственных интересов. Важно, чтобы ему доверяло сообщество».

Мы поинтересовались у Артура, знает ли он о ночной жизни Ульяновска, и попросили что-нибудь порекомендовать нашему городу в связи с планами по созданию ночной мэрии.

«Всю ситуацию в Ульяновске я не знаю, но отмечу: нельзя взять и просто сказать кому-то создать ночную мэрию. Нельзя взять и назначить ночного мэра. Нужно найти человека, которому поверит сообщество. И только через таких людей возможно действовать. Один из главных смыслов ночной мэрии в том, что власть не может коммуницировать с индустрией и с сообществом напрямую, поскольку это совершенно разнополярные во многих вопросах единицы. И в отношении Ульяновска в том числе. Необходимо начинать с поиска такого человека, желательно группы людей, которые объединят индустрию и сообщества, выступят их голосом по отношению к системе власти. Очень много работы строится на личных связях и личном доверии».

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость: