Через два года завершится период, установленный для перехода российских школ к изучению второго обязательного иностранного языка. В ряде ульяновских школ он уже изучается, но для полноценного перехода необходима подготовка кадров.
Напомним, в 2015 году вступил в силу первый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для 5-9-х классов, предусматривающий обязательное изучение двух иностранных языков в школе с 2020 года. Для введения изучения второго языка школам дали пятилетний переходный период. В 2022 году планируется ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку.
По данным Минобрнауки, три года назад второй иностранный язык преподавался лишь в десяти процентах школ страны. Среди проблем – дефицит учительских кадров.
Чтобы узнать, как обстоят дела с этим в ульяновских школах, мы обратились в Минобрнауки региона. Как таковой статистической информации о том, в каких школах уже введено изучение второго обязательного иностранного языка, в ведомстве не оказалось, так как учебный год только начался. Однако нам сообщили, что мониторинг этого вопроса будет завершен к 1 октября.
В министерстве отмечают, что разработка и утверждение образовательных программ, в том числе введение изучения второго языка, относится к компетенции самой образовательной организации. Что касается кадрового вопроса, то, сообщили в министерстве, для педагогических работников, преподающих второй иностранный язык, Ульяновским государственным педагогическим университетом разработаны программы курсов повышения квалификации, что поможет педагогам в выборе методик и технологий изучения иностранного языка, планирования учебных занятий.
Кроме того, институтом развития образования запланировано проведение обучающих семинаров, вебинаров, в том числе по вопросам обмена опытом работы учителей, преподающих второй иностранный язык. Данное направление будет реализовываться по линии ассоциации учителей иностранных языков.
Отметим, что в ряде ульяновских школ второй обязательный иностранный язык уже изучается. Например, в 11 лицее – уже шестой год. Как Улграду рассказали в лицее, сначала было введено изучение языка по параллелям (по одной в 5, 6, 7, 8 и 9 классах), это делалось по выбору родителей детей. Сейчас изучение второго языка введено во всех классах, начиная с седьмого. В лицее отметили, что обучение проходит по специальному учебнику немецкого как второго иностранного языка, причем акцент делается не на овладение языком в совершенстве, а на разговорный немецкий, чтобы у ребенка был словарный запас для общения в различных ситуациях.