Яндекс.Метрика

Писатель Франк Барш: «Город – это пазл»

Недавно в Ульяновске прошли Дни Германии. Гостем города стал писатель из Хадейльберга Франк Барш, который провел для местных авторов мастерскую по описанию городского пространства. В интервью Гале Узрютовой Франк рассказал о различиях российских и немецких городов, мифологизации Хайдельберга и взгляде на город со стороны.

Dk4c5h7X0AAGnKa

- Франк, насколько важно для вас как для писателя менять место, в котором вы живете? Или это не имеет значения?

- Этот вопрос можно рассмотреть с двух сторон. Во-первых, если вы долго находитесь в одном месте, возникает постоянство. Вы видите вещи точнее, глубже и в долгосрочной перспективе. При изменениях осознаешь, что все может быть и по-другому. Но самое интересное происходит, когда ты возвращаешься из путешествия. Тогда на время появляется другой взгляд на уже знакомые вещи, многое кажется странным и спорным.

- Симбирск, советский Ульяновск были мифологизированы в литературе, чего пока нельзя сказать о современном Ульяновске. Насколько мифологизирован современный Хайдельберг?

- Это очень интересный вопрос. Вынужден сказать, что в современной литературе Хайдельберг не играет большой роли. Места, которые описывают сегодня, – это мегаполисы или села. Хайдельберг находится за пределами современных мифов, и эти мифы не гармонируют с Хайдельбергом.

Франк Барш- Это был ваш первый визит в Россию. Какие различия российских и немецких городов вы заметили?

- Многие города в глобализированном мире очень похожи. Но Ульяновск в самом деле обладает образцовым отличием от немецких городов, как минимум от городов западной Германии. С городами восточной Германии (бывшей ГДР) у Ульяновска много общего. Например, социалистическая архитектура. Размер зданий говорит о том, что идея важнее индивидуума. Это пугающе. В то же время это дает человеку много пространства. Подобный дар простора и пространства редко встречается в городах западной Германии. Наблюдая за тем, как я реагирую на такую архитектуру, чувствую, что к подобному не привык, это мне чуждо. В первые минуты ощущаю себя неуверенно, чувствую, что я незначителен и потерян. Но такая архитектура обещает возможности. В этом просторе есть свобода.

- Что вы первым делом замечаете, приезжая в город?

- Аэропорт. Я люблю импровизацию. Совершенство мешает креативности. А в Германии слишком много всего идеального.

- Как писать о городе так, чтобы было интересно читать?

- Писать о городе. Существует очень много подходов к таким текстам, для меня лучшим является монтаж. Город состоит из множества голосов и деталей, которые по различным причинам часто не совпадают. Монтаж – самый подходящий способ уловить многоголосость и несоответствия. Возникает также вопрос, описываем ли мы город с позиции протагониста или выбираем несколько перспектив, чтобы показать – в описании города не может быть центрального ракурса. Город состоит из разных точек зрения, действий и манер поведения. То есть, город как нечто целое существует только в мыслях. А в реальности город – это пазл, состоящий из бесконечного множества частей. Возможно, совсем непросто это представить. Но литература и писатели должны решать такие задачи.

Беседовала Гала Узрютова
Благодарим за перевод с немецкого языка Екатерину Гостеву

Для справки

Франк Барш – писатель из Хайдельберга, литературного города ЮНЕСКО, преподаватель литературного письма и дидактики письма в университетах в Мангейме, Хайдельберге и Ландау Коблец, литературный и театральный критик в различных СМИ в Германии.

Фото – ulkul.ru

Оцените новость:
  • (12 голосов, средний: 4.58 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...