Массовый голод, сопровождающейся столь же массовыми смертями от недоедания, был постоянным спутником российской жизни. По большому счету, история жизни без повального голода насчитывает лишь около 70 лет. Сейчас опухание от голода, трофические язвы на фоне летального авитаминоза, поедание собственных детей, горы трупов с признаками истощения и прочие подобные вещи выглядят совершенно дико. Но относительно недавно все это было частью обыденной жизни, причем достаточно хорошо описанной в первую очередь на материалах воспоминаний о голоде 20-х годов (http://ulgrad.ru/?p=87081), в которых фигурируют в качестве обыденных практик даже случаи каннибализма.
Например, вот что писал о том времени в эмиграции Михаил Осоргин: «С ужасом и презрением писали о “случаях каннибализма”, не зная, что это были уже не случаи, а обыденное явление и что выработалось даже правило сначала есть голову, потом потроха и лишь к концу хорошее мясо, медленнее подвергавшееся порче. Ели преимущественно родных, в порядке умирания, кормя детей постарше, но не жалея грудных младенцев, жизни еще не знавших, хотя в них проку было мало».
Еще по теме:
Сохранилось и достаточное количество воспоминаний и о не столь радикальных способах выживания. Например, рассказов о поедании коры, сборе лебеды и о других подобных способах добычи еды, но все эти рассказы так и не стали отдельным нарративом. В отличие от воспоминаний о голоде времен ВОВ, которые создали основу для целого пласта книжной культуры «подножного корма», из которой в итоге и появились всем известные «исконно русские рецепты» наподобие щей из крапивы или салата из лебеды. Впрочем, эти рецепты бесконечно далеки от реальных практик выживания, которые легли в их основу. Их нам удалось проследить по данным партийного архива, а также по устным материалам о ВОВ, собираемых этнографами ульяновского педуниверситета с 1975 года. В 2017 году собранные нарративы о голоде были выделены в отдельное издание по редакцией Матлина и Чередниковой «Голод 1941-1945 гг. в устных рассказах русского сельского населения Ульяновского Поволжья». На основе этого материала мы и создали своеобразную «кулинарную книгу голода» из реальных рецептов, отсортировав их по частоте упоминаний в воспоминаниях и в архивах партячеек.
Для регистрации надо ввести логин, пароль и e-mail. Никаких дополнительных подтверждений и действий не требуется, текст откроется автоматически.
Войдите или зарегистрируйтесь