Яндекс.Метрика

Чугунные войны: история станков как история внешней политики

В основе начального этапа развития станкостроения в России лежали два основных фактора: технология добычи чугуна и войны.

Базу, которая легла в основу отечественного станкостроения, можно четко определить — это потребность в оружии и экспорт чугуна. Именно оружие и чугун послужили импульсами для начала разработки «механических диковин» в России. Несложно выявить и основные географические точки, где появились первые промышленные механизмы, которые на тот момент еще не получили общего собирательного обозначения «станки». Таковых точек также оказалось всего две — Тульский оружейный и Выйский заводы соответственно в Туле и на Урале.

Итоги войн: развитие оружейного производства и запрет на ввоз чугуна

Войны конца XVIII века заставили Екатерину II обратить внимание на оружейное производство. В результате князь Потемкин в 1785 г. отправил в Англию целую группу механиков «для совершенствования». Среди них был и Алексей Сурнин, который привез в Тулу образцы и чертежи современных станков. Прошедшие войны имели и другой важный итог для развития станкостроения — в конце XVIII в. в Россию был фактически запрещен ввоз железа и чугуна. Запрет стал следствием таможенной войны с некоторыми европейскими странами по итогам ряда конфликтов.

При этом ситуация в то время складывалась так, что российский чугун, выплавляемый с помощью дровяных печей, пользовался большим спросом — Англия еще не начала выплавку своего чугуна с помощью дешевого каменного угля. В результате горные заводы оказались в неплохом положении: цены росли, а рынки сбыта были ненасыщенны. Ситуация привела к интенсификации металлургического производства, которое на тот момент большей частью дислоцировалось на Урале.

Уникальным аспектом российского металлургии было чугунное художественное литье, получившее широкую известность благодаря мастерам из города Касли. В результате название города стало нарицательным именем для целого пласта культуры чугунного литья.

Еще по теме:

Дополнительный толчок к развитию дала Отечественная война 1812 г., во время которой продолжали действовать заградительные таможенные тарифы (вплоть до 1819 г.). В свою очередь, увеличение выработки на металлургических заводах потребовало модернизации. Этот процесс стал причиной появления на Выйском заводе Демидовых на Урале одного из первых частных машиностроительных предприятий в России.

доменная печь

Железная дорога: нехватка чугуна и отечественные паровозы

количество заводов

К 1850 г. в России было 25 машиностроительных заводов и 1 475 рабочих на них. В 1870 г. машиностроительных предприятий стало уже 198, на них работало 30 000 человек, а объем производства оценивался в 29 миллионов рублей при импорте машин на сумму в 75 миллионов. Налицо рост. С чем он был связан? В 1836 г. Николай I решил построить первую в стране железную дорогу общего назначения — Царскосельскую. При этом были надежды на то, что подвижной состав для дороги будет отечественного производства. Оказалось, что уровня развития промышленности для этого недостаточно. На этом фоне следующую железную дорогу — Петербургско-Московскую — в 1843 г. правительство твердо решило строить исключительно внутренними силами, то есть с применением отечественных материалов и подвижного состава: вагонов и паровозов. Для этого потребовалось создать производственную базу. В качестве головного завода был выбран Александровский (1825), где в 1844 г. наладили производство подвижного состава, а Путиловский завод в 1840 г. перешел на выпуск рельс.

прокатный стан

С расширением железнодорожного строительства стало понятно, что существующей промышленной базы катастрофически не хватает, причем не только в сфере металлообработки, но и в сфере металлургии. К середине XIX в. в России продолжал действовать фактический запрет на ввоз в страну зарубежных чугуна и железа, но при этом внутреннего производства уже не хватало на нужды металлообработки по причине большой металлоемкости железнодорожного строительства, даже с учетом активного развития горного промысла на юге России. Эта ситуация во многом затормозила развитие промышленности и довольно пагубно отразилась на станкостроении. Это объясняется тем, что до 1881 г. практически отсутствовали сколь-либо значимые пошлины на ввоз машин из-за рубежа, а сложившаяся ситуация привела к тому, что отечественные станки и машины стали на их фоне неконкурентоспособными.

брянский рельсопрокатный завод

Дело в том, что к этому времени в Англии было широко развернуто производство дешевого чугуна в печах на каменном угле, а российский металл перестал быть конкурентоспособным даже несмотря на свое высокое качество. В Европе уже появились технологии, позволяющие производить качественное железо из не самого качественного, но дешевого чугуна, каким и являлся английский. Это привело сразу к двум негативным для станкостроения итогам: сталь и чугун внутри страны дорожали, а в Европе дешевели, что делало импортные станки значительно дешевле отечественных в отсутствие протекционистских мер со стороны государства.

токарный станок

Таможенные тарифы на ввоз морем из-за границы чугуна и железа снизили лишь в 1857 г., а отменили для машиностроения в 1861 г., но к этому времени рынок станков в России уже успели занять английские фирмы.

Продолжение в нашем исследовании “Станки в России” (http://ulgrad.ru/?page_id=170035).

Читать дальше:

Оцените новость: