Яндекс.Метрика

Где чугун, там и рвется

Город потеряет образцы уникальной художественной ковки в старинных решетках, если в ближайшее время их не начнут грамотно реставрировать.

Романтичные металлические розы и гиацинты вокруг Дворца бракосочетаний, строгие пики у сквера Карамзина, дополняющие архитектуру дома-памятника Гончарова решетки… Таким мог бы выглядеть Ульяновск, заботящийся о своей исторической архитектуре.

Но нет. У дома-памятника Гончарова, в котором живут Краеведческий и Художественный музеи, уже не увидишь исторической ограды – той, которая была выкована сто лет назад. Место, где она стояла, постыдно закрыто. Окружен музей не чугунной ковкой, а баннерной ПВХ-тканью – дешево и сердито.

_1019125

“Там очень “эффектно” повешены баннеры вместо решетки. Это просто катастрофа. Ведь это остатки нашей прошлой культуры, той, которую мы должны беречь. Конечно, можно говорить, что денег нет. Но они уйдут безвозвратно”, – руководитель кузнечного двора “Корч” Александр Романов перечисляет, какие еще архитектурные ценности Ульяновск рискует потерять.

К теме сохранности архитектурной ковки, являющейся частью имеющихся в городе памятников, кузнецы обратились несколько лет назад. Так, к 250-детию Николая Карамзина они обследовали ограждение сквера Карамзина. Итог неутешительный: фундамент под оградой рушится, сама ковка находится в плачевном состоянии.

_1019070

_1019079

_1019085

“Когда просто идешь мимо, кажется, что все нормально: есть ограждение, есть ритм. Когда разбираешься профессионально, становится видно, что много изломано, отсутствуют элементы, фундаменты поехали”, – рассказывает Александр Романов.

Решетки вокруг Карамзина обследовали при подготовке ремонта сквера Карамзина. Но ни на сквер, ни на ковку денег до сих пор так и не нашлось.

За следующим примером того, как художественная ковка остается заброшенной много лет, далеко идти не надо. Дворец бракосочетаний, расположенный напротив сквера, при строительстве был украшен оградой и воротами с коваными цветами и другими тонко исполненными элементами. Здание, которому уже больше ста лет, ремонтировали несколько раз, а вот на ограду и входную группу денег так и не нашлось.

Между тем, по мнению специалистов, уже сейчас, чтобы привести их в порядок, нужны серьезные работы. “Входную группу ЗАГС надо всю делать заново, с переделкой кладки ворот. В ограждении ЗАГСа утрачено порядка 35-40 процентов элементов”, – объясняет Александр Романов.

_1019113

_1019107

_1019106

_1019104

_1019102

_1019100

_1019097

В Ульяновске и так не слишком много образцов дореволюционной ковки, но большинство из них или уже утрачено, или находится в плачевном состоянии. Среди требующих ремонта – ограда у Главпочтамта, ограда особняка купца Сачкова на улице Льва Толстого, где сейчас находится Симбирская митрополия, и снятые с самого здания кованые элементы.

Пока мы еще можем их восстановить, например, сохранены чертежи оград у Краевеческого музея и Дворца бракосочетаний. Только подходить к делу нужно серьезно.

Если решетки правильно отреставрировать, объясняет Александр Романов, они прослужат еще много лет. Но пока при “ремонтах” им только вредят, отмечает он: “Например, способ покраски. Нельзя делать так, как это происходит. Дали команду покрасить, выдели краску, пришли и начали накладывать сверху слой. Старая краска могла отстать, а кладут поверх. А слой не должен быть толстый, нужно старую убрать, сжечь, очистить и только потом класть новую. А так как кладется наверх и потом снова наверх, внутри краски образуется мешок, в нем идет коррозия и металл рушится. Этого нельзя делать. Ковка более изящная, чем литье, в ней есть много замкнутых пространств, трудно доступных для покраски, поэтому должен быть тонкий слой краски, качественной, чтобы покрасить и больше 10 лет ничего с ней не делать. А как сейчас делают – гробят, в том числе и неправильной покраской”.

Сложно представить, что крепкий чугун может начать ломаться от прикосновения рук. Но именно так происходит в Ульяновске. И не с какими-то рядовыми заборами, а с высокими образцами художественной ковки. Заложенный ее создателями столетний запас прочности кончается, но мы не делаем ничего, чтобы его продлить, а порой и наоборот – только вредим металлическим узорам.

_1019119

Можно ли представить Дворец бракосочетаний без его металлических украшений? Нет. Между тем, их утрата идет на наших глазах. Пока мы ходим мимо, не всматриваясь в них и не замечая этого. Но что можно будет сделать, когда количество утраченных элементов станет слишком большим? Опять стыдливо повесить вокруг памятников архитектуры нарисованные на пластике и уже не существующие заборы?

Фото – Улград.

Оцените новость: