Яндекс.Метрика

Главный редактор National Geographic. Россия Андрей Паламарчук: «Наша страна – бесконечная тема»

Выступая на фестивале «Фрегат Паллада», главный редактор National Geographic. Россия Андрей Паламарчук рассказал о самых первых фотографиях на его страницах столетней давности, показал первый российский номер журнала, который вышел в 2003 году, раскрыл специфику его издания в России, а также рассказал о том, что хочет снять в Ульяновске.

IMG_6354

Журналу National Geographic в этом году исполняется 130 лет, в сентябре будет 15-летие издания журнала в России.

IMG_6335

- Наверняка, многие видели эту девочку с обложки журнала National Geographic, – с этих слов Андрей Паламарчук начал встречу с читателями в Ульяновске. – Этот снимок – одна из самых известных фотографий 20 века и, пожалуй, одна из самых известных обложек всех журналов. Это работа знаменитого американского фотографа Стива МакКарри. На ней изображена афганская девочка, ее еще называют Мона Лизой 20 века. Фото было сделано в 1984 году в лагере беженцев в Афганистане. Снимок стал эмблемой не только гуманитарных проблем во всем мире, но еще и одним из самых красивых фотопортретов, а также, пожалуй, самой известной фотографией в истории журнала National Geographic.

130 лет назад журнал можно было назвать вестником Географического общества США. Там не было ни одной картинки, а тексты были на научные темы. 14 лет журнал выходил в таком виде – без иллюстраций. Тираж был небольшой – 200-300 экземпляров. И лишь в январе 1905 года вышел первый журнал National Geographic, в котором были фотографии.

- Это были первые в истории фотографии Тибета, – рассказал Андрей Паламарчук. – Это было очень круто – на тот момент людей европейской расы не пускали на территорию Тибета вообще, не говоря уже о том, чтобы кому-то удалось сделать там фотографии. Именно с этих фотографий началась слава журнала National Geographic.

Но чьи это были фотографии?

- Их сделали два наших соотечественника – бурят Гомбожаб Цыбиков и калмык Овше Норзунов. Это два великих путешественника и ученых. В конце 1990-х годов они получили задание от Русского географического общества – въехать на территорию Тибета и впервые в истории сделать фотографии его столицы Лхасы. Это задание было очень опасным – из него можно было не вернуться живым. Поэтому и были выбраны два человека, которые могли притвориться своими, что они и сделали. Цыбиков, будучи прекрасным знатоком буддизма, выдал себя за паломника из Бурятии и через территорию Монголии с караванами переехал на территорию Тибета. Норзунов в 1900 году проник на территорию Тибета через Индию. Они независимо друг от друга сделали фотографии скрытой камерой. И на тот момент каждый из них был снаряжен самой маленькой фотокамерой, существовавшей тогда.

Она выглядела вот так:

DSCN4598

- На снимках практически нет людей, так как они боялись, что их кто-нибудь увидит и выдаст. Поэтому они снимали в основном пейзажи. На тот момент это было очень круто, это были четкие хорошие фотографии тех мест, где ни один человек с запада не был. Это место было священно.

IMG_6339

Дальше произошла интересная история, которая известна со слов одного из первых редакторов National Geographic Гилберта Гросвенора, который возглавлял журнал около 50 лет. В 1903 году он был еще совсем молодым парнем, которого только назначили главным редактором тогда еще журнала без картинок. И накануне Рождества 1903 года типографы сообщили, что в журнале нужно чем-то заполнить 11 страниц – завтра журнал уходит в типографию.

- Сейчас я бы решил вопрос за час – через соцсети всем знакомым фотографам написал бы срочно прислать фотографии. Но тогда не было соцсетей, а журнал не печатал фотографии в принципе – иллюстрированные журналы в то время считались дурным тоном, журналами для домохозяек, которые любят рассматривать картинки. Но у Гросвенора тогда не было выбора – 11 страниц быстро заполнить текстом было невозможно.

Тут нужно снова обратиться к фотографиям Цыбикова и Норзунова – они вернулись в Санкт-Петербург, каждый получил золотую медаль Русского географического общества, которое было очень радо – это был вопрос престижа: и американцы, и французы, и англичане очень хотели попасть на Тибет, но никому это не удалось. Русское географическое общество отобрало 50 фотографий, напечатало набор фотографий, запаковало в футляр и отправило коллегам. Это был очень красивый, но издевательский жест.

- Так вот молодой редактор Гилберт Гросвенор сидит и не знает, чем заполнить журнал. И тут как раз его взгляд упал на посылку из России, в которой оказались те самые фотографии Тибета. Он отослал эти карточки в типографию, а сам пошел в бар – хотелось напиться, потому что он думал, что его уволят за публикацию фотографий в серьезном журнале. Но его никто не уволил, хотя сначала был скандал. Но потом люди стали приходить в редакцию журнала и спрашивали, где его можно купить. И издатели журнала подумали: может, в этом что-то и есть. С того момента National Geographic стал потихоньку превращаться в иллюстрированный журнал с лучшими фотографиями.

Американский журнал за декабрь 1958 года:

DSCN4593

DSCN4594

С 1995 года стали выходить национальные версии журнала по всему миру. Первый номер журнала в России вышел в 2003 году. На фото – самый первый номер и самый свежий номер журнала:

DSCN4589

- Какова же специфика журнала в России? – поинтересовались мы у главреда российской версии.

- Очень много отличий не может быть, потому что есть бренд и определенный уровень качества. За нами идет жесткий контроль со стороны головного офиса – именно творческий, а не идеологический. Многие редакции в других странах просто берут американский номер и стопроцентно его переводят. В России все по-другому. У нас самая большая страна в мире, со всем разнообразием климатических зон, с фантастически талантливыми фотографами – и не использовать все это было бы неправильно. Поэтому мы стараемся, чтобы в каждом номере процентов 10, 20, а иногда и 30 было собственных материалов. Другое дело, что производство таких материалов стоит очень дорого. Бюджеты, с которыми работает американская редакция, несопоставимы с нашими. Мы работаем немного скромнее, но не менее интересно. Да, в мире много стран, о которых лучше, чем американский National Geographic не расскажешь, потому что они могут позволить себе экспедиции длиною в год-два. Но есть одна территория в мире, на которой у нас перед журналистами других стран абсолютное преимущество, – это Россия. Никто лучше нас не знает наших людей, наш язык, нашу неуловимую и неописуемую русскую специфику. Поэтому основной приоритет редакции в России – это работа в нашей стране, рассказ о наших людях, наших фауне и флоре. География России – это бесконечная тема.

- А Ульяновская область на страницах журнала представлена?

- Я хочу сделать материал как минимум для сайта, но, возможно, и для журнала – у вас в Театре кукол есть деревянные автоматические миниатюры Морозова. У меня мечта снять видео – убрать стекло, поставить правильный свет и сделать документальный фильм об этом. Что касается каких-то экспедиционных задач – пока еще никто не предлагал, но надо, конечно, браться за разные интересные темы.

Андрей Паламарчук в фейсбуке – о нашей Волге: “Возможно, самый красивый вид на Волгу”

29542578_10155654427984615_4669714934535585771_n

С программой фестиваля “Фрегат Паллада” можно ознакомиться по ссылке «Фрегат Паллада-2018»: известные путешественники, кухни мира и мастер-классы

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость:
  • (9 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...

Внимание! Редакция ИА "Ульяновск-город новостей" не всегда разделяет мнение своих авторов! Настоятельно рекомендуем отказаться в комментариях от ненормативной лексики и от перехода на личности. Три жалобы от пользователей (кнопка "Пожаловаться") на комментарий с ненормативной лексикой, даже замаскированной, приводят к автоматическому удалению комментария. ТЕПЕРЬ МЫ БАНИМ ЗА МАТ!