Яндекс.Метрика

Ульяновский художник Мария Бычкова: «Картина живее любого постера»

Насколько популярна сегодня в Ульяновске покупка живописи? Зачем художнику нужен креативный кластер? Обязательно ли учиться, чтобы стать художником? Как рождаются яркие образы, дающие почувствовать аромат приближающихся весны и лета? Обо всем этом мы поговорили с ульяновской художницей Марией Бычковой, выставка которой «Из весны в лето» открылась в музее «Метеостанция Симбирска».

Мария Бычкова родилась в семье художников Александра и Людмилы Зининых. В 2003 году окончила Ульяновский Государственный Университет, получила диплом дизайнера. С 1998 года Мария регулярно участвует в художественных выставках, а также проводит персональные выставки. Даёт уроки и мастер-классы по рисунку и живописи. В новой экспозиции – более 40 живописных и графических работ, в том числе новых.

– В музее «Метеостанция Симбирска» уже дважды проходила выставка моего деда Владимира Николаевича Зинина, моего папы Александра Владимировича Зинина, поэтому для меня очень значимо, что моя новая выставка открылась именно в этом зале. На этой выставке работы с 2001 года. Каждая работа – это не просто порыв вдохновения, но и решение каких-то художественных задач, где-то, может быть, проба пера. Например, в картине «Юность» 2005 г.одамне были интересны лессировки, валёр, работа с тонкими слоями краски, именно в портрете. Это один из моих первых масляных портретов.

_fKvdkFG__A (1)

– Весенне-летнюю тему выбрали сами или просто работы накопились, которые можно было объединить?

– У меня был выбор, потому что работы есть разноплановые, в том числе целая серия авангардных, абстрактных работ. Но так получилось, что именно для этого классического зала, в преддверии весны все совпало – тема женственности, бабочек, весны.

x_440a6c04

DSCN4213

DSCN4221

DSCN4222

– У вас получились яркие, летние образы.

– Да, в моих работах очень много лета. У меня на этот счет есть своя теория – может быть, это потому, что я летом родилась. Не безосновательная теория, полагаю. Ведь первые зрительные впечатления от окружающего мира и природы человек получает в первые дни и недели своей жизни. Самые первые и красочные картины, пришли и навсегда отпечатались в сознании, когда я, младенцем, лежала в детской кроватке в саду под яблоней в деревне моих бабушки и дедушки. Так получилось, что я родилась в Павловке, когда молодые художники, мама и папа, приехали в гости, на папину малую родину из Санкт-Петербурга, тогда Ленинграда, где вместе закончили институт.

– Серия из трёх довольно авангардных работ, посвящённая Санкт-Петербургу, есть и на этой выставке. Не хотите ли сделать отдельную выставку картин такого плана?

– Я думаю, что можно – у меня много абстрактных работ. Большинство из них уже показывались на областных, городских, молодежных выставках. А работа «Другой город» даже попала на региональную выставку «Большая Волга», проходившую в 2008 году в Чебоксарах.

“Воспоминания о Санкт-Петербурге №1”
DSCN4201

“Воспоминания о Санкт-Петербурге №2”
DSCN4202

“Воспоминания о Санкт-Петербурге №3”
DSCN4203

– Интересная тема – город, а есть ли у вас работы, посвящённые Ульяновску?

– Именно концепция работы «Другой город» к Ульяновску не имеет отношения, в ней мне хотелось отразить жизнь большого мегаполиса, но ту жизнь, которая скрыта за пределами нашего обычного восприятия. За основу я взяла вертикальную композицию, густые насыщенные цвета и резкие линии. Но у меня есть одна концептуальная работа, близкая теме города Ульяновска. Написана в 2006 году, называется она «Симбирская аномалия». Её концепция – симбирский разлом, родина симбирцитов. И она олицетворяет собой аномально активную зону, создающую завихрения энергетического фона в окружении двух рек, текущих в разном направлении, – Волги и Свияги. Одна из моих теорий, заключается в том, что именно эта аномалия повлекла за собой появление большого количества талантливых людей в данной географической местности. Работа выдержана в гамме фиолетовых и чёрно-серых оттенков с отчётливыми графическими линиями спиралей.

– Где можно увидеть эту картину?

– Она находится в частной коллекции. Люди, которые её приобрели, – большие поклонники джаза, и они увидели в ней отголоски любимого музыкального направления. Новые хозяева обещали дать ей своё название, так как авторское название «Симбирская аномалия» им не пришлось по душе. Думаю, можно разыскать владельцев и попросить у них картину для участия в задуманной выставке абстракций. Или можно написать авторскую копию. Где-то у меня должен сохраниться картон, эскиз данной картины, выполненный акрилом.

– Мария, вы создали арт-школу, как сейчас с ней обстоят дела?

– Да, у меня была арт-школа – своя стационарная студия в «Квартале»… Но в настоящее время, в связи с кризисом, очень трудно ежемесячно платить аренду. И студия перешла в другой формат, более мобильный. Я преподаю в свободных помещениях, которых в Ульяновске очень много. Например, это очень гостеприимная детская библиотека №24, выставочный зал на Покровской. И в этом зале, в музее «Метеостанция Симбирска», мы тоже уже провели урок с детьми. На данный момент это удобное решение, так как можно охватить большее число учеников в разных районах города. Пока актуальным остаётся Ленинский район.

– Вы из династии художников, наверное, рисовали с детства? Помните ли, как в первый раз взяли в руки кисть, карандаш?

– Да, конечно. От семьи очень много идет, часто бывают династии музыкантов, врачей. То же самое с художниками – уже трудно представить себя в другой профессии, все равно это будет что-то творческое. Например, у меня сын занимается фотографией, снимает видео. Первые кисточки и краски у меня появились года в два. Но чтобы осознанно пойти в профессию художника… Чем ближе наступало время заканчивать школу, тем отчетливее приходило осознание, что да – именно эта профессия. Но на тот момент высших учебных заведений в городе не было, второй год существовало отделение в училище культуры – и я поступила на дизайн, затем в университет.

– А как, по-вашему, обязательно ли учиться в вузе рисованию, чтобы стать художником?

– Конечно, нужно учиться!

– А как же самообразование, талант?

– Творчеством может каждый заниматься. Необязательно же становиться профессиональным художником, можно быть художником, например, наивного искусства. Иногда бабушки в 70 лет берут кисточку и пишут такие прекрасные, душевные вещи, что их работы начинают цениться, их покупают галереи, любители искусства. Но чтобы овладеть рисованием в совершенстве, конечно, нужно учиться, брать уроки у разных педагогов, потом поступать в высшие учебные заведения.

– А если во взрослом возрасте прийти к этому?

– Сейчас достаточно много всяких курсов, видео-уроков в Интернете. Учиться можно бесконечно. Но если хочется качественного образования, то нужно выбирать уже какие-то более академические курсы. Можно написать картину маслом за 2-3 часа под руководством куратора, но если хотите именно научиться владеть в совершенстве карандашом и выстраивать фигуры, писать портрет с натуры – на это нужны многие часы упорного труда.

DSCN4206

– Популярно ли сейчас в Ульяновске обучение рисованию?

– Вообще сейчас это очень актуально и не только в Ульяновске. Модно все, что связано с хэндмэйдом, что можно сделать своими руками. Часто люди уже приходят в зрелом возрасте, но, конечно, лучше начинать учиться с раннего возраста, когда еще можно поставить руку, привить вкус.

– У нас существует мнение, что в провинции ничего не добиться, из Ульяновска сильная миграция – у вас не было мыслей уехать, чтобы развиваться дальше?

– Вообще, это правильно, нужно развиваться. Для художника тяжело вариться в таком маленьком городке, надо где-то показываться. У меня такие мысли были, я их не оставляю – но в плане того, что мне интересно участие в выставках. Для этого же не нужно переезжать в другой город, можно просто участвовать работами, сейчас даже есть возможность участвовать в выставках в цифровом виде – ты просто посылаешь свои цифровые картины, они выставляются, могут войти в каталог. Конечно, самые значимые для художника выставки – всероссийские, международные. Но всем этим нужно заниматься. И все упирается в материальные вложения. Однако это хороший путь, потому что он открывает художникам другие рынки покупателей, повышает стоимость на рынке. Художника могут заметить, его работы могут купить не только для частных коллекций, но и для галерей.

DSCN4225

– А ваш покупатель кто – это Ульяновск или другие города, страны?

– Это и другие города тоже, и Ульяновск. Но мой покупатель – это не человек, который вкладывает в живопись деньги, – когда мы говорим о самых дорогих произведениях, когда художника покупают, как вложение денег. Меня покупают люди, которым именно нравятся картины, это чисто эмоциональная покупка. Сейчас вообще очень печальная тенденция с картинами, с продажами в Ульяновске. Очень много появилось таких вариантов, как печать постеров, печать на холсте.

– То есть в Ульяновске стали меньше покупать, заказывать портреты?

– Да, за счет того, что появилось очень много печатной продукции – и не всегда человек отличает: зачем платить дороже, если можно сходить и купить на строительном рынке какую-то картину. И только люди, близкие к искусству, продолжают покупать именно картины. Жаль, что покупательская способность не такая высокая. Но они знают, чем отличается настоящая живопись. Даже живопись любителей – все равно это живое, это человеческий труд, душа, настроение, эта картинка живее любого постера. Опять же это свечение красок, каждый мазок имеет свою ценность и воздействие.

– Мария, какую-то новую серию сейчас готовите, может быть, есть какие-то новые идеи?

– Боюсь загадывать и что-то говорить. Конечно, планов очень много и хочется попробовать себя в каких-то более дизайнерских вещах, выйти за пределы двухмерности холста. Но для этого всего нужно время и свободные финансы, чтобы это все воплотить. Хочется продолжать серии работ. Вот, «Поцелуй» могла бы быть в большем размере, те же бабочки, метра три на четыре. Но чтобы работать с большими форматами, опять же нужна большая мастерская. Однако при желании, конечно, все это решаемо.

DSCN4214

– У нас много говорят о создании в регионе креативного кластера. Как вы считаете, это нужно творческим людям Ульяновска?

– Я считаю, что, конечно, нужно создавать такие вещи, иногда даже с целью просвещения, чтобы люди знакомились, видели отличие настоящего искусства от чего-то второстепенного. Потому что много сейчас каких-то суррогатных продуктов.

– Говоря о креативном кластере, вам, как художнику, какая была бы нужна поддержка?

– Для меня лично было бы полезно какое-то финансирование выставок за пределами нашего города. Это на самом деле важно.

– А «Союз художников России» этим не занимается?

– Он занимается по тем же рельсам, как это было в СССР, хотя раньше он больше финансировался, больше было хороших государственных заказов. Сейчас это минимальные заказы, не сравнить с тем временем, когда членам союза бесплатно выделялись не только мастерские, но даже кисти и краски. В настоящее время «Союз художников России» находится на самофинансировании. Все это очень печально. Вообще, я считаю, что от культуры очень много зависит – уровень жизни определяется именно культурой. Художники же сейчас просто выживают, потому что цены за мастерские высокие. Если говорить о культурном кластере, хотелось бы какие-то пространства, чтобы люди могли встречаться, но не на уровне деревенских клубов, а чтобы все опиралось на базу, которая у нас есть, те же «Союз художников» или «Союз архитекторов». Чтобы это все как-то взаимодействовало. Кроме того, нам не хватает менеджмента в искусстве. Чтобы были менеджеры, которые бы все организовывали, продвигали выставки, информацию, продажи – этого не хватает. Арт-менеджер – это человек, который делает искусство актуальным, определяет его значимость на рынке. Но иногда для творческого человека и неважно, есть какой-то кластер или нет – он все равно будет творить, все равно будет рисовать. Но хорошо бы и у нас в городе появились новые красивые выставочные пространства – просторные, светлые, современные.

Юлия Узрютова

Оцените новость: