Яндекс.Метрика

Против Фурцевой: орган понесут в Мемориал

Орган из здания областной филармонии перенесут в Ленинский мемориал, где для инструмента собираются обустроить отдельный зал. Губернатор Сергей Морозов позвал желающих в дирекцию, которая будет заниматься переездом органа на новое место, и дал понять, что ремонт других учреждений культуры в Ульяновске возможен будет только после реконструкции Ленинского мемориала.

На совещании, которое состоялось 28 февраля в Ленинском мемориале, должны были окончательно решить судьбу самого знаменитого музыкального инструмента Ульяновска. Сейчас орган находится в здании в филармонии под специальным саркофагом. Губернатор, чьего решения о переносе собравшиеся ждали всё часовое совещание, выразился художественно: «Орган там не мерзнет. Он пока спит в тепле».

Перенести орган в новое место нужно, конечно, по причине плачевного состояния векового здания филармонии. Кроме того, оказалось, что зал, где орган стоит уже больше тридцати лет, для него не предназначен — в филармонии орган и звучит не в полную свою силу, и условия там неподходящие. Органист Александр Титов, который работает с инструментом все время с момента его установки, рассказал, что первые трещины в органе появились спустя два года после его приезда в Ульяновск. Тогда их по гарантии устраняли специалисты немецкого производителя «Ойле». Титов настаивал на совещании, что заниматься переносом инструмента должна как раз «Ойле» и что зал, который собираются обустроить в Ленинском мемориале, сразу должны оборудовать специальной системой климат-контроля. Орган состоит из почти десятка тысяч деталей, большая часть которых деревянная, поэтому инструмент нуждается в определенных условиях по температуре и влажности.

Приглашенные специалисты — театральный технолог Олег Мельников и директор компании «Акустик групп» Анатолий Лифшиц – осмотрели зал в общественно-политическом центре Мемориала, который оборудуют под музыкальный. Чтобы орган звучал, необходимо на 20-30 сантиметров поднять потолок, увеличить длину зала и убрать стекла по бокам. Приглашенные эксперты считают, что в этом месте можно сделать хороший зал для исполнения органной и камерной музыки.

Сколько будет стоить новый зал, ещё неизвестно. Не объявляли пока и состав дирекции, которой предстоит «переносить» орган и «строить» для него зал. Всех желающих в нее уже пригласил губернатор: «С учетом всех наших сомнений мы создаем дирекцию по созданию здесь современного органного зала». Сергей Морозов дал понять, что пока не реконструируют до конца Ленинский мемориал — а речь идет о проведении работ на сумму около миллиарда рублей, всерьез заниматься ремонтом других учреждений культуры, в том числе и не доделанной филармонией, власти не будут. Но и никто не возьмет на себя ответственность, чтобы «орган не звучал 10 лет», заявил Морозов.

Против переноса органа выступил краевед Сергей Петров: «Если у Ленинского мемориала упадет одна из стен, то пусть вот те, кто “за”, из своих зарплат его потом ремонтируют».

На совещании заговорили и о возможной реконструкции Большого зала Ленинского мемориала в зал, в котором можно регулярно и в хорошем качестве исполнять академическую музыку. По словам Лифшица, есть два варианта. Первый – это установка системы виртуального усиления звука. Установка обойдется в 30-50 миллионов рублей, но зато не потребует проводить в зале строительных работ. Второй вариант — создать естественные акустические условия. Этот путь, видимо, более дешевый, но требующий перестройки зала и нескольких лет на эти работы1. Мельников привел пример Саранского музыкального театра, где из бывшего зала съездов в смогли сделать отличный по акустическим параметрам концертный зал.

– А можно орган установить на сцене большого зала? – поинтересовался вездесущий краевед Петров.
– Можно, но тогда весь симфонический оркестр нужно будет в Барыш вывезти. Они вместе на одной сцене не уместятся, – пояснил кто-то из участников заседания.

По музыкальной судьбе большого зала Ленинского мемориала конкретных решений на прошедшей встрече не принимали. Кстати, по легенде, орган не устанавливали в советское время в Ленинском мемориале, потому что министр культуры СССР Екатерина Фурцева категорически была против, чтобы в мемориале Ленина играла «церковная» музыка.

Артем Горбунов.

Оцените новость: