Яндекс.Метрика

Городу готовят новую транспортную модель. Маршрутчики задумались

В прошлом году был заключен договор с ГУП «Мосгортранс НИИ проект», который разрабатывает Ульяновску транспортную модель – она станет инструментом для дальнейшего развития транспортной системы. Ульяновск следует по стопам Москвы, однако перевозчики города уже сейчас видят в этом большую опасность, вплоть до возможной утраты основной функции – перевозки пассажиров. Кроме того, исполнительный директор Ульяновского территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный альянс» Виктор Сидоренко отмечает, что сегодня этот бизнес в Ульяновске – крупная, градообразующая отрасль, от которой зависят вместе с членами семей около 100-150 тысяч человек.

Пассажиропоток в Ульяновске поменялся

«Создание транспортной модели – одна из ключевых задач стратегии социально-экономического развития города Ульяновска», – отметил модератор круглого стола «Транспортная модель города Ульяновска 2030 – как изменится город?», прошедшего в понедельник, советник главы администрации города Ульяновска Андрей Капралов.

По словам начальника управления стратегического развития администрации города Ульяновска Андрея Федорова, при разработке этой стратегии в 2015 году были выявлены серьезные препятствия для развития города, в том числе транспортная система города.

«Транспортная система сложилась у нас в городе на основе еще советских маршрутов, рассказал начальник управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска Игорь Бычков. – По электротранспорту очень многое сохранилось, а по автобусам произошел передел рынка в 1990-е годы, когда у нас было пять автотранспортных пассажирских предприятий, сейчас осталось только одно, которое переживает не лучшие времена. Та транспортная система, которая сложилась, конечно же, работает, но в то же время начинает сама себя изживать, и доказательства этого – последние изменения: закрылся ряд маршрутов, которые в свое время были очень востребованы, – 2, 39, 33, 98 и др. Эти маршруты называли экскурсионными – пассажиры объезжали все основные микрорайоны. Со временем пассажиропоток начал меняться. Раньше был большой пассажиропоток из нового города в центр, сейчас уже визуально видно, что многие люди наоборот уезжают в новый город работать. Поменялись городские центры притяжения. Не замечать этого – очередной шаг в пропасть, рано или поздно система сама рухнет. Без глубокого анализа, без построения математических моделей, которые помогут посмотреть, к чему приводят те или иные изменения, дальше уже просто-напросто невозможно. Жизнь сама подталкивает делать изменения».

DSCN2788

По словам Бычкова, в прошлом году был заключен договор с ГУП «Мосгортранс НИИ проект», который предложит Ульяновску инструмент, с которым город будет дальше работать. Первый шаг – создание статической математической модели. Второй – разработка навигационно-информационной службы, которая будет отслеживать транспорт. Третий – предложения по модернизации транспортной системы и четвертый шаг – разработка проектов организации дорожного движения, где важное место будут занимать предложения по общественному транспорту.

Последуем за Москвой

Советник директора по работе с регионами ГУП «Мосгортранс НИИ проект» Сергей Саакян рассказал об опыте Москвы в развитии общественного городского транспорта:

«Москва сегодня один из самых динамично развивающихся городов с точки зрения транспорта. По принятию решений в транспортном комплексе Москвы есть два уровня – задачи, которые решаются при помощи статической транспортной модели, что разрабатывается сейчас и для Ульяновска, и динамической транспортной модели – она характеризует ситуацию на текущий момент, онлайн (на основе камер и т.д.) Статическая транспортная модель – это математика, которая показывает, что будет, если… Например, если закроем улицу, изменим маршрут и т.д. Обе эти модели дают достаточно мощный аналитический инструмент, чтобы принимать решения в сфере транспорта. Кроме этого, важным инструментом для приятия решений является матрица корреспонденций, чтобы было понятно не только, сколько людей едет конкретном маршруте, но и куда они едут – чтобы лучше осуществлять тонкую настройку транспортной системы. Чтобы это отслеживать, в Москве была построена региональная навигационно-информационная система, которая создается и в Ульяновске».

DSCN2792

По сути, весь общественный транспорт в Москве работает по регулируемым тарифам, рассказал также Сергей Саакян.

«То есть у нас на текущий момент нет людей, которые собирают деньги, а выручка является их источником доходов. В 2015 было принято решение, что мы переходим на новую модель, после этого была проделана большая работа по аналитике, по перестроению маршрутной сети, убиранию дублирования, по расчету экономики, пассажиропотока и т.д. После этого были отыграны конкурсы на новые маршруты с новыми условиями для перевозчиков, основным условием для них было – качественное оказание услуг. У нас 90 процентов оплаты – это электронные платежи, соответственно, эти деньги сразу уходят в бюджет Москвы, далее бюджет города расплачивается с перевозчиками за транспортную работу. Поэтому мы имеем возможность платить не за перевезенных пассажиров, а за то, что человек вывел вовремя нужное количество подвижного состава, который соответствует требованиям, установленными в контракте (в том числе наличие кондиционеров, доступность для маломобильных групп). То есть у нас оплата перевозчикам на 70 процентов зависит от качества оказанных ими услуг и только на 30 процентов – от количества перевезенных пассажиров».

А что в Ульяновске?

По словам Сергея Саакяна, на данный момент создана статическая транспортная модель города Ульяновска.

«В марте она должна быль откалибрована. В конце марта в Ульяновске появится качественный инструмент, которым можно будет пользоваться транспортным инженерам, чтобы оценивать ситуацию и отвечать на вопросы «Что будет, если?»»
Вторая часть работы – создание региональной навигационно-информационной системы (до июня). Это будет инструмент для аналитики движения общественного транспорта. Третье – предложения по организации общественного транспорта в Ульяновске. На основании данных, полученных из региональной навигационно-информационной системы и математической транспортной модели, будут даны предложения по оптимизации маршрутной сети.

Перевозчики задумались

Впрочем, не все так однозначно. Так, в своем выступлении исполнительный директор Ульяновского территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный альянс» Виктор Сидоренко высказал обеспокоенность грядущими изменениями.

«Общественный транспорт в Ульяновской области складывался на протяжении 15 лет, и очень непросто. За эти годы общественный транспорт эволюционно достиг того уровня, который сегодня есть. И могу с полной ответственностью и основанием сказать, что он в Ульяновске сложился, может быть, даже отчасти и лучше, чем в других регионах. Он хорошо прописан, документирован, хорошо технологически, профессионально и производственно организован. Что сегодня есть? Принят реестр маршрутов города Ульяновска, на основе которого разработан документ планирования общественного транспорта на будущие 5 лет. На основе документа планирования разработано соглашение между всеми перевозчиками и администрацией города Ульяновска. В нем проговаривались все качественные характеристики работы общественного транспорта, динамика его развития».

Он добавил, что сегодня сфера перевозок в Ульяновске – это крупная, градообразующая отрасль. Прямо в этой отрасли заняты порядка трех тысяч человек, вторичная занятость составляет 15-20 тысяч человек, с членами семей, которые живут на доходы от этой отрасли, около 100-150 тысяч человек. Капитализация отрасли составляет 500-700 миллионов рублей.

«Если мы говорим о какой-то модели и возникает определенного рода конфликт интересов, то мы должны быть очень осторожны в принятии решений. Потому что разрушить – не значит построить. Мы очень внимательно следим за практикой работы в других регионах в области создания моделей, модернизации, внедрения системы безналичной оплаты проезда, и многие на этом пути испытали очень серьезные трудности. Некоторые автотранспортные предприятия приходили к банкротству. Неосторожное принятие преждевременных решений приводило к этому. В рамках пятилетнего горизонта развития мы понимаем, как будет развиваться наша отрасль. Если вы в ближайшее время будете вносить какие-то серьезные изменения маршрутной сети, называя это оптимизацией или модернизацией, то мы должны это через себя пропустить, проанализировать. Самой большой опасностью является утрата основной функции – перевозки пассажиров».

Кроме того, Виктор Сидоренко говорил и о необходимости пересмотра градостроительного кодекса, чтобы уже на стадии строительства решались вопросы подъездных путей, стоянок и общественного транспорта.

Также на круглом столе говорилось и о необходимости учесть интересы такси и велосипедистов.

Не хотят выходить из тени

Сергей Саакян отметил, что в Москве более 90 процентов такси стандартизированы и ездят по лицензиям.

«Мы их так же, как и автобусы отcлеживаем в режиме онлайн. Но есть вопрос. В регионах, когда говорят о желании развивать такси, все очень осторожно обходят тему того, что это в принципе бизнес за наличные деньги. И никто не особо хочет выходить в светлую. Потому что там, где людей заставляют ставить GPS, очень часто они быстро выходят из строя. Эта ситуация не эксклюзивная – так практически во всех регионах. То же самое касается и общественного транспорта в виде маршруток: второй по обороту денежных средств бизнес в стране – это как раз общественный транспорт. И очень неохотно оттуда люди выходят, все, конечно, жалуются, говорят, что плохо живут, но при этом несколько миллиардов теневых денег все отлично как-то переваривают. Ситуация здесь не такая мягкая и пушистая, как все о ней заявляют».

Самое интересное начнется потом

Есть и еще один момент, вызывающий вопросы, – что же будет после того, как модель Ульяновску разработают?

«Новая схема – это здорово, отметил директор областного департамента транспорта Юрий Чибисов. – Но если сейчас водитель автобуса частной компании не ездит, потому что ему невыгодно, каким образом ему будет выгодно ездить с новой схемой? Необходимо учитывать, как мы это будем решать».

По словам Бычкова, нарабатывается практика штрафов для перевозчиков за нарушения.

«Новая транспортная схема будет выставляться на конкурсы, и, соответственно, будут другие договорные обязательства».

Бычков также отметил, что разрабатываемая модель – это инструмент, с помощью которого на практике можно будет что-либо менять.

«Невозможно сразу изменить систему, которая строилась с 1990-х годов. Но любая система рано или поздно заходит в тупик, если не развиваться. Сейчас все в этом инструменте не учтешь. Нам дадут элементарную вещь, из которой как из конструктора можно развивать другие вещи. Дальнейшее будет зависеть от нас»

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость: