Сразу в нескольких районах Ульяновской области закрыты роддома, что уже вызвало возмущение среди женщин. В прошлом году закрылось родильное отделение в Павловской районной больнице, начиная с 2018 года не работают родильные отделения в Карсунской, Радищевской, Сурской, Чердаклинской районных больницах. В региональном Минздраве говорят, что на эти роддома приходится по 10-15 родов за год, из-за чего акушерский персонал теряет квалификацию. Кроме того, в Ульяновской области снижается численность женщин фертильного возраста, а в 2017 году уменьшилось количество родов. Есть и еще изменение – в связи с открытием перинатального центра в Ульяновске роддом Медсанчасти с персоналом перемещается в новое учреждение. Где же теперь будут рожать ульяновские женщины? Предлагаем ознакомиться с новой схемой, предложенной региональным Минздравом.
«По демографическим показателям мы видим, насколько у нас снизилась численность населения за пять лет, – рассказала в ходе пресс-конференции, посвященной этой теме, заместитель министра здравоохранения, семьи и социального благополучия Инна Чигирёва. – У нас снизилась численность женского населения – за 5 лет на 2 процента, женщин фертильного возраста – на 10 процентов. Коррелирует с этими показателями число родов – начиная с 2012 года количество родов было стабильно одинаковым, в 2017 году количество родов уменьшилось. На 2018 год мы планируем примерно 11 700 родов. Мы это связываем с тем демографическим провалом, который нам дают женщины фертильного возраста, рожденные в конце 1990-х годов».
Инна Чигирёва рассказала, что медицинская помощь женщинам в период беременности и родов в Ульяновской области оказывается на трех уровнях. На первом – помощь женщинам так называемого низкого риска. В области в 15 районах имеются койки патологии беременных, в пяти районах – родильные отделения. Там рожают женщины с физиологическими родами – женщины, у которых не прогнозируется риск во время беременности и родов. На втором уровне в регионе три межрайонных центра – Барыш, Инза, Николаевка (там рожают женщины со средним риском) – и два городских учреждения: Городская клиническая больница №1 в Ульяновске и Клиническая больница №172 в Димитровграде. Также имеется две медицинских организации третьего уровня, куда направляются и будут направляться женщины с высоким риском.
«В тех районах, где отсутствуют родильные койки, организована маршрутизация на межрайонные центры. Это территориальная маршрутизация физиологических родов. Те женщины, у которых прогнозируется высокий риск или есть сопутствующие заболевания, будут рожать в областной клинической больнице. Те женщины, у которых будут преждевременные роды, роды с риском для плода или имеются какие-то нарушения развития плода, будут рожать в новом перинатальном центре».
По словам Инны Чигирёвой, начиная с 1987 года в Ульяновской области закрывались родильные отделения в районных больницах.
«Это связано с тем, что в них происходит очень малое количество родов, причем очень значительно утрачивается квалификация персонала. При родах менее 600 в год квалификация персонала не может поддерживаться на высоком уровне. А у нас подчас в районных больницах приходятся одни роды в квартал на одну акушерку. То есть это 10-15 родов в год – профессиональный уровень не может поддерживаться при таком количестве родов. В 1987 году было закрыто родильное отделение в Базарносызганской больнице. И далее в разные годы закрывались родильные отделения в больницах. На сегодняшний день у нас в пяти районных больницах функционируют на первом уровне родовые койки и в трех – на втором уровне. В прошлом году закрылось районное отделение в Павловской районной больнице, начиная с 2018 года закрылись родильные отделения в Карсунской, Радищевской, Сурской, Чердаклинской районных больницах. На сегодняшний день в остальных больницах родильные отделения функционируют, в зависимости от интенсивности работы будут приниматься решения об их работе».
Что же осталось там, где закрыты родильные отделения? По словам Чигирёвой, остались отделения патологии беременных, гинекологические отделения, сохраняются резервный родзал на случай экстренных родов, палата для мамы и ребенка. Женщины будут отправляться планово на госпитализацию на второй уровень в межрайонный центр или на третий уровень в город Ульяновск.
По мнению главного врача Ульяновской областной детской клинической больницы (в структуре больницы будет работать перинатальный центр) Анны Лебедько, плюс новой маршрутизации в том, что будет модернизирован мониторинг беременных.
«Мониторинг должен быть обязательно онлайн, должна измениться сама стратегия работы с беременными женщинами, особенно если есть проблемы. То есть не ждать, пока возникли проблемы. Мониторинг онлайн позволяет женщину сразу направлять на дополнительное обследование или госпитализацию. Я уверена – после того, как мы эту стратегию введем, сделав так, как это сделано в центральных городах и Европе, проблем с вынашиванием и рождением детей должно стать меньше».
«Сейчас много пишут в соцсетях, что это безобразие – куда-то ехать за столько километров рожать, – говорит Анна Лебедько. – Но я хочу назвать одну цифру. У нас много лет в областной больнице существует служба – реанимационно-консультативный центр, другими словами, санавиация. Машина реанимобиля вместе с оборудованием выезжает и вывозит тяжелых новорожденных детей. Любые физиологические роды по какой-либо причине могут перейти во внеплановые и нефизиологические. Около 400 новорожденных детей из разных районов области мы переводим на себя. Это не из-за того, что нам хочется все закрыть, а что-то большое открыть, всех согнав в одно учреждение. Это для того, чтобы улучшить помощь. Если женщина будет планово госпитализирована на плановое родоразрешение под наблюдение и под нормальную диагностику, будет больше шансов на рождение здорового ребенка. Лучше привезти ребенка – особенно, если ожидается, что он будет проблемный – в маме, внутри, чем потом везти уже родившегося в кювете, какое бы хорошее ни было оборудование».
Впрочем, это мало успокаивает возмущенных жителей. В соцсетях высказываются не такие однозначные мнения относительно новшеств. Например, от того же Сурского до Ульяновска – более ста километров. Почему принято решение о привязке этого района к Ульяновску? Кстати, в региональном Минздраве это объясняют так: Сурский район уже много лет прикреплен к городу, и это сделано, чтобы не ломать многолетнюю сложившуюся структуру маршрутизации. Есть вопросы и по другим районам, однако в министерстве уверены, что такая оптимизация – лишь во благо. Отмечается даже, что министерством здравоохранения мониторировалась ситуация в близлежащих городах. В частности, сообщили в ходе пресс-конференции, в Чувашии, где низкие показатели младенческой смертности, уже давно работает такая схема, в Мордовии почти никто в селах не рожает, в Пензе практически все централизовано.
В начале марта обещают открыть перинатальный центр «Мама»
«Перинатальный центр «Мама» – это совершенно новое учреждение в области материнства и детства третьего уровня, новое в том плане, что в центр завезено очень много новых технологий, – рассказала главный врач Ульяновской областной детской клинической больницы (в структуре больницы будет работать перинатальный центр) Анна Лебедько. – Кроме того, акцент сделан на комфортное пребывание в нем женщин – это специальные технологии поддержания микроклимата, один санузел и душ на две палаты, предусмотрена новая система уборки. И это не только для удобства и комфорта, но и для того, чтобы минимизировать риски заражения. У нас будут рожать женщины, у которых есть проблемы, так называемых физиологических родов будет очень мало. Эта группа пациентов и детей более уязвима. В центре будет много современных медицинских технологий. Специалисты для работы на новом оборудовании поедут обучаться в Англию. Конечно, нужно будет время, чтобы ввести новые технологии. Также будут внедрены технологии вынашивания недоношенных детей. Кроме того, будет доступна такая технология, как телемедицина – виртуальные обходы».
Структура перинатального центра
Юлия Узрютова