На российских кладбищах можно увидеть самые разнообразные надгробия. Анна Синельникова постаралась разобраться, как люди выбирают эти изображения, что они значат и как влияют на выбор особенности населенного пункта, – на примере кладбищ Дубны и Кимр.
Надгробия – это уникальный случай создания идентичности человека не им самим при жизни, а родственниками и друзьями после его смерти: они выбирают, что лучше всего характеризует умершего человека, и помещают это на его надгробие.
Первое, на что обращаешь внимание на кладбищах Дубны и Кимр, – это обилие надгробий с изображениями на обратной стороне: на лицевой части – фотография умершего и даты жизни, а на другой стороне – эпитафии и картины. Разнообразием изображения не отличаются, большинство из них – это «русский пейзаж»: берёзы, ивы у воды, православные храмы на берегу водоёмов.
Могильные плиты заказывают не сразу после смерти человека: по словам сотрудников ритуальных агентств, родственники приходят за памятниками примерно через 2–3 месяца. За это время у них есть возможность не единожды осмотреть надгробия на кладбище по дороге к могиле, и позже при заказе в ритуальных агентствах они, возможно, просят повторить тематику часто встречающихся изображений.
Если люди выбирают уникальное изображение, то чаще всего пытаются отразить на нем профессию или род деятельности покойного.
Еще по теме:
Военные и полицейские чаще всего изображаются в соответствующей форме. В редких случаях это надгробия, поставленные при финансировании Министерства обороны РФ; они изготавливаются по образцу и содержат одинаковую надпись: «Защитнику Отечества от Министерства обороны РФ». Но, как ни странно, именно на таких надгробиях умерший изображен в гражданской одежде.
Иная ситуация с медиками: очень редко встречаются изображения человека в медицинской одежде. Чаще всего, чтобы показать его принадлежность к профессии, используется наиболее известный медицинский символ – змея, обвивающая чашу.
Самые популярные инструменты для изображения увлечения музыкой – гитара и аккордеон, они встречаются на надгробиях всех четырёх кладбищ региона.
На надгробиях строителей и инженеров чаще всего изображаются их постройки и проекты. Чтобы было понятно, почему на надгробии человека находится здание, обычно добавляется надпись, указывающая на род занятия покойного: «Заслуженный строитель РСФСР» или «Кораблестроитель. Лауреат Ленинской премии».
В Кимрах на кладбищах часто встречаются могилы криминальных авторитетов: этот город имеет один из самых низких показателей уровня жизни, в 1990-е годы он считался центром наркоторговли; и до сих пор Кимры лидируют по уровню смертности от наркотиков среди городов Тверской области.
Принадлежность к криминальным структурам отражается куда более разнообразно. На могилах изображают розу ветров, под именем умершего в скобках пишут его кличку. В основном на надгробиях криминальных авторитетов изображен человек, вальяжно сидящей в кресле: его поза говорит о том, что он «хозяин жизни». Это подтверждают дорогие атрибуты: часы, мобильные телефоны, автомобили.
Родственники людей из криминального мира не думали о том, что через несколько десятилетий самые модные и дорогие на тот момент телефоны и автомобили уже будут считаться не самыми престижными. Получается, надгробие, которое по определению призвано оставить определенную память о человеке на долгое время, у деятелей криминального мира ориентировано на очень небольшой промежуток времени.
Еще по теме:
Самое главное различие между кладбищами в Дубне и в Кимрах связано с национальностью покойных. В Кимрах можно найти «еврейские территории» и уголки, где расположены только мусульманские или цыганские могилы. Помимо того что цыгане оборудуют умершим своеобразный склеп, они не кладут гроб на землю: яму заливают бетоном или обкладывают камнем, и только туда ставят гроб.
В центре Нового кладбища в Кимрах есть огражденная территория, на которой собраны мусульманские могилы. Надгробия здесь, как правило, лаконичны: зачастую на них нет даже фотографии умершего, а только имя и даты. Если фотография и есть, она не сопровождается эпитафиями, а с обратной стороны надгробия нет изображений.
На кладбищах в Дубне таких национальных территорий нет – национальность покойных можно определить только по их именам. В городе достаточно высокая миграция населения, особенно среди сотрудников ОИЯИ: они могут уезжать с семьями в институты-партнеры, так же как и из других научных центров могут присылать сотрудников в Дубну. Кроме того, по численности населения этот город в два раза больше, чем Кимры. В Кимрах же миграция населения не стимулируется.
Небольшое количество жителей в городе заставляет людей держаться за свою национальность и определять себя через неё. В городе с большей численностью населения и постоянной миграцией жителей такая потребность отпадает: там национальность больше не является важной частью идентичности человека.
Еще по теме:
Анна Синельникова, Тверская область, http://zapovednik.space/material/neveselye_kartinki. Фото автора