Яндекс.Метрика

Алексей Храбсков: «Театров много не бывает»

Неделю назад стало известно о том, что основным местом для показа спектаклей Молодежного театра станет кинотеатр «Художественный». Театр существует полтора года, базируясь в креативном пространстве «Квартал». Сейчас разрабатывается концепция развития театра. По словам его руководителя Алексея Храбскова, говорить о переезде в новое помещение пока рано – предстоит решить немало вопросов с передачей здания, его ремонтом и т.д. Алексей Храбсков рассказал Юлии Узрютовой о том, как это будет происходить, какие возможности даст Молодежному театру «Художка», а также об изменениях в репертуаре, которые в связи с этим произойдут.

– Алексей, какова сегодня ситуация с передачей театру здания кинотеатра «Художественный»?

– На текущий момент принято решение о разработке концепции развития Молодежного театра и размещении его в кинотеатре «Художественный». Решение принято на встрече с труппой коллектива с губернатором Сергеем Морозовым 7 января. Прошла всего неделя, поэтому конкретные сроки пока уточняются. Это очень непростой вопрос, который требует решения многих нюансов.

– Какие здесь нюансы?

– Во-первых, передача здания, экспертиза, проектно-сметная документация, ремонт, приспособление этих помещений для театра.

– На каких условиях может быть передано здание?

– Пока решается вопрос, в какой юридической форме будет существовать театр, это будет оперативное управление или безвозмездное пользование. Речи об аренде не идет.

– То есть пока вы остаетесь в «Квартале»?

– Пока у нас договор до апреля.

– А после что будет?

– Конечно, мы хотим уже переехать. Но тут надо думать. Ведь если мы с репертуаром, который рассчитан на камерную аудиторию, переедем в больший зал, нам нужны средства по переформатированию этих спектаклей на новую сцену. Одними костюмами и декорациями в рамках 30 квадратных метров мы не обойдемся, то есть нужны какие-то средства. Поэтому нам в любом случае нужно ждать финансовой помощи от государства.

– Сейчас театр как существует?

– На общественных началах. То, что мы зарабатываем, все в минус – убыточно он существует. Театр сам по себе не может приносить прибыль, потому что в «промышленных» масштабах, в масштабах стадиона – это уже шоу-бизнес. Не может быть драматический театр рентабельным и, естественно, нам нужна помощь. И мы обратились за помощью к государству, потому что мы хотим развиваться – и не в сторону коммерции. Мы хотим служить государству, быть полезным ему.

– Новая концепция будет предполагать финансирование?

– Конечно, бюджетное финансирование, но все сейчас еще решается.

– Какие возможности вам даст новое помещение?

– Да безграничные! Расширяются постановочные возможности по сравнению с камерным пространством. Хотя мне жаль некоторые спектакли – при переносе на большую сцену они потеряют камерность, в этом была своя прелесть, ведь мы ставили в том пространстве, в котором жили. Теперь надо будет перестраиваться. Но самое главное – все артисты и все службы будут получать за свой труд зарплату. Невозможно в таких условиях жить нормальным коллективом в 15 человек актеров. Максимум – изо всех сил выбиваясь – мы можем обеспечить и содержать 5-6 человек, при этом 24 часа в сутки работать всеми – и актерами, и промоутерами, и реквизиторами, и костюмерами. А кушать хочется. Хочется об этом не думать, а все силы бросать на творчество.

– В большом зале будете уходить от камерности?

– Мы будем экспериментировать, искать. Если мы не заложим путь собственного развития, через год мы будем просто повторяться. А так мне бы хотелось вместе с ребятами, с молодыми актерами искать то, о чем они хотят говорить, что для них волнительно, а значит, это будет волнительно и для зрителя.

– Молодежный театр – тот, в котором играет молодежь, или тот, который играет для молодежи?

– И то, и другое. Молодежь для молодежи языком молодежи. Название Молодежный театр придумали сами ребята полтора года назад. Когда я спросил их, как бы вы хотели назваться, они сказали Молодежный, потому что молодежного нет в городе.

– То есть, по вашему мнению, по мнению актеров, у нас с этим направлением проблема в городе?

– Да это во всем мире проблема! Я думаю, что это проблема государства, а не театрального искусства. То есть я сейчас пытаюсь быть полезен государству, а не театральному искусству. Если создаются целые министерства молодежного развития, если есть в государстве молодежная политика, то такой социальный институт, как театр, может напрямую работать с молодыми людьми, с целевой аудиторией.

– Как вы выбираете репертуар?

– Пока мы существовали в ситуации студии, репертуар выбирался по желанию сделать то, о чем хочется говорить. Когда мы стали существовать как единый коллектив, тут же возникла потребность зарабатывать – естественно, мы свой репертуар выбирали по целевым аудиториям – спектакли для детей, подростков, для взрослых, классика для пожилых, чтобы как можно больше людей нами интересовались. То есть это не было Молодежным театром в том смысле, что он выбирает репертуар только для молодежи. Теперь, когда мы просим у государства помощи, тут уже подключается социальная политика, и здесь будет уже, конечно, соцзаказ, и тогда мы будем формировать репертуар более целево для определенных социальных групп молодых людей.

– Современная драматургия вас как-то интересует?

– Конечно, интересует. И как раз ее-то у нас практически и нет в городе. Мы хотим ее как-то коснуться и попробовать. Там есть одно преимущество – попытка говорить о сегодняшнем дне, что современный репертуарный театр обходит стороной, ставя в основном классику. Я бы хотел искать современную драматургию, которая бы цепляла именно молодых людей, где отражались бы сегодняшние проблемы. Ведь молодежь иногда из-под палки в театр идет, хотя это не всегда так, есть прекрасные спектакли, где школьники просто ликуют. Но современная драматургия совершенно не представлена в Ульяновске. И ее бы хотелось попробовать, конечно же.

– А как так получилось, что вы образовали отдельный театр?

– У нас уже 20 лет существует факультет культуры и искусства в УлГУ со специальностью «Актерское искусство». На 90 процентов всех молодых и уже даже зрелых актеров – выпускники этой специальности. Факультет обеспечил актерами труппы Драмтеатра, Театра юного зрителя, Театра кукол, театра-студии Enfant-Terrible, который при моем участии создавался и силами выпускников этой специальности. Очень много людей желают заниматься актерским искусством, у нас очень много талантливых ребят. Но не все остаются в этой профессии. Если говорить экономическими категориями, то у нас кризис перепроизводства. То есть артистов больше, чем в принципе есть театров на сегодняшний день. В 90-м году в Ульяновске было два театра – Драматический и Театр кукол. С тех пор открылся Театр юного зрителя, театр-студия Enfant-Terrible. И вот сейчас – Молодежный. Надо сказать, что существует федеральная программа развития театрального искусства до 2025 года, и там прописано, что театров должно быть определенное количество на определенное количество населения. И четыре театра на население города Ульяновска – это немного, то есть в принципе даже нормы нет. Статистика говорит, что всего лишь 3-4 процента населения ходят в театры. И, как сказала директор драмтеатра Наталья Александровна Никанорова, которая нас очень поддерживает: «Театров много не бывает». За что ей огромное спасибо. Тем более, зрительный зал предполагает не больше 150-200 мест.

– А в «Художественном» сколько мест?

– 230. Но там придется демонтировать несколько рядов, чтобы расположить сцену.

– Какие-то есть задумки со сценой, что-то современное попробовать?

– Да, хочется современную сцену, чтобы мы нетрадиционно подходили к пространству. Конечно, традиционная сцена – «итальянская коробка» – само собой, никуда от нас не денется. Но хочется как-то трансформировать пространство, получить дополнительные постановочные возможности. Или вот, например, иммерсивные спектакли, когда зритель является непосредственным участником действия, спектакли-квесты. То есть вот какие-то такие эксперименты. Хочется посмотреть, что это такое, что это за театр. Безусловно, мы не уходим от традиционного спектакля, в нем ничего плохого нет. Мы не говорим, что мы революцию здесь совершаем, я хочу сказать, что мы будем пробовать – это интересно, прежде всего, молодым людям, потому что вокруг столько всего происходит – и не у нас. Все новости театрального мира очень быстро доходят, многие вещи дошли до нас на видео, и молодежи в Ульяновске тоже хочется в этом поучаствовать.

– Можно ли сказать, что такие проекты как Молодежный театр частично снимают проблему оттока молодежи из Ульяновска, дают возможность здесь реализоваться?

– Конечно, более того, у Сергея Морозова есть идея организации сети Молодежных театров по области. Но этот вопрос сейчас разрабатывается. Надо искать таланты и не лениться.

– А концепцию развития Молодежного театра кто разрабатывает? Какая идея будет главной?

– Министерство молодежного развития Ульяновской области, при поддержке министерства искусства и культурной политики. Это будет театр для молодежи языком молодежи, молодых актеров, театр, ищущий современный язык, ищущий актуальность в своих постановках, реагирующий на происходящие события.

– Молодежный театр в новогодние дни работал на большой площадке – В Ленинском мемориале с музыкальной программой «Мэри Поппинс» – что это был за эксперимент?

– Это был первый раз – такой большой проект мы не делали никогда. Еще летом возник вопрос новогоднего спектакля, а на такой площадке как Ленинский мемориал – это все очень грандиозно и амбициозно. После разговора с директором Лидией Геннадьевной Лариной было принято решение о музыкальном спектакле. По-моему, успешно, было очень много зрителей, и такая отдача была. Тысяча человек, зал дышит – это очень дорого стоит.

– По сравнению с вашей камерной аудиторией какие впечатления?

– У ребят небольшой шок. Они привыкли работать в маленьком пространстве, и это накладывает на них отпечаток – на большой сцене приходилось вырабатывать новый навык – работы на большой площадке. По-моему, ребята справились.

– Будете продолжать экспериментировать?

– Не знаю, все зависит от того, как сейчас повернется наша жизнь в связи с новым зданием, когда все-таки мы откроемся. В идеале было бы здорово открыться в сентябре в новом сезоне премьерой на этой сцене и с рядом спектаклей готового репертуара. И это была бы бомба, конечно.

Для справки

Молодёжный театр создан в Ульяновской области в августе 2016 года. В состав труппы входят 18 молодых профессиональных актеров, 4 режиссера. За полтора года существования у Молодёжного театра уже сформировался репертуар из 11 спектаклей. В течение полутора лет спектакли театра посетили более пяти тысяч зрителей. В настоящее время театр осуществляет свою деятельность при поддержке фонда «Культурная столица» и Креативного бизнес-пространства «Квартал». Театр принимал участие в областных театральных фестивалях «Александровский сад» и «Лицедей-2017». Четверо артистов театра стали лауреатами областного фестиваля «Лицедей» в номинации «Новое имя на театральной сцене». Проект «Молодежный театр» в прошлом году выиграл грант в размере 75000 рублей в ежегодном Губернском конкурсе молодежных проектов региона. Полученные средства пошли на техническое оснащение: световое и звуковое оборудование.

zTxLqQyRQcs

Юлия Узрютова. Фото Марии Чурбановой

Оцените новость: