Яндекс.Метрика

“Учителей предупреждаем, что целый день будем взрывать”

Ольга Мартыненко со своими учениками – желанные гости на ульяновских научных фестивалях и других образовательных событиях для детей. Вокруг их стола, заставленного колбами и реактивами, собираются дети, требующие химических опытов – еще и еще. И взрослые, наконец открывающие для себя, что скучнейшая в школе химия может быть невероятно интересной. С учителем химии гимназии №33 мы поговорили о секретах изучения сложного предмета, достижениях современной российской химии, недостатках ее преподавания в школе и о волшебстве на основе науки, которое может быть доступно каждому.

him1

- Ольга, сначала вопрос о вас. Почему химия и преподавание в школе?

- Мне казалось, что химия – это самый уникальный предмет. Он дарит чувство волшебства. Для меня как для ученика ход реакции был очень сложно предсказуемым. Это было сказочное действие. Конечно, у нас в первой гимназии был очень хороший был учитель химии – Марина Александровна Волкова, сейчас она в Москве. Спасибо ей, это она дала чувство сказочности этого предмета.

В УлГПУ я пошла потому, что это был на тот момент единственный вуз в городе, который давал знания по химии. Не думала, что буду работать в школе, были планы на аспирантуру. Но попала на практику в свою первую школу к изумительным детям, с которыми дружу до сих пор. С аспирантурой решила повременить и сейчас нисколько не жалею об этом.

- Стандартно химия в школе считается или скучным, или сложным предметом, хотя химические реакции – увлекательный и зрелищный процесс. Почему так происходит?


- По нормам СанПин химия на самом деле в 8-9 классе имеет высший уровень сложности. А с точки зрения преподавания очень важно заинтересовать детей предметом. Они сами говорят, что приходят на химию в ожидании, что как в “Гарри Потере” будут варить зелье и не отходить от пробирок, а получается, что первые два месяца обучение идет почти без реакций, потому что это теория. Если в этот момент не поддерживать интерес опытами, он угасает совсем. Это огромное количество формул, от которых никак не уйдешь, но это убивает интерес. Я по возможности стараюсь хотя бы через урок показывать опыты, связанные с предметом.

Не люблю телевизионные опыты, стараюсь показывать реакции на экране только в крайнем случае, когда они действительно опасны или, например, поводятся с жидким азотом, которого я купить не могу. Остальное стараюсь делать руками. Например, смесь гремучего газа – это взрыв кислорода и водорода – мы делаем. И делаем так, что слышно и на этаже под моим кабинетом. И учителей предупреждаем, что целый день будем взрывать. В этом году я пришла в новую школу, 33 гимназию, и когда показываю этот опыт, соседние классы сидят и ждут, нам слышно аплодисменты из соседних кабинетов.

Это детям нравится. Кроме того, веду кружок в 8 классе. Это то самое время, когда мы почти не пишем формул, а делаем опыты, хотя по программе их еще нет. После него ребята и показывают опыты на разных площадках.

В каждом классе есть своя фишка. Самый взрывоопасный – это 8 класс. Например, опыт, когда получают кислород под действием катализатора на перекись водорода, и ребенок в стеклянной колбе по 8-9 раз зажигает лучинку, она вспыхивает с чпокающим звуком – это очень интересно. В 9 классе совсем другая система. В 10-м это органическая химия, когда все можно понюхать и получаются просто шикарные запахи. Например, на той неделе мы получали этаналь, запах зеленых яблок, из спирта.

him2


- У вас получается опытов больше, чем по программе?

- В программе нет определенного количества опытов. Если говорить совсем официально, то за 8-9 класс нужно показать около 20 опытов. Но по уму можно показать 30-35, имея фантазию и реактивы. Реактивы сейчас есть в специализированном магазине, есть многие и в бытовых магазинах. Есть реактивы, которые только через юрлицо покупаются, но школа может их заказать. Но я сталкиваюсь со случаями, когда у учителя есть кабинет с реактивами, но он опыты делать не хочет. Да, опыты и нахождение в лаборантской – это строго регламентированная вещь. Детям в ней находиться нельзя, в кабинете лишний раз – тоже нельзя, там запрещено вести другие уроки и классные часы. В советское время платили за вредность из-за запаха в лаборантской. И мы работаем и с кислотами, и с аммиаком. Возможно, учителя боятся отравиться, поэтому избегают опытов, показывают их по телевизору. Но без работы руками изучать химию – не вариант. Это плюс, что есть много каналов на ютубе и что по ним дети могут дома делать опыты, но пусть в первый раз руками они сделают это при мне, чтобы я понимала, что техника безопасности будет соблюдена.

- Это все интересно детям увлеченным, но зачем вообще знать химию? Многие решают в школе, в том числе с подачи родителей, что и без нее проживут.

- Есть такое стихотворение “Не бывает ненужных знаний”. Его смысл в том, что до войны ученый в Ленинграде изучал рисунок на крыльях бабочек. А когда пришла война, он предложил способ защиты зданий от арт-обстрелов. И Смольный институт был закрыт именно по его системе.

В современном мире нельзя говорить о том, что какой-то предмет можно из школьной программы исключить. Если исключить химию, то, по логике жизни, человек должен обитать в пещере, не готовить еду на огне, не одеваться в одежду и так далее. Но химию нужно рассматривать не только как область, которую изучают в школе. Химия намного больше. Вы идете с ребенком на прогулку, а какую бутылку с водой берете? Есть несколько видов пластика, которые нельзя повторно использовать для пищевых продуктов, они начинают выделять вредные вещества. Кулинар должен быть хорошим химиком. Хотите дома почистить серебро, отмыть посуду – надо знать химию. Это все дается, когда ты выучишь определенные основы, когда ты начнешь понимать, что и как. Например, почти все почистить можно с помощью уксуса и соды. Если заботитесь об окружающей среде, можно отказаться от моющего средства, заменив его бытовыми веществами, от шампуня, без мыла на природе можно достаточно спокойно обойтись.

- Все-таки в химии есть много сложных вещей, можно ли их понять или тут нужна только зубрежка?

- Многие моменты или проигрываются, или являются понимаемыми. Есть мнемонические правила в стихотворной форме, чтобы запомнить какие-то вещи. Надо понять, что химический язык, использующийся в написании формул – это еще один, если не иностранный, то приближенный к нему, со своими правилами. И если все это постепенно и вовремя включать, сложностей не возникает. В 8 классе это освоится, в 9 будет легко, в 10 начинается другая химия, органика, она даже легче.

- А насколько востребованы сейчас знающие химию выпускники вузов? Ведь чаще всего ЕГЭ по химии у нас сдают будущие медики.

- У нас в Ульяновской области нет своего химического производства. Но производственная химия есть в других городах рядом. Выплавка сплавов – это химия, пластик – это химия, одежда, еда – это все химия. Нанотехнологии, ядерная медицина – это химия. Если уж совсем по-крупному говорить, производство продуктов питания требует технолога, который знает эти процессы, знание химии нужно в строительстве, в фармацевтике. В военной промышленности без химии не обойтись.

Кстати, с военными вузами есть проблема. Сейчас ввели новый федеральный образовательный стандарт, в котором по отдельным профилям химия в 10-11 классах вообще не изучается и не попадает в аттестат. И есть случаи, когда детей разворачивают из военных вузов, потому что у них в аттестатах нет химии. Вообще же, малое количество часов – очень актуальная проблема для учителей химии. В непрофильных классах это один час в неделю, как раз в таких условиях химия и становится непонятной. Приходится или менять программу, или в 9 классе вводить базу, чтобы в 10 было легче.

За счет сокращения количества часов, есть ощущение, что химия стране не нужна. Но если наука не нужна, каких побед мы ждем от промышленности, от исследователей? А ведь пока в честь наших ученых называют элементы. Есть элемент “Дубний” в честь института в Дубне, в том году были открыты четыре новых элемента, в том числе “Московий” в честь Подмосковья, где их синтезировали, и “Оганессий” в честь нашего ученого. Ребятам об этом рассказываешь – это круто. Но ни одной напечатанной таблицы с этими элементами не найти, чтобы им показать. Получается наука идет вперед, а образование за ней не успевает.

- Что бы вы посоветовали родителям младших школьников, которые проявляют интерес к химии, при том, что сами родители с ней не очень знакомы. Как поддержать интерес у ребенка?

- Есть огромное количество интересной литературы по химии. Могу посоветовать книгу Любови Стрельниковой, главного редактора журнала “Химия и жизнь”. Книга называется “Из чего все сделано”. Ее можно читать от детсада до ста лет, в ней есть не только красивые фото веществ, но и понятный и интересный текст, она на бытовых примерах помогает понять химические законы.

Для более старших – Джей Берресон “Пуговицы Наполеона. 17 молекул, которые изменили мир”. Это книга про молекулы, которые перевернули мировоззрение людей. За счет целлюлозы, например, огромное количество африканцев было насильно переселено в Америку, чтобы английская монархия обогатилась. Расцвет Венеции был связан с пряностями. Автор сделал акцент именно на таких примерах. При это в книге есть огромное количество реакций, формул и все это интересно. Ребятам в старших классах я эту книгу обязательно даю, они с удовольствием читают.

Еще одна – “Исчезающая ложка” Сэм Ким. Она тоже про элементы, объясняет, как элементы встречаются и используются. В ней описывается очень много исторических событий, связанных с элементами. Например, о том, как экспедиция Роберта Скотта на южный полюс плачевно закончилась, так как он заделывал дыры в топливных баках оловом. А оно при минус 30 градусах превращается в рыхлый порошок.

Эти книги очень хорошо приближают химию, учителю важно их читать, чтобы сделать те самые связи с другими предметами.

Если ребенок заинтересовался, ему надо помочь. Простейшие опыты можно найти и в сети интернет, есть книга “365 научных опытов на каждый день”. По уму, пара красителей, сода, уксус и лимонная кислота, позволят огромное количество опытов делать. Можно дома без специальных реактивов попробовать делать краски из растений. Нужны растения, канцелярский клей, мед и банки, где они будут храниться. И можно будет порисовать тем, что ты из растений получил. Сейчас есть много наборов, но они стоят немало. Например, чтобы вырастить кристалл, но ведь это можно сделать без набора – из соли, из медного купороса, купить квасцы в специализированном химическом магазине, они очень красивые. Кстати, когда я там покупала реактивы, передо мной в очереди стоял 13-летний ребенок, который сам делает опыты.

- Вы не жалеете о том, что сосредоточились на преподавании химии, нет ли желания заняться чем-то большим?

- Я люблю работать с детьми. Ребята, у которых я была на практике, показали мне, что с детьми работать не страшно, это интересно. Ближайшие несколько лет планирую работать учителем. Но мне нравится внеурочная работа, в том числе за пределами химии. Например, я являюсь членом молодежного немецкого клуба, в летнем лагере мы придумали и делали химическое шоу “Сказки братьев Гримм”. Оно потом расширилось, мы берем новые сказки, придумываем новые опыты. Получилась большая химическая шоу-программа, мы ее доделываем, совершенствуем. С этим шоу нас приглашают на разные площадки для детей самого разного возраста.

- Получается, химия – это творчество?

- Да, творчество, которое невозможно остановить.


Фото – из архива Ольги Мартыненко.

Оцените новость:
  • (3 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...

Внимание! Редакция ИА "Ульяновск-город новостей" не всегда разделяет мнение своих авторов! Настоятельно рекомендуем отказаться в комментариях от ненормативной лексики и от перехода на личности. Три жалобы от пользователей (кнопка "Пожаловаться") на комментарий с ненормативной лексикой, даже замаскированной, приводят к автоматическому удалению комментария. ТЕПЕРЬ МЫ БАНИМ ЗА МАТ!