Яндекс.Метрика

ИП и ООО: знакомимся с Законом “О торговле” и проверяем договоры

Последний месяц года традиционно посвящен не только подведению итогов, праздничным корпоративам и подаркам, но и заключению новых договоров. Это могут быть и глобальные контракты на миллионные поставки, и простенькие договорчики на закупку десятка пирожков. Заключаются мелкие договоры предпринимателями самостоятельно, типовые формы скачиваются из интернета. И то правда, самое главное – цена, сроки оплаты чтобы были, а все остальные 33 главы – просто юридическая дребедень. Но Федеральная антимонопольная служба так не считает.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области находится в Ульяновске, на улице Гончарова, 2. И занимается она не только расследованием сговоров на торгах, картельных соглашений, недобросовестной рекламой, но и контролем за соблюдением Закона «О торговле» (Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ)

Большинство предпринимателей скажет, что помнит, был какой-то закон пару лет назад, про бонусы и проценты для торговых сетей. А с законом нужно было ознакомиться подробнее, потому как штрафы немаленькие. Будем разбираться и срочно проверять договоры.

На кого распространяется действие Закона «О торговле»

Закон регулирует отношения между органами власти и хозяйствующими субъектами, а также между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Розничная торговля на рынках, внешнеторговая деятельность и операции с ценными бумагами, недвижимостью, продукцией производственно-технического назначения и энергетическими ресурсами по действие закона не попадают.

Человеческим языком. Если вы предприниматель или руководитель ООО, торгуете в розницу или оптом продовольственными и промышленными товарами, то закон про вас.

Разборки по понятиям

Если вы приобретаете продаете товар гражданину для использования в личных целях (съесть, надеть, поменять мебель и т.д.), то это розничная торговля. Если же закупка и продажа товаров производится для извлечения прибыли (сделали наценку и отдали), то мы говорим о торговле оптовой. Разделений проходит не по количеству вещей, а по конечной цели продажи!

Продовольственные товары – не только продукты, но и пиво, алкогольная продукция, питьевая вода, детское и диетическое питание, пищевые добавки.

Важным для применения закона является понятие «торговая сеть». Торговая сеть представляет собой два и более торговых объекта (это могут быть как капитальные здания и их части, так и временные конструкции – киоски), принадлежащих либо одному лицу, либо работающие под одним коммерческим обозначением.

Человеческим языком. Если вы счастливый обладатель парочки магазинов или киосков, можете смело считать себя владельцем торговой сети.

На что нужно обратить внимание в договоре поставки продовольственных товаров

Ищите в договоре поставки продовольственных товаров фразы типа: «уступка права требования по договору запрещена», «уступка права требования допускается с согласия…», «перемена лиц по договору возможна по согласованию сторон» и похожие на них.

Эти пункты и абзацы из договора необходимо удалить! При переговорах со своими контрагентами ссылайтесь на п.10 ст. 9 Закона «О торговле».

Проверьте сроки оплаты. Да, пусть вы договорились о другом, и все равно они не заплатят. В договоре должно быть четко прописано:

– скоропорт со сроком годности менее 10 дней подлежит оплате не позднее, чем через 8 рабочих дней с момента получения товара;
– товары со сроком годности от 10 до 30 дней включительно – 25 календарных дней;
– товары со сроком годности более 30 дней – 45 календарных дней.

Обратите внимание, что отсчет срока оплаты начинается с момента фактического получения продукции. Не путайте рабочие и календарные дни. Сократить сроки оплаты можно, увеличить нельзя.

При переговорах руководствуемся п.7 ст.9 Закона «О торговле».

Посмотрите размеры стимулирующих выплат, бонусов и т.д. Максимальный размер вознаграждения составляет 5 % (в него уже включены плата за продвижение товара, логистика, подготовка, обработка и т.д.). Фразы типа «покупатель оказывает услуги по продвижению товаров, услуг, обработке товара» и т.п. из договора необходимо исключить.

Если вы поставляете социально значимые продовольственные товары, ни о каких % не может быть и речи.

Изучаем п.4, 5, 12 ст. 9 Закона «О торговле».

Запрещено требовать:

– входную плату за поставки,
– компенсацию за изменение матрицы/ ассортимента,
– плату за утрату/ порчу/ бой поставленной продукции, произошедшие по вине покупателя,
– возмещение других расходов покупателя, не связанных с исполнением договора поставки.

Основание – п. 13 ст. 9 Закона «О торговле».

Если вы владелец торговой сети (двух торговых точек достаточно) или поставляете в торговую сеть товары, то должны доводить информацию:

– об условиях отбора контрагентов,
– об условиях своего типового договора,
– о гарантиях качества и безопасности продукции (поставщики)

путем размещения информации на своем сайте в сети интернет.

Смотрим п.1, 2 ст. 9 Закона «О торговле».

Если вы нашли какие-либо пункты из перечисленного в своих договорах или до сих пор не завели собственного сайта, то можете считать себя матерым нарушителем закона. Договоры должны были быть приведены в соответствие до 01.01.2017 года. С этого же времени необходимо размещать информацию в интернете.

Почём нарушения

Нарушение требований по представлению информации об условиях заключения договоров поставки продовольственных товаров (ст. 14.41 КоАП РФ) со стороны владельца торговой сети и поставщика влечет наложение штрафа в размере 20-40 тыс. рублей на должностное лицо и 300-500 тыс. рублей на юридическое лицо.

Человеческим языком. Если вы занимаетесь торговлей продуктами питания и не завели собственного сайта, вас могут оштрафовать на сумму до 500 тыс. рублей.

Нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров (ст. 14.42 КоАП РФ) влечет наложение штрафа в размере 20-40 тыс. рублей на должностное лицо и 1-5 млн. рублей на юридическое лицо.

Обратите внимание, что по ст. 14.42 КоАП РФ каждый «запретный» пункт договора учитывается отдельно. Например, если запрещена уступка права требования и нарушены сроки оплаты, штраф будет налагаться по разным частям статьи 14.42 КоАП РФ (1 млн. + 1 млн.)

Человеческим языком. Чем больше пунктов договора нарушают закон, чем больше таких договоров заключено с контрагентами, тем больше размер штрафа.

Кто виноват? Что делать?

Не паниковать. Тщательно проанализировать условия договоров. Все исправить. Обратите внимание на старые редакции Закона «О торговле». Часть ограничений введена в действие ранее 01.01.2017 г.

Задуматься о создании сайта. Достаточно простенькой «визитки», где будет контактная информация, типовой договор и другие данные.

Вероятность того, что вас начнут проверять, невелика. Но договоры могут привлечь внимание при проведении контрольных мероприятий в отношении ваших контрагентов.

Посчитайте количество обнаруженных нарушений закона в своем договоре, умножьте на сумму штрафов – эту сумму вы только что сэкономили. С чем вас и поздравляем.

Оцените новость: